Танские правители добились детализации учета податных, чтобы ни одного из них не потерять для налогообложения. Учет населения велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Одновременно казна пошла и на некоторые уступки — если двор имел четырех взрослых трудоспособных податных, то повинностями облагались лишь двое; если было-трое взрослых, то. облагался один. Освобожденные не могли претендовать на надел.
Основной формой эксплуатации оставалась продуктовая рента-налог, и ей сопутствовала отработочная рента. В некоторых случаях отработка заменялась деньгами. Норма поборов была несколько ниже, чем при династии Суй.
Обязательства податного складывались из той же «триады повинностей»: зерна, шелка или холста и шелковой ваты и отработок. Вместо 30 дней барщины было установлено 20 дней в году. В местах, где не производились ткани, взималось серебро. У скотоводов брали баранов. Предусматривалась возможность замены: если податной отрабатывал больше положенного времени, то он освобождался от части уплаты зерном или тканями. Поднявшие целину или перешедшие в малонаселенные районы на время освобождались от податей.
Впервые за всю историю развития надельной системы о танском времени можно судить не только по государственному законодательству. Обнаруженные во время экспедиций в Дуньхуане (на северо-западе Китая) подворные списки свидетельствуют о широком претворении этих аграрных порядков в жизнь вплоть до окраин огромной территории страны. Процесс феодализации в Китае завершился. В условиях надельной системы непосредственные производители превратились в феодально-зависимых крестьян, образовавших вместе с наделами единый нерасчлененный объект собственности государства и облагаемых феодальной рентой. Община утратила право на земельную собственность входивших в нее хозяйств. Ее органы становились звеньями фискального аппарата государства. Вместе с тем анализ реестров показывает, что казна нередко шла на компромисс, и община продолжала играть некоторую роль в урегулировании землепользования крестьян на основе норм обычного права.
Крестьянское землевладение, юридически выраженное в держании государственного надела, создавало условия для хозяйствования и воспроизводства и тем самым обеспечивало развитие экономики страны. Мелкое индивидуальное производство в ранний период феодализма было наиболее прогрессивной формой хозяйства. Надельные крестьяне оказались прикрепленными к земле, а феодальному классу в лице государства удалось закрепить монопольную собственность на землю и частичную собственность на основного производителя.
На полях крупных феодалов непосредственно эксплуатировались разные группы зависимых. Это были буцюй, кэху, дяньху — «возделыватели» земли. Они держали от феодала небольшие участки земли, платили ренту и выполняли работы по его требованию. Феодалы использовали также труд рабов, но значительно реже. На полях, данных в кормление чиновникам, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.
Какую бы форму ни принимало землепользование крестьян, это всегда был небольшой участок, обрабатываемый примитивными орудиями. Господствующий класс, заботившийся лишь о поступлении налога и ренты, полностью передоверял крестьянам хозяйственную деятельность. Наделение основных производителей землей обеспечивало мощь феодальной державы и подъем ее экономики. А борьба крестьян в начале VII в. против угнетателей заставляла феодалов и их государственную организацию идти на некоторые уступки в установлении норм поборов и повинностей.
Сохранилось крайне мало сведений о частных владениях крупных феодалов. Отражая официальную точку зрения, источники повествуют лишь о землях, пожалованных феодальной наследственной аристократии, чьи владения соответствовали их титулам. Так, наивысший титул обеспечивал владение в 10 тыс. му, самый низкий — 500 му земли. Придворная ранговая аристократия могла владеть от 6 тыс. до 500 му. А заслуженные гражданские или военные чиновники —. от 6 тыс. до 300 му.
Чиновники вместе с должностью получали право на доход с земли соответственно рангам. Столичные чиновники получали от 200 до 1200 му земли, провинциальные чины — от 250 до 1200 и, наконец, военные — от 80 до 600 му. Владения давались им лишь на время службы.
Все земли, как наследственные владения знати, так и служебные наделы чиновников, освобождались от налогов.
ГОРОДА, РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ
Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV — V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. На юге Китая жизнь сохранившихся городов мало чем отличалась от деревенской.
Лишь в VI в. возродилась городская жизнь и градостроительство. Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или как морские порты. Заново отстраивались столицы — центры культуры и ремесла.
Три танские столицы (Чанъань, Лоян, Тайюань) славились роскошью и сказочной красотой императорских дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати.
Крупнейший город средневекового мира Чанъань отличался строгой планировкой. В восточной части находились императорские дворцы, дома знати и богачей. В тесных и узких переулках жили ремесленники и бедный люд. В Чанъане селились чужестранцы, выходцы из районов Ближнего и Среднего Востока. В начале VIII в. кроме даосских, буддийских монастырей и храмов имелись манихейские, несторианские, зороастрийские святилища, алтари Маздака и другие храмы. В Чанъане было несколько рынков. Значительную площадь занимали огороды.
Постройка Великого канала, административная реформа и попытки унификации денежного обращения способствовали быстрому росту городской экономики.
На морском побережье на магистрали Великого канала возник в начале VII в. г. Ханчжоу. На путях с севера на юг вырос Кайфын, а на Великом канале — Янчжоу. Крупными торгово-ремесленными центрами стали Чэнду, Чанчжоу, Сучжоу. Значительно расширились портовые города: Цюаньчжоу, Гуаньчжоу, Учан. Города обносились земляными валами, а внутри сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.
В городах, строившихся на государственной земле, находились учреждения, суды, тюрьмы, управления казенными рудниками, размещались воинские гарнизоны, монастыри и кумирни. Города выполняли военно-оборонительную, административную, экономическую и культурную функции. Здесь жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и военачальники, купцы, монахи и ремесленный люд.
В замкнутых кварталах, как и в деревне, которые при Северных Вэй назывались ли, а позже фан, жители были организованы в пятидворки и десятидворки. Ворота в стенах, окружавших кварталы, на ночь запирались. Конные отряды постоянно патрулировали улицы. Всем, кроме чиновников трех высших рангов, ночью запрещалось выходить на улицу. Танские законы наказывали 70 палочными ударами каждого, кто осмелится перебраться через городской вал или внутренние заграждения.
Раннесредневековая юридическая мысль не различала горожан и крестьян; специально городских правовых норм не было.
В империях Суй и Тан широко развивалось городское ремесло Возникли горнодобывающие и плавильные промыслы. В Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий, в Янчжоу строились корабли. Из Чэнду шелковые ткани вывозили на запад по Великому шелковому пути. В широких масштабах вели добычу соли, обработку металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного тростника. Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения.
Основной формой организации ремесленного производства была небольшая мастерская, являвшаяся одновременно и лавкой: ремесленник работал по заказам, а остававшийся товар продавал на рынке. Некоторые ремесленники трудились при монастырях. Кроме мельчайших мастерских были и крупные. В танское время большие ткацкие мастерские принадлежали крупным чиновникам.
Уже в раннее средневековье ремесленники одной специальности селились на одной улице или в одном квартале. На рынках их лавки составляли отдельные ряды — ханы. В VI веке на их основе сложились торгово-ремесленные объединения, получившие название туань и хан. В танское время в некоторые ханы входило до 400 семей. В VI — VII вв. складывание цеховых организаций еще только начиналось, и терминами хан и туань обозначились и торговые ряды на рынках, и ремес
ленники одной профессии, и собственно ремесленные корпорации. Писаных уставов еще не было. Возглавляли торгово-ремесленные объединения старшины. Ханы регламентировали прием в ученики, время работы, строго охраняли цеховые секреты, однако, находясь под контролем казны, они не могли контролировать цены на местных рынках.В VII — VIII вв. значительно развилось казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских,
монетных дворов, мастерских по вырезыванию печатей, изготовлению экипажей и т. д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка. Основной рабочей силой в казенных мастерских были тягловые ремесленники и невольники, осужденные в рабство за преступления. В тех отраслях ремесла, где требовалась квалификация, власти старались превратить занятие ремесленников в наследственное.
С объединением империи подъем переживала торговля. Ее вели по Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тропам, вдоль морского побережья. Крупнейшим рынком стала столица, важнейшим перевалочным пунктом — Янчжоу. В больших городах постоянные рынки находились под контролем чиновников. С заходом солнца торговля прекращалась. За землю, занятую под лавки и мастерские, казна взимала плату. На рынках размещались меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба винокуров, кабаки, публичные дома, устраивались театральные представления.