На рубеже Х1Х в. западные державы, и в первую очередь Англия, все более настойчиво пытаются проникнуть на китайский рынок. Но со второй половины ХУШ в. Китай фактически был «закрыт» для европейской торговли. В стране существовала лишь один порт - Гуанчжоу, через который теперь велись все операции с иностранцами. Все иные формы и пункты торговли с иностранцами были запрещены и строго карались по китайским законам. Китайское правительство всю торговлю и вообще сношения с иностранцами поставило под свой жесткий контроль. Осталась только одна китайская компания гунхан, которая имела право вести дела с иностранцами .
Самим иностранцам было категорически запрещено находиться на китайской территории лишь в пределах небольшой концессии недалеко от Гуанчжоу. Но даже здесь европейским купцам разрешалось находиться только несколько месяцев, когда собственно разрешалась торговля – летом и весной. Китайские власти всячески пытались не допустить распространения среди иностранцев хоть каких-то сведений о Китае. Самим китайцам под страхом смерти запрещалось обучать иностранцев китайскому языку. Запрещался даже вывоз книг, так как они тоже могли быть источником информации.
Развитию торговли мешало также и то, что на местах импортные пошлины в результате коррупции местных чиновников достигали 20 % от стоимости товаров, вместо 4 %, установленных официально /там же, с. 59/.
Первая «опиумная» война. На протяжении веков экспорт товаров в Китае преобладал над импортом. В Европе среди высших слоев общества огромным спросом пользовались китайские чай, шелковые ткани, фарфор. За купленные в Китае товары иностранцы расплачивались серебром. Вывоз серебра из европейских стран и особенно Англии достигал огромных размеров и начал грозить финансовой катастрофой. Поэтому английские купцы целеустремленно начали искать какие-то товары, которые имели спрос на китайском рынке. Экспортом этих товаров можно было потом оплатить вывоз китайского чая, шелка и фарфора.
Попытки Англии установить дипломатические отношения с китайской империей на основе принятых в тогдашнем европейском мире международных принципов несколько раз предпринимались в конце ХУШ в. и в начале Х1Х в. Так, в 1793 г. в Китай была послана миссия во главе с лордом Джорджем Маккартни. Это был широко образованный человек и опытный дипломат. Миссия была послана на средства английской Ост-Индской компании, но представляла интересы английского правительства. Маккартур прибыл в Китай на борту самого современного 65-пушечного военного корабля в сопровождении большого количества представителей научных и аристократических элит тогдашней Англии. В состав экспедиции входило еще два больших судна, нагруженные образцами английского промышленного производства.
Цели английской экспедиции были сформулированы в предложениях к китайскому правительству. В них почти не содержались какие-то пункты, которые могли быть восприняты как ущемление китайского суверенитета. Переговоры проходили в обстановке благожелательности. Английская миссия была любезно принята императором Цяньлуном. Тем не ме6нее китайская сторона отклонила все предложения англичан. Английским посланцам было заявлено, что в Китае есть все необходимое и он не нуждается в английских товарах. И так как равноправные отношения с Великобританией в принципе не могли быть приемлемы для Китая - образцы английских товаров были приняты качестве «дани» со стороны зависимого варварского государства …
Провал этой миссии крайне озадачил Англию и особенно английское купечество. Китай с точки зрения европейского предпринимателя обладал фантастическим по объемам внутренним рынком. Но на самом деле Китай сам себя обеспечивал практически всем.
Английские торговцы стали упорно искать товар, который мог получить распространение на китайском рынке. В конечном итоге такой товар был найден - им оказался о п и у м. Опиум был известен в Китае больше как медицинское средство, начиная с УШ в. Видимо, он был завезен в Китай арабскими купцами. Как наркотическое средство его распространение отмечено с ХУШ в. и экспортировался он из империи Великих Моголов до превращения его в английскую полуколонию. С ХУШ в. курение опиума стало распространенным явлением среди жителей ряда приморских провинций. В конце ХУШ опиокурение становится серьезной национальной проблемой Китая. Характерно, что губительная страсть охватила в первую очередь верхи китайского общества - чиновников среднего и высшего уровня, а также представителей «восьмизнаменной» системы маньчжур. Уже в этот период опасность этой проблемы стала заметна для правительственных кругов /Ипатова, 1989, с.
Именно опиум, как, пожалуй, наиболее удобный товар для торговли с Китаем был избран английскими купцами в качестве средства выравнивания торгового баланса между странами. Сам опиум добывался и производился в Британской Индии. З 244/.
Здесь Ост-Индская компания имела монополию на его производство и крестьяне многих регионов сдавали опиумный мак в качестве поземельного налога. Теперь купцы привозили опиум и продавали его китайским купцам за серебро, которое затем использовалось для покупки чая, шелка и других товаров. Таким образом, англичане решили свои коммерческие проблемы - серебро перестало уходить из страны.
Но возникшая ситуация имела и определенную нравственную сторону, что отчетливо осознавало не только на Востоке, но и на Западе. Торговля опиумом вполне справедливо рассматривалась общественным мнением в самой Англии как аморальное средство для решения своих коммерческих дел. Характерно, что руководство Ост-Индской компании запретило распространение опиума на подвластных им территориях Британской Индии. Вывоз опиума в Китай преподносилось общественности как частной дело некоторых коммерсантов. Резкой критике подвергалась торговля опиума в Китае в Британском парламенте со стороны оппозиции.
Однако огромные прибыли, которые получали английские купцы Ост-Индской компании и Британия в целом, заставляли все увеличивать торговлю наркотиком. Если в середине ХУШ в. в Китай ежегодно ввозилось 400 ящиков опиума, то в начале Х1Х в. – 40 тысяч ящиков. К этому времени прибыли от торговли опиумом перекрыли доходы от импорта шелка и чая и в целом превышали десятую часть всех доходов компании.
Единственной силой, способной прекратить эту торговлю, было само китайское правительство. Оно испытывало все больше беспокойства по поводу складывающейся ситуации. Но принятые им указы не выполнялись. Крупные китайские чиновники на местах сами были заинтересованы в этой торговле и часто подкупались компанией … Тем не менее в китайском правительствен сложилось два противоположных подхода к решению этой проблемы. Часть чиновников считали, что торговлю опиумом вообще нужно легализовать и получать от этого дополнительные прибыли. Другая группа сановников категорически выступала против торговли опиумом и предлагала повести против этого решительную борьбу /История Китая, 1974, с. 119/.
В итоге в общественном движении того времени появилась фигура крупного чиновника ЛИНЬ ЦЗЭСЮЯ (1785 – 1850). Это был честный и патриотический настроенный чиновник. В своей провинции ему удалось почти полностью прекратить опиокурение, используя при этом очень жесткие меры. Через некоторое время он был вызван ко двору, где он с мог убедить императора в проведении жестких мер. В конце 1838 г. он получил назначение в качестве уполномоченного двора в провинции Гуандун. Уже через неделю в марте 1939 г. он приказал всем китайским торговцам прекратить торговлю опиумом и изъял все запасы со складов. Одновременно он обратился к иностранным торговцам с предложением – немедленно сдать все запасы опиума. Пытаясь заставит англичан принять эти предложения предпринял убедительные меры - фактория, где проживало 300 англичан, была окружена китайскими войсками /Фань Вэнь Лань, 1955, с. 227, 229/.
Эти убедительные и жесткие меры заставили англичан уступить - они согласились сдать властям имеющийся у них опиум. Почти два месяца китайцы занимались конфискацией огромных запасов на огромные суммы денег и две недели ушло на их уничтожение.
Однако все эти меры не разрядили ситуацию. Англичане не собирались отступать и готовы были взять реванш. Меры, принятые Линь Цззэсюем, были использованы в качестве повода для начала войны. В ноябре 1939 г. произошло первое сражение между морскими судами Англии и Китая. Однако формально ни та, ни другая сторона не объявляла войну. Весной 1840 г. вопрос о войне обсуждался в палате общин. Несмотря на сильную оппозицию, было принято решение о непосредственно участии Британии в военных действиях, без объявления войны.
В июне 1840 г. английский флот в составе 20 боевых кораблей (несколько сот орудий и 4 тыс. команда) показался вблизи южнокитайского побережья. Затем они двинулись дальше на север и уже в августе оказались вблизи Пекина. Появление английской эскадры недалеко от столицы вызвало шок при маньчжурском дворе … Начались переговоры, которые с самого начала проходили при полном контроле и давлении Англии.
Причины уверенного повеления английской делегации были вполне объяснимы. Уже первые военные столкновения убедили англичан в полном военном превосходстве своего осовремененного вооружения. Китайские части преимущественно были вооружены на уровне эпохи покорения Китая маньчжурами. И наоборот. На китайцев произвело неизгладимое впечатление вооружение Великобритании. Они были поражены возможностями английских паровых судов и китайцев неимоверно удивляло, что они могут плыть по течению и против течения, по ветру и против ветра. Не мене сильное впечатление произвела английская палубная артиллерия. Несомненно, более совершенными были и английские нарезные ружья, которые значительно превосходили китайские фитильные /История Китая, 2002, с. 303, 304/.