Смекни!
smekni.com

Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае (стр. 9 из 10)

Несмотря на такое огромное влияние иностранного капитала, нужно учитывать, что он в основном затрагивал верхние эшелоны китайской экономки, оставляя «нижние» хозяйственные массивы совершенно нетронутыми …

Генезис капитализма в Китае. Национальное капиталистическое развитие началось с «открытия» Китая и представляло собой привнесение в Китай капиталистического производства /там же, 416/. Китайские капиталистические предприятия возникали прежде всего в центрах господства инорстраннорго капитала – открытых портах, концессиях и т.д. Именно сюда начинает быстрыми темпами устремляться национальный капитал, ибо он имел здесь несравненно более благоприятные условия (экономические и правовые) для своей деятельности.

Если накануне мировой войны национальному капиталу принадлежало 698 фабричных предприятий с 271 тыс. рабочих, то после войны число предприятий возросло до 1. 759 – 558 тыс. рабочих. В эти годы ежегодный прирост только промышленной продукции составлял примерно 14 %. /Непомнин, 1981, с. 120/.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что массовой производственной базой для развития национального промышленного капитала являлась дофабричная промышленность, продолжавшая играть решающую роль в обеспечении сельского и городского населения товарами повседневного спроса.

Включение Китая в мировой капиталистиченакий рынок и развитие собственного промышленного производства не могло не сказаться болезненно на состоянии мелком, кустарном ремесленном производстве. На рубеже веков это стало массовым явлением и в это время иногда погибали целые отрасли дофабричного производства. Но разрушая одни отрасли дофабричной промышленности, мировой рынок стимулировал рост и появление других – производство спичек, кружев, соломенных шляп на экспорт. В итоге дофабричная промышленность к концу войны прочно удерживала свои позиции в производстве многих товаров, давая в целом примерно три четверти всей промышленной продукции. Очень сильны были позиции дофабричного производства в - хлопчатобумажное производство, выработка муки, переработка чая, производство шелковой пряжи, производство национальной одежды, обуви, бумаги, фарфора, изделий из бамбука и соломы /там же, с. 121/.

Общее количество промышленных РАБОЧИХ среди населения страны было ничтожным. Кадровых рабочих было несколько десятков тысяч человек и в подавляющем большинстве все6 они были рабочими в первом поколении. К этой группе промышленного пролетариата примыкали слои сезонных рабочих, два миллиона рабочих мануфактур, более 10 млн. рабочих кустарной промышленности и более 30 млн. кули.

В послесиньхайский период китайская БУРЖУАЗИЯ как класс еще не сформировалась. Он совершенно не обладала политической силой и в силу своей слабости и малочисленности не могла возглавить национально-освободительное движение. Китайский капитализм как и китайская буржуазия не имели своей предыстории и их возникновение было прежде всего результатом иностранного влияния после «открытия» страны. Сами развитые формы капитализма сюда были привнесены.

Предпринимательские слои в Китае всегда были устранены от политической жизни и это унаследовала китайская буржуазия в начале ХХ в. Даже по прошествии 10 лет после революции в стране не было ни одной общенациональной организации китайской буржуазии со своим лидером и программой /там же, с. 425/.

В этих условиях инициативу перехватили так называемые новые средние слои - служащие республиканских учреждений и капиталистических фирм, учителя, студенты, офицерство.

Начинали происходить перемены и в ДЕРЕВНЕ. Здесь активно идет процесс ликвидации казенных, государственных форм землевладения. Идет активный распад землевладения военных поселений. Все они теперь превращаются в частновладельческие . После революции вышла серия законодательных актов, которые подтверждали эти новые формы землепользования.

В наследство от императорского периода Китай получил тяжелейшее аграрное перенаселение. Размер среднего крестьянского хозяйства примерно равнялся 20 му (чуть более одного га). Это катастрофическое малоземелье приводило к тому, что огромные массы крестьян не могли найти себе сферы деятельности в земледелии … Отсюда – огромное число свободных рук /там же, с. 421/. Большинство крестьян было отрезано от прямых связей с рынком, и выступало на нем опосредованно через своих эксплуататоров. Мелкотоварный уклад в деревне был крайне слабым.


Заключение

Ликвидация маньчжурского господства и всей системы императорской власти привел к образованию своеобразного вакуума, ибо старые политические элиты были уничтожены, а новые находились в стадии становления.

Традиционализм, несомненно, полностью преобладал в общественном сознании китайского населения. Господствующая конфуцианская идеология играла в Китае роль основной религиозной системы. Большинство китайского населения в религиоз0ном отношении было достаточно синкретично. Кроме конфуцианства, даосизма, буддизма существовало огромное количество культов и божеств, которые обслуживали китайское население.

Что касается новых явления в общественной и политической жизни. Адепты уходящей имперской идеологии уже существенной роли не играли.

Лагерь старых реформаторов. Новые обстановка и новые реалии значительно повлияли на взгляды лагеря реформаторов во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Из критиков существующего строя они постепенно превратились в его апологетов, которые боялись новых социальных потрясений. Лян Цичао в это время становится во главе этого лагеря – в 1912 г. он вернулся в Китай после длительной эмиграции. В это время он всемерно поддерживает Юань Шикая, видя в нем оплот будущего спокойствия страны и поддерживая его централизаторские устремления.

В своих работах и политических выступлениях активно продолжает развивать идеи неприятия революционных методов, которые не способны, по его мнению, привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям. Так, в одной из своих работ он пишет следующее: - «Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов – только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование…». Эти убеждения Лян Цичао пронес через всю свою жизнь. Очень сильно изменились взгляды Лян Цичао по вопросу конфуцианства. Если раньше, еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас он становится активным пропагандистом Конфуция, как мощной идеологической скрепы китайской цивилизации.

Еще более консервативную идейно-политическую позицию стал занимать в эти годы Кан Ювэй – выдающийся мыслитель Китая. Так же как и его ученик Лян Цичао не принимает идеи революционных преобразований и считает любую революцию «самоубийством общества». Он развернул активную пропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию самой идеи демократического переустройства Китая. Он утверждал, что ни в одной стране мира демократия и такие ее атрибуты, как, скажем, всеобщее избирательное право, не ведут к миру и процветанию. Тем более демократия непригодна для Китая, который никогда не знал демократических порядков … /История Китая, 2004, с. 393, 394/.

Таким образом, в послесиньхайские годы более или менее оформляется консервативное идейное течение, представители которого являлись идеологической составной частью господствующей системы. Это течение во многом было наследником имперской идеологии цинского Китая, что и проявилось прежде всего в приверженности традиционным духовным ценностям, в том числе и идеям авторитарного правления.

«Движение за новую культуру»

В отличие от лагеря бывших реформаторов, которые находились как бы в обороне, знаменем времени стало новое идейное течение - так называемое ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ. Это движение собственно оформилось в Пекине и Шанхае в годы первой мировой войны. Под лозунгом «НАУКА И ДЕМОКРАТИЯ» это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть новой китайской интеллигенции. - патриоты остро и болезненно переживающие упадок своей родины. Идейным центром «Движения за новую культуру» стал журнал «Новая молодежь», выходивший под редакцией известного профессора Пекинского университета.

Сторонники этого движения свом главным идейным врагом считали конфуцианство. Одновреме5нно с критикой старых идеологических норм критиковали старые порядки, политическую систему. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники движения на первое место ставили борьбу за освобождение личности. Много внимания члены движения удели вопросам литературы. В частности они призывали к замене старого языка классической литературы, оторванного от устной речи, новым литературным языком, который складывался на основе общенародного разговорного языка /там же, с. 400/.

Сунь Ятсен. Немаловажное значение в политической и идеологической жизни Китая тех лет играл и Сунь Ятсен. Правда, внешне этот период выглядит несколько бледно. Победа революции возвела его на вершину политического успеха. Поражение в борьбе с Юань Шикаем и другие политические неудачи заставили его временно уйти с авансцены политической жизни. Вместе с тем эти поражения выявили и слабость его программы возрождения Китая, которая не смогла стать знаменем массового политического движения.

Сунь Ятсен очень болезненно воспринимал ситуацию в стране после Синьхайской революции. Суньятсенизм как идейное течение не представлял собой заметного явления в Китае тех лет. Будучи несколько свободным от конкретной политической и партийной работы в эти годы он выпустил несколько работ. Так в «Духовном строительстве» он пишет: «Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь» /там же, с. 403/.