В последующие после X в. столетия основой хозяйства башкир оставалось кочевое скотоводство. Крупных изменений в структуре хозяйства башкир со времен Ибн-Фадлана и до начала монгольского завоевания, видимо, не произошло.
В середине XVI в. в Башкирии скотоводство по-прежнему главное занятие. Английский путешественник Антоний Дженкинсон, побывавший в 1558 г. в стране «по левую сторону Волги от Камы до Астрахани», пишет, что жители этой страны «скотоводы и имеют большое количество скота, который и составляет их главное богатство». Они «едят много мяса, преимущественно конского и пьют кобылье молоко». Источники, которые исходят от самих башкир (шежере, предания и легенды), с еще большей определенностью говорят о том, что скотоводство вплоть до присоединения Башкирии к Русскому государству оставалось основой хозяйства башкир.
Мысль об устойчивости кочевого (или полукочевого) скотоводства у большинства башкир в X—XVI вв., которая в той или иной форме высказывалась и раньше, не означает, что в хозяйстве башкир в течение нескольких столетий не происходило никаких сдвигов. Напротив, эти сдвиги оказались довольно существенными. Наиболее серьезными были изменения в самом кочевом скотоводстве, точнее, в формах его ведения; иной стала в жизни башкир и роль такого традиционного занятия кочевников, как охота.
Формы ведения скотоводческого хозяйства устанавливаются на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Чтобы изменить устоявшиеся традиции, необходимы весьма серьезные экономические или политические причины. Этими причинами в Башкирии были: во-первых, башкиры постепенно продвигались к северу и в горно-лесные районы Урала, оказывались под воздействием новых физико-географических условий; во-вторых, это был период крупных исторических потрясений, которые сначала, в предмонгольскую эпоху, изолировали башкир от привычной жизни, а позднее, с началом монгольского нашествия, заставили башкирские племена откочевать в районы, мало пригодные для круглогодичной кочевки. Основная структура башкирского хозяйства сохранялась и в эту эпоху, тем более, что завоеватели также были кочевниками, но в то же время под воздействием указанных - факторов способы кочевания претерпевали заметную метаморфозу. Еще в XI—XII вв., в связи с движением и возвышением половецких племен, для значительной части башкир Бугульминской возвышенности, вступивших к этому времени в тесный этнический контакт с населением левобережья Средней Волги, кочевые пути в Приаралье или в Прикаспий были закрыты или существенно ограничены.
Таким образом, в последние века I тысячелетия н. э. и особенно на рубеже тысячелетий Южный Урал и прилегающие с востока и запада территории были самым активным образом включены в орбиту нового этапа степной жизни, которая вновь забурлила тогда на просторах Средней Азии, Западной Сибири и захлестнула южнорусские степи. С этого времени кочевое скотоводство азиатского происхождения в качестве господствующего типа хозяйства постепенно захватывает основную территорию древней Башкирии. Процесс этот протекал медленно. Зауралье вплоть до среднего течения р. Тобол и ее притока р. Уй издавна составляло часть огромного природно-хозяйственного комплекса, освоенного кочевниками. Эта часть башкирского Зауралья, по крайней мере, на протяжении последних двух столетий I тысячелетия н. э., представляла собой по существу единый хозяйственный и этнический мир с Приаральем. С началом печенежского движения в сферу перекочевок включается и юго-западное Приуралье.
Список использованной литературы
1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР. Кн.1. Уфа, 1990.
2. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985.
3. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
4. Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов и др. Уфа, 2002.
5. БНТ. Т.2. Предания и легенды. Уфа, 1987.
6. БНТ. Т.7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993.
7. Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968.
8. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.
9. Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир.
10. Материалы по истории Башкирской АССР. Т.3.
11. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М. – Л., 1939.
12. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа, 2008.
[1] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С.85-86.
[2] БНТ. Т.2. Предании и легенды. Уфа, 1987. С.377.
[3] Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР. Кн.1. Уфа, 1990. С.108.
[4] БНТ. Т.7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993. С.119,123-124.
[5] Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С.121.
[6] «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». М. – Л.. 1939. С.66
[7] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968. С.240.
[8] Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.81-92.
[9] Материалы по истории Башкирской АССР. Т.3.
[10] Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов и др. Уфа, 2002.С.46-60
[11] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968. С.280.
[12] Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки М.-Л., 1955. С. 103.
[13] Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.71-72.
[14] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968.
[15] Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир. С.153.
[16] Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1786. С.95-97.
[17] Материалы по истории Башкирской АССР. Т.2.
[18] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М. – Л.. 1939. С.96