Представляется, что не имеет особого смысла в рамках данной работы досконально останавливаться на процедурных моментах подобного "расставания" предпринимателей со своими работниками, ибо это может стать темой отдельного исследования, однако в то же время с известной степенью вероятности можно говорить о том, что часть таких предпринимателей, для которых наличие наемных работников является объективной необходимостью, решит продолжать осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность. В соответствии с требованиями законодательства это у них получится, как правило, только после соответствующей регистрации в качестве юридического лица.
При этом большинство предпринимателей в качестве наиболее предпочтительной для себя формы осуществления такой деятельности уже сейчас считает унитарное предприятие. Видимо, этот выбор, в первую очередь, обусловлен возможностью существования одного учредителя, в то время как белорусское законодательство не предусматривает ни для одного вида хозяйственных обществ такой возможности.
Однако в то же время необходимо иметь в виду, что унитарное предприятие не всегда является наиболее предпочтительной формой осуществления предпринимательской деятельности. Наибольшие проблемы возникают при необходимости его продажи: несмотря на разработку процедур и правил их реализации, этот процесс остается достаточно сложным и дорогостоящим, а также практически всегда требует привлечения соответствующих специалистов. Довод в пользу унитарного предприятия как субъекта, для которого установлены "щадящие" нормативы минимального размера уставного фонда, также может быть подвергнут критике. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установленный пунктом 6 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", составляет 800 евро, в то время как общества с дополнительной ответственностью могут формировать уставный фонд в размере 400 евро. Безусловно, минимальный размер уставного фонда не является абсолютным показателем, особенно если учесть тот факт, что едва организовавшемуся юридическому лицу необходимо наличие определенного количества оборотных средств, тем не менее некоторые предприниматели обращают внимание и на этот факт.
Дополнительно необходимо иметь в виду и те особенности, которые связаны с общей совместной собственностью супругов, один из которых является учредителем унитарного предприятия. Так, для отчуждения "нажитого в браке" унитарного предприятия может потребоваться согласие супруга. Все это волей-неволей заставляет задуматься о том, действительно ли унитарное предприятие является такой удобной организационно-правовой формой, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность "в одиночку".
В то же время практика показывает, что количество унитарных предприятий не стало резко уменьшаться в связи со вступлением в силу Закона "О хозяйственных обществах", а изменения в законодательстве, регулирующем деятельность индивидуальных предпринимателей, дают повод думать, что их количество все-таки значительно увеличится.
В настоящее время деятельность унитарных предприятий регулируется общими актами законодательства и преимущественно Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК РБ), несмотря на то, что пункт шестой статьи 113 этого нормативного правового акта устанавливает, что правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях. На сегодняшний день отсутствует специальное законодательство, посвященное регулированию деятельности юридического лица в данной организационно-правовой форме, что вызывает многочисленные вопросы предпринимателей, руководителей, специалистов, связанные с особенностями существования таких юридических лиц. Ситуация усугубляется также тем, что опыт Российской Федерации в данном вопросе (как во многих вопросах корпоративного права) также не может быть воспринят в полном объеме в связи с тем, что там не предусмотрена возможность наличия частных унитарных предприятий, а имеется возможность существования единственного участника в обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах. Тем не менее подготовленный в Республике Беларусь проект закона, посвященный регулированию вопросов деятельности унитарных предприятий, по своей структуре и зачастую содержанию весьма подобен Федеральному Закону Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В связи со всем вышеизложенным Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. N 302 "Об утверждении положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности" заслуживает особенного внимания. Необходимо отметить и тот факт, что принятие этого Указа также может стать "подводным камнем" для индивидуальных предпринимателей, решивших продолжать свою деятельность в виде унитарного предприятия. Ведь получение Указа своей силы в установленном порядке, он стал толчком для очередной стадии так называемой "перерегистрации", на этот раз индивидуальных предпринимателей и приведения их документов в соответствие с законом. Поэтому, если индивидуальным предпринимателем будет все-таки принято решение о продолжении осуществления своей предпринимательской деятельности в форме унитарного предприятия, необходимо учитывать это обстоятельство.
В связи с этим уже сейчас имеет смысл обратить внимание на все особенности законодательного регулирования.
Итак, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Эта норма всего лишь перефразирует положения части первой пункта первого статьи 113 ГК РБ и не вносит ничего нового в правовое регулирование рассматриваемого вопроса.
Также, как известно, в форме унитарных предприятий создаются государственные и частные унитарные предприятия. Более досконально имеет смысл остановиться на регулирующих вопросах функционирования как раз частных унитарных предприятий, ибо, как правило, государственные унитарные предприятия в своей деятельности руководствуются указаниями собственника, который в каком-то смысле и является самим законодателем при необходимости.
Частные унитарные предприятия создаются (основываются) на праве хозяйственного ведения. Терминологически в данном случае слова "создаются" и "основываются" являются синонимами, упорядочивающими не существовавшее ранее единство терминологии по данному вопросу. Так, часть третья пункта первого статьи 113 ГК РБ оперировала понятием "созданы", статьи 114, 115 ГК РБ - термином "основанные".
Собственник имущества частного унитарного предприятия свои полномочия реализует непосредственно и (или) через уполномоченных лиц. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника его имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), а учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Унитарное предприятие имеет печать, содержащую его наименование на русском или белорусском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак и другие средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном порядке.
На унитарное предприятие распространяются общие положения о правоспособности юридических лиц, включающие в себя возможность иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, определенным в его уставе и нести связанные с этой деятельностью обязанности в соответствии с законодательством. Правоспособность унитарного предприятия возникает в момент его создания (унитарное предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации. Как правило, унитарное предприятие создается без ограничения срока деятельности, конечно, если иное не установлено его уставом и законодательными актами.
Как и хозяйственные общества, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, унитарное предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Наименование унитарного предприятия должно быть согласовано в установленном законодательством порядке до подачи в регистрирующий орган документов для государственной регистрации унитарного предприятия на белорусском и русском языках, содержать указание на его организационно-правовую форму, форму собственности и характер деятельности. При этом унитарное предприятие может также иметь наименование на иностранном языке и вправе иметь сокращенное наименование на белорусском и русском языках. При согласовании наименования необходимо иметь в виду, что в соответствии с постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.09.2006 N 54 "О некоторых вопросах упрощения наименований юридических лиц и внесении дополнения и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 N 37" в сокращенном наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указываются только слова "государственное предприятие" и частных унитарных предприятий - "частное предприятие", а также специальное наименование. Наименование дочернего предприятия дополнительно должно содержать слово "дочернее". Данные требования являются последствием борьбы с многообразием названий, существовавших в период становления экономической и правовой системы, когда в наименованиях унитарных предприятий встречались недопустимые теперь термины "производственное объединение" и даже "частная компания". В остальном вопросы согласования наименований регулируются общим нормативным документом - постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 N 37 "О согласовании наименований коммерческих и некоммерческий организаций".