Ученые Кыргызстана, не смотря на финансовые затруднения, сегодня организовывают археологические экспедиции для поиска исторических ценностей нашей страны. Летом 2007 г. на северо-восточном побережье озера Иссык-Куль обнаружили храм /13/. Это затерянный средневековый христианский монастырь армянских братьев.
Об этом храме знает весь православный мир. О нем в своих записках упомянул даже знаменитый путешественник Семенов Тян-Шанский, а Митрополит Среднеазиатский Владимир написал об этом монастыре в своей книге «Земля потомков патриарха тюрка».
Храм искали долго, но безуспешно. До последнего времени ученые попросту не могли определить даже примерное месторасположение монастыря. Но недавно академику Владимиру Плоских прислали из Германии точную копию знаменитой Каталанской карты, которая находится в Венеции. На атласе изображен Иссык-Куль, и рядом с ним на старолатинском и староиспанском языках написано: «Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев христиан, где, как говорят, находятся останки святого апостола-евангелиста Матфея».
Вооружившись картой, экспедиционная группа во главе с академиком Владимиром Плоских отправилась на новые поиски. Не сумев обнаружить храм под водой, экспедиция перенесла свои поиски на берег Иссык-Куля. Наконец, старания археологов были вознаграждены: на Светлом Мысе, что находится на северо-восточном побережье озера, ученые обнаружили целое средневековое городище. А в пятистах метрах от него, у полуострова Заячий, были найдены подземные катакомбы с кельями.
Помимо христианского святилища ученым удалось найти целый кладезь предметов средневековой культуры и быта сакского (скифского) времени, относящийся к середине первого тысячелетия до н. э. В основном это оружие древних кочевников, сделанное из бронзы: короткий меч саков акинак, наконечники пик, стрел и копий, пять кинжалов, датируемых вторым тысячелетием до н. э. Главное открытие ученых связано с находками предметов земледелия – бронзовых серпов, ручных мельниц.
- Это свидетельствует о том, что, несмотря на то, что саки были кочевниками, у них было широко развито земледелие и даже металлургия, - заявил Владимир Плоских. – Это новая страница в истории нашей страны.
Также среди уникальных экспонатов есть и золотой слиток весом почти в 70 граммов. По предположению историков, этот кусок драгоценного металла может быть первым, обнаруженным в Центральной Азии образцом ранней формы металлических денег, служившим эквивалентом обмена, предшественником золотых монет (см. приложение, рисунок 18).
Если это так, то находка имеет не только материальную, но и уникальную историко-культурную ценность мирового значения.
Одной из уникальных находок стал серебряный кубок – дар караханидскому кагану Тогорул-карахану (см. приложение, рисунок 19). Не нем имеется арабская надпись, которую ученые уже расшифровали: «Хакан славнейший, господин, царь победоносный, побеждающий, опора государства и правый путь религиозный обороны Тогорул-карахан, приближенный Повелителя правоверных».
Эти и другие находки подтверждают на сколько богата история Кыргызстана. Находки, которые пополняют Национальный исторический музей и Музей Академии Наук Кыргызской Республики представляют огромную не только материальную, но и культурно-историческую ценность для нашего народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон Кыргызской Республики «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ», принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша 29 июня 1999 года, устанавливает правовые нормы в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия на территории Кыргызстана /14/.
Закон говорит, что Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность. К таким ценностям относятся чаще всего и клады. Исторические и культурные ценности, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством.
Государственный орган Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия разрабатывает государственные программы и участвует в формировании и реализации государственной политики в области защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры, а также обеспечивает выявление, учет, сохранение и соблюдение правил использования памятников истории и культуры (в том числе и кладов, представляющий научно-материальную ценность), находящихся на территории Кыргызской Республики.
Как бы не был найден клад, любому нашедшему его следует помнить:
· Клад является серьезным и достоверным историческим источником, отражающим материальную и духовную жизнь прошлых поколений, свидетельствующим о вкладе народов нашей республики в мировую цивилизацию.
· Клады служат целям развития исторической науки, народного образования и культуры Кыргызстана.
· Клад является национальным достоянием Республики Кыргызстан и принадлежит только государству. Его нельзя присвоить.
· Гражданский долг нашедшего клад или узнавшего о находке — собрать его полностью и передать компетентным органам по акту.
Нельзя оставить для себя единой вещички из состава клада, даже в качестве сувенира—комплекс предметов сразу нарушится. С научной точки зрения клад — это своеобразная и хорошо написанная книга по истории республики, причем «изданная» в одном (и неповторимом!) экземпляре. Нужно помнить, что клады — это материальная Память народная, и охранять их от посягательства корыстолюбцев необходимо уже потому, что народ, лишившийся вещественных и подлинных атрибутов своей истории, вправе чувствовать себя ограбленным.
Древние мудрецы говорили: «Без прошлого нет будущего!». Народ Кыргызстана сегодня все больше и больше узнает о своем достойном прошлом. Это дает право нашим гражданам гордиться достижениями своих предков, опираясь на которые мы строим сегодня светлое прекрасное будущее.
Список использованных источников
1. Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты: Изд. 2-е. — Минск, 1977. — 32 с..
2. Комсомольская правда. 1987, 25 октября.
3. Большой энциклопедический словарь. — М., 1980. —593 с.
4. Мокрынин В., Плоских В. Клады: мифы и реальность. – Бишкек: Илим, 1992. – 176 с.
5. Кузьмина Е.Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии// САИ, вып.84. –М., 1966.
6. Бернштам А.Н. Основные этапы истории культуры Семиречья и Тянь-Шаня //СА. 1949.
7. Винник Д. Ф. Клад из Чельпека// По следам памятников истории и культуры Кыргызстана. —Фрунзе, 1982. - С. 27.
8. Мокрынин С. В. Обработка металла в Прииссыккулье в 1 тыс. до н.э.// Проблему археологии степной Епразии. —Кемерово, 1987. С. 84—85.
9. Газиев А. Люди и клады// Литературный Киргизстан. 1988. –С.126.
10. Федоров М.Н. Нумезматика Средней Азии. – Фрунзе, 1977. – С.129-130.
11. Массой М. Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидов. (По поводу Таласского клада монет XIV в.) //Тр. САГУ им. В. И. Ленина. Археология Средней Азии. Вып. IV. —Ташкент, 1957. С. 41 —100.
12. Иванов Л. Л., Кожомбердиев И. К. Клад бронзовых вещей из Кетмень-Тюбе //' Киргизии при Караханидах. — Фрунзе, 1983. С. 193—202.
13. Комсомольская правда 2008, 23 марта.
14. Закон Кыргызской Республики об охране и использовании историко-культурного наследия/ Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года.