Смекни!
smekni.com

Китай в период раннего средневековья: общество, нашествия, юг и север (стр. 2 из 3)

Наиболее крупное объединение составляли племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать завязали торговлю с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, выпрашивали титулы и ценные подарки, обещая прекратить набеги. Китайские послы пытались использовать сяньбийцев против гуннов. В III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союз муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и союз племен тоба, кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Племена муюнов заняли Хэбэй и вели против гуннов длительные войны на суше и на море. При поддержке, китайцев они создали царство Янь.

К богатствам Срединной империи потянулись и обитатели западных краев: племена тибетской группы заняли земли Ганьсу, Шэньси и Нинся. Их знать утвердила царскую власть и создала государство Цинь. Северо-западные племена обладали большой военной силой. Завоевательные устремления привели их в столкновение с муюнами, а затем и с китайцами. Огромное войско, возглавленное Фу Цзянем, правителем Цинь, выступило в поход, преодолев большие пространства, горные хребты и реки. Через Хэнань войско Цинь двинулось на юго-восток, на-правляя удар против китайцев, еще удерживавших прибрежные районы Янцзы. В 383 г. у р. Фэйшуй, в бассейне р. Хуайхэ они пришли в столкновение с малочисленным войском противника. Полководцы южного царства, применив хитрость в стиле древнего классического военного искусства Китая, нанесли полчищам Фу Цзяня жестокое поражение. Кочевники в панике бежали. Царство Цинь распалось.

Государства, созданные завоевателями на Севере Китая, отличались неустойчивостью и легко распадались. Войны сопровождались истреблением и угоном в рабство коренного населения. Северный Китай, древнейший очаг китайской культуры с экономически наиболее развитыми и густонаселенными территориями, превратился в арену почти 100-летней войны.

Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором. Организуя государственный аппарат, он использовал китайский опыт. Сломив сопротивление мелких государств и племенных союзов, тобийцы вторглись в 367 г. в Китай. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. Внук Тоба Гуя в Северном Китае установил правление династии, известной под названием Северных Вэй.

ЮЖНЫЕ И СЕВЕРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в традиционной историографии периодом Южных и Северных династий. В III—VI вв. противостояние Севера и Юга, которого не знал древний Китай, стало важнейшей чертой этого времени. Разрушения, причиненные кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившиеся на Север, вызвали значительный отток населения.

На южных землях, обильных природными богатствами, с благоприятным климатом, сравнительно редкое население состояло из местных коренных племен и китайцев. Беженцы занимали плодородные долины, теснили местных жителей, захватывали их поля. Пришельцы с Севера расширяли запашку, создавали оросительные сооружения, принесли опыт обработки пашен, накопленный веками.

В то же время на Юге разгорелась ожесточенная борьба представителей господствующего класса за землю, за закрепление крестьян. Государственная организация была столь слаба, что не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался очень скудным. Крупные землевладельцы принимали под покровительство беглых, не создавая централизованного - хозяйства. Поля крупных землевладельцев обрабатывали зависимые от них держатели (дянькэ), прикрепленные к земле. Тяжелые условия труда и жизни, своеволие господ, опасность порабощения, угроза наказаний, а иногда и смерти заставляли земледельцев искать спасения в бегстве, переходах под покровительство новых хозяев. В середине V в. южное правительство безуспешно пыталось расширить фонды казенных земель.

Вскоре после падения Лояна в 317 г. придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (район Нанкина), провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором. Официальные хроники считают 317—419 гг. временем царствования династии Восточная Цзинь. Политически и здесь доминировала северная аристократия, захватившая львиную долю клю-чевых постов при дворе. Но власть императора была весьма слаба. Земли в долине р. Янцзы и у побережья принадлежали крупным владельцам — южанам. Все это привело к длительной и напряженной борьбе внутри господствующего класса. В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в мятежи. При дворах Восточной Цзинь плелись тайные заговоры, власть захватывали влиятельные сановники.

В конце IV — начале V в. вооруженные восстания крестьян, членов секты «Пять доу риса», а также рост противоречий внутри господствующего класса привели к падению власти Восточная Цзинь. После этого сменились еще четыре династии. Власть императоров не простиралась за пределы столичного района. Часто происходили дворцовые перевороты и убийства. Правящие круги Юга считали Янцзы надежной защитой от конников и не пытались возвратить китайскую территорию. Походы на Север предпринимали отдельные полководцы, но они не получали поддержки двора и аристократов.

Последние попытки отвоевать Север были предприняты в первой половине V в. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем.

Здесь начиная с IV в. господствовали «варвары»; исконное китайское население в массе занимало подчиненное положение.

Север Китая ко времени тобийского завоевания и образования Се-веровэйского государства являл собой картину упадка. Многие поля запустели и поросли сорняками, тутовые деревья засохли, ирригационная сеть разрушалась, деревни обезлюдели. Города превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или бежали на юг. Ремесло сохранилось частично лишь в деревне. Обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.

С прекращением нашествий и войн народ возвращался к «очагам и колодцам». «Сильные дома» захватывали земли и подчиняли себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднен, казна пустовала.

Все это заставило вэйский двор прибегнуть к мерам по закреплению власти государства в распоряжении землей. В 485 г. императорский указ устанавливал новый порядок, предусматривающий некоторое ограничение роста крупных землевладений. В советской историографии он известен как надельная система. Указ тобийцев стал дальнейшим развитием опыта аграрных преобразований, предпринятых еще в государстве Цзинь в III в.

В борьбе двух путей феодализации закон о надельной системе в какой-то мере символизировал победу принципа государственной собственности на землю над стремлением крупных феодальных родов закрепить свои владения. Закон фиксировал право крестьян на держание надела, свободного от власти отдельных феодалов. Устанавливал его размеры и обязанности их держателей. Мужчины и женщины от 15 до 70 лет имели право на владение пахотной землей: мужчины — в большем размере, женщины — в меньшем. На своем поле они обязаны были выращивать зерновые культуры. По достижении глубокой старости при потере трудоспособности или со смертью податного земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались. Вторую часть надела составляла садово-огородная земля, предназначенная для выращивания тутовых деревьев, конопли и овощей. Садово-огородная земля, по существу, считалась вечной, наследственной собственностью и ее можно было в некоторых случаях продать или купить. Наследственной числилась и земля, занятая двором-усадьбой.

За держание надела казне ежегодно выплачивались налоги зерном, шелковой или конопляной тканью и ватой. Кроме того, податной отрабатывал определенное число дней в году на казенных работах. Основой налогообложения считалась чета податных.

В деревне вводилась детализированная система управления. Пять дворов составляли низшую общинную организацию линь, пять линь — среднюю общинную организацию ли, пять ли, куда входило 125 дворов, составляли наибольшую деревенскую организацию (дан). Эти объединения управлялись сельскими старостами. В качестве вознаграждения часть податных в семьях старост освобождалась от повинностей и налогов. Вся эта организация отражала стремление государства подчинить своей власти всех земледельцев, разрушить патронимические связи и большие родственные и соседские коллективы в деревне. Двор (ху) как податная единица не мог служить основой учета, потому что дворы включали обычно несколько родственных семей. Власти добивались учета и обложения каждой четы и разрушения замкнутых общин-дворов.

Указ оговаривал существование особых имущественных наделов, начисляемых в виде дополнительных пахотных полей владельцам рабов и рабочего скота, а также многосемейным. На неженатых членов семьи начислялась 1/4, на раба—1/8, а на вола —1/10 часть обычного надела. Такой порядок отвечал интересам феодализирующейся знати и мог обеспечить ей довольно крупные землевладения. Чиновникам, состоявшим на государственной службе, полагались наделы земли в качестве натурального жалованья. Не занимаясь хозяйством, они получали доход с этих наделов. На землях членов царского рода, тобийской знати, «сильных домов» и буддийских монастырей работали посаженные на землю буцюй — рабы и полурабы, исполнявшие обязанности слуг и домашней стражи, а также пришлые — кэху и другие категории зависимых.