Смекни!
smekni.com

Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура (стр. 3 из 3)

Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Китайский монах Фа Сянь, совершив путешествие в Индию в 399—415 гг., составил «Записки о буддийских царствах». В VII в. монах Сюаньцзан свое путешествие в Среднюю Азию и Северную Индию (через Гиндукуш) описал в «Записках о западных страных периода великой династии Тан» — ценнейшем источнике для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Знаменитый автор отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где усердно трудился над переводами санскритских и других источников. Монах И Цзин оставил после себя «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описал путешествие из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив — в Индию. Широко развилось в VII в. историописание. При Ли Шимине средневековое государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок Сыма Цяня». На ос было создано 13 историй, охватывавших период I — начало VII в. н. э. Историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом для них служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Новая династия окончательно дорабатывала их и выпускала в свет истории царствования своих предшественников. Исторические труды содержали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этике, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о соседях Китая и о далеких странах. Первым критиком исторических трудов стал Лю Чжицзи, создатель в 710 г. труда «Проникновение в историю».

Ученые работали над восстановлением древних трудов. Большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером в этой области был Ван Сичжи (307—365).

Для подготовки учащихся к экзаменам из древних конфуцианских канонических трудов были составлены сборники под общим названием «Четырехкнижие».

При дворе императора в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позже получившее название академии Ханьлинь. Была предпринята публикация копий указов и распоряжений, которая постепенно, превратилась в своеобразный правительственный вестник. Ученый Ду Ю (755—812) составил первый сборник энциклопедического характера «Тундянь».

Высокого расцвета достигла поэзия. Ее прославила целая плеяда блестящих талантов. Традиции Тао Юаньмина, автора социальной утопии «Персиковый источник» продолжили великие поэты Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770).

В живописи особую школу создал Ван Вэй. Распространилась живопись на шелке и на бумаге в виде свитка. На развитии искусства и архитектуры сказалось влияние буддизма. Свидетельство тому — многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения будд и религиозная роспись пещерных буддийских храмов. При императорском дворе развивалось светское искусство, в стихах и красках прославлялись радость жизни, природа и веселье. Появился театр пантомимы. С расширением внешних связей в империю проникли и стали достоянием Китая достижения культуры других народов. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях производства (например, сахароварении) отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние культур других народов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.