Однако при всем многообразии оттенков, весьма широкой палитре политических тенденций в международном рабочем движении наиболее отчетливо проявилось противоборство двух основных сил, двух курсов в рабочем движении: социал-реформизма и марксизма-ленинизма. Уже в 1918—1919 гг. правосоциалистические лидеры предприняли попытки восстановления II Интернационала, чтобы противодействовать развитию революционного процесса. Они стремились не допустить повторения Октября в странах Центральной и Западной Европы. Пытаясь воскресить II Интернационал, бывший председатель Международного социалистического бюро Э. Вандервельде созвал 3 февраля 1919 г. в Берне представителей некоторых социалистических партий. Прибыло около 100 делегатов из 26 стран.
Центральное место на конференции занимал вопрос «О демократии и диктатуре». Его обсуждение свелось к осуждению большевизма, «диктатуры» и восхвалению «чистой», т. е. буржуазно-парламентской, демократии. Диктатура пролетариата противопоставлялась демократии. Как социал-шовинисты, так и центристы оказались неспособны подойти к анализу ситуации 1917—1919 гг. и коренных проблем рабочего движения с классовых позиций. В принятой резолюции содержались нападки на большевизм, отвергалась диктатура пролетариата. Участники конференции даже не отважились на протест против антисоветской интервенции. Однако попытки восстановления II Интернационала на Бернской конференции не увенчались успехом. Против подобной поспешности выступили и центристы, рассчитывая на объединение в «едином Интернационале» революционных сил, бойкотировавших конференцию в Берне. Кроме того, между лидерами партий стран Антанты и Германии были разногласия по вопросу об ответственности за развязывание войны, в оценке Лиги Наций и др. Удалось лишь создать Исполнительную комиссию для подготовки восстановления Интернационала. Было решено также возродить Международную федерацию профсоюзов (МФП).
1.2 Основание Коммунистического Интернационала
Создание Коммунистического Интернационала диктовалось обстановкой, сложившейся в Европе после первой мировой войны. Революционная ситуация, переросшая в ряде стран в общенациональный революционный кризис, цепь революций в Европе и в Азии, глубокий экономический и социальный кризис в послевоенном мире — все это давало В. И. Ленину основание для вывода о неизбежности начала мировой пролетарской революции. Учитывая состояние разобщенности рабочего класса после «великой бойни», Ленин считал неотложным создание в лице III Интернационала революционного штаба для руководства борьбой. Об этом он заявил в первом же своем выступлении при возвращении в Россию в апреле 1917 г. Грядущую революцию в России Ленин считал лишь началом, первым шагом мировой пролетарской революции.
Практически создание революционного Интернационала стало возможным после Октябрьской революции. Значительную роль в пропаганде его идей сыграла Федерация иностранных групп при ЦК РКП (б) и Центральное бюро мусульманских организаций РКП (б). В условиях нараставшего в Европе и во всем мире революционного подъема в 1918 г. в ряде стран возникли компартии или инициативные коммунистические группы. Компартии были созданы в Финляндии, Австрии, Нидерландах, Венгрии, Германии. В январе
1918 г. возникла первая в Западном полушарии Коммунистическая партия Аргентины (до 1920 г. она называлась Интернациональной социалистической партией). Революционно-интернационалистские позиции занимали Болгарская рабочая социал-демократическая партия (тесняки). Левая социал-демократическая партия Швеции, социал-демократические партии Королевства сербов, хорватов и словенцев, Норвежская рабочая партия. Социалистическая рабочая партия Греции, Социалистическая рабочая партия Чили. В 1918— 1919 гг. коммунистические партии и кружки сложились в Румынии, Чехословакии, Франции, Италии, Дании, Великобритании, США, Швейцарии, Канаде, Бразилии, Китае, Корее, Австралии, Южно-Африканском Союзе и других странах. Появилась острая необходимость в создании коммунистического штаба революционных сил с целью координации действий, помощи в укреплении компартий, коллективной разработки революционной стратегии и тактики.
В январе 1918 г. состоялось первое международное совещание, рассмотревшее некоторые организационные вопросы, в частности принцип отбора участников — основателей Коминтерна. Было решено учитывать следующие условия: 1. Согласие партий и организаций стать на путь революционной борьбы против своих правительств, за немедленный мир. 2. Поддержка Октябрьской социалистической революции и Советской власти. В январе 1919 г. состоялось новое международное совещание, рассмотревшее сроки созыва учредительного конгресса и платформу Коминтерна. Обсуждался также более детально, с учетом новой ситуации, состав конгресса. Было принято предложение Ленина о его созыве в ближайшее время. В основу идейно-политической платформы были положены программные документы РКП (б) и КПГ («Союз Спартака»). Ленин подчеркивал принципиальное значение синтеза опыта большевиков и авангарда западноевропейского пролетариата — КПГ. Формулируя условия вступления в Интернационал, он отстаивал тезис о решительном разрыве с социал-шовинизмом и центризмом, признании идей социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Эти требования определяли и состав делегаций I конгресса. Приглашались три группы революционных сил: 1. Партии и политические группы, которые уже стояли на платформе формировавшегося III Интернационала. 2. Партии, близкие к этому. 3. Группы и течения внутри социал-демократических партий, более или менее близкие к большевизму. Ленин считал принципиально важным идейно-политическое единство революционных сил, объединенных в Интернационале. Вместе с тем он не ставил знак равенства между участием в учредительном конгрессе и членством в Коминтерне. В Коммунистическом Интернационале он видел кузницу коммунизма, школу революционного воспитания и опыта. В этой связи учитывалось, что к центристскому течению примыкало немало революционно настроенных рабочих, и ставилась задача привлечь их в компартии. Аналогичным было и отношение к анархо-синдикалистскому движению: речь шла о необходимости блока с революционными синдикалистами. Это была стратегия противодействия раскольнической позиции социал-реформистских лидеров и сплочения в Коминтерне всех действительно революционных сил рабочего класса.
Международная коммунистическая конференция открылась в Москве 2 марта 1919 г. Кроме РКП (б) и компартий других советских республик компартии оформились к этому времени в шести странах Европы, в других странах действовали левосоциалистические или коммунистические группы. В связи с блокадой Советской Республики, гражданской войной и иностранной интервенцией некоторым делегатам не удалось приехать в Москву, другие прибыли с опозданием. В работе конференции, которая 4 марта конституировалась как I конгресс Коммунистического Интернационала, смогли принять участие 52 делегата от 35 организаций из 21 страны. Центральное место в работе конгресса заняли обсуждение платформы Коминтерна и доклада Ленина «О буржуазной демократии и диктатуре пролетариата». В ходе дискуссий был сделан вывод исторического значения: с победой Октябрьской революции наступила новая эпоха — «эпоха разложения капитализма... эпоха коммунистических революций пролетариата» .
Этот главный вывод стал основой осмысления и разработки ближайших задач борьбы. Поскольку революционное движение в начале 1919 г. шло на подъем, конгресс проходил под знаком уверенности в скорой победе международной социалистической революции. В критических замечаниях по проекту платформы Коминтерна, подготовленному Н. И. Бухариным и делегатом КПГ Г. Эберлейном, Ленин отмечал необходимость формулировать задачи пролетариата в таком духе, «чтобы получился тезис практической политики. Признание зрелости социалистической революции пролетариата, необходимости ее теперь...» В его замечаниях речь шла и о том, чтобы выделить необходимость слома государственной машины буржуазии и установления диктатуры пролетариата. Отметив неточность формулировки о Советах как единственной форме пролетарской власти, Ленин рекомендовал записать: «Типа Коммуны и Советов (не обязательно «Советов»)» . Далее речь шла о необходимости овладения всеми формами борьбы, в том числе неизбежности применения революционного насилия. Диктатура пролетариата рассматривалась как необходимый этап перехода от капитализма к построению социалистического общества.
Последний вопрос был в центре доклада Ленина «О буржуазной демократии и диктатуре пролетариата». Социал-реформистские, в том числе центристские, рассуждения о «демократии вообще», о «чистой демократии», отметил Ленин, «есть прямое издевательство над основным учением социализма, именно учением о классовой борьбе» 2. Ленин раскрыл ограниченность буржуазной демократии, доказал, что подход к понятиям «демократия» и «диктатура» должен носить классовый характер. Признание или непризнание исторической необходимости диктатуры пролетариата явилось линией размежевания в международном рабочем движении. Коммунистические и социал-реформистские партии оказались по разные стороны баррикад.
I конгресс Коминтерна теоретически обобщил опыт рабочего движения в период революционного подъема, положил начало идейному и организационному сплочению революционных сил под знаменем марксизма, соединению ленинизма с рабочим движением.
Международное коммунистическое движение в 1919—1920 гг. В эти годы размежевание сил в рабочем движении продолжалось. В ноябре 1919 г. был основан Коммунистический интернационал молодежи (КИМ), ставший одной из секций Коминтерна. В период между I и II конгрессами Коминтерна коммунистическое движение окрепло, компартии возникли или уже складывались в Болгарии, Югославии, США, Мексике, Дании, Испании, Индонезии, Иране, Великобритании и ряде других стран. Социалистические партии Чили, Греции, Румынии, Италии, Швеции, Норвегии и некоторые другие заявили о своем присоединении к Коминтерну. Ко времени II конгресса в Коминтерн входило 18 партий, включая РКП (б).