Смекни!
smekni.com

Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом (стр. 2 из 6)

Все это, естественно, заставляет задуматься: как сегодня все же необходимо трактовать указанные выше отношения, причем не вообще и не применительно к какой-то одной отрасли права, а применительно к интернет-праву? Тем более некоторые ученые (например, А.Б. Венгеров, М.М. Рассолов) говорят об информационных отношениях (правоотношениях) вообще, опираясь на понятие правоотношений, выведенное из теории права.

На наш взгляд, в современных условиях все же логичнее говорить об интернет-отношениях, используя, естественно, научные наработки по трактовке понятий "правоотношения в Интернете" и "информационные отношения в Интернете" (Ю.Е. Булатецкий, В.А. Копылов).

Основываясь на обозначенных научных определениях, в настоящее время интернет-отношения можно определить таким образом: это часть отношений в виртуальном пространстве (включая моральные, этические и иные отношения), участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.

Надо заметить, что интернет-отношения - это особые отношения, возникающие в результате воздействия норм международного и других отраслей права, международных договоров, решений судов на поведение людей и организаций (субъектов).

Специфика интернет-отношений состоит в том, что для тех или иных управомоченных субъектов возникают права (т.е. открывается предусмотренная правовыми нормами, международными договорами, соглашениями, решениями судов, обычаями и обеспечиваемая различными государствами возможность действовать определенным образом в виртуальном пространстве Интернета) и вместе с тем на других субъектов возлагаются обязанности, подразумевающие необходимое поведение, зафиксированное в источниках интернет-права и обеспеченное доброй волей сторон либо государственным принуждением.

Следовательно, интернет-отношения часто носят волевой характер. В них выражается сознательная воля субъектов этих отношений, той или иной группы лиц, а также государства и общества в целом. Например, согласно действующему в Швеции Закону об ответственности владельцев досок объявлений содержание отношений в Интернете между провайдером и пользователем-клиентом на информационное обслуживание (скажем, видеоматериалами) оформляется договором. И обе стороны, исходя из собственной воли, фиксируют в этом договоре свои права и обязанности, оплату услуг, срок действия договора, ответственность за нарушение взятых обязательств. Согласно принятым обязательствам провайдер обеспечивает своевременный и качественный доступ клиента в Интернет, поставляет ему видеоматериалы, клиент вступает в Интернет опосредованно, оплачивает услуги, провайдер несет ответственность за действия, нарушающие международное и национальное законодательство, наносящее ущерб клиенту, третьим лицам, если иное не указано по воле сторон в договоре. Аналогичные положения заложены в проектах Федеральных законов "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств" и "Об электронной торговле".

Отношения, регулируемые интернет-правом, это не только фактические, но и правовые, этические и др. И этому есть свое объяснение, которое вытекает из содержания информационно-правовой деятельности в целом. При соблюдении указанными субъектами норм права (в нашем случае при исполнении провайдерами и их клиентами условий договора на обслуживание видеоматериалами) правовые, фактические и иные отношения "не сталкиваются", а взаимодействуют. Коллизии между ними возникают тогда, когда кто-то из участников договора (допустим, провайдер в соответствии с вышеназванными актами) не выполняет своих обязательств (скажем, с опозданием осуществил доступ клиента к Интернету, поставил некачественные видеоматериалы). В этом случае договор (соответственно, соглашение и др.) и норма права не соблюдаются, и между сторонами интернет-отношений возникает спор, который меняет направление их взаимоотношений.

На наш взгляд, интернет-отношения - это новый тип общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Это не правовые в чистом виде и не фактические отношения. Это социальные связи особой правовой, информационной и технической природы (энергетические "сгустки" материи).

Анализ правоприменительной практики разных стран показывает, что отношения, регулируемые интернет-правом, как и правоотношения в строгом смысле слова, возникают, изменяются и прекращаются при наличии следующих предпосылок: во-первых, если существует необходимая норма информационного, гражданского, международного и иного права, которая распространяет свое действие на соответствующих субъектов (причем здесь речь идет о нормах как национального, так и зарубежного законодательства, например международные соглашения, договоры); во-вторых, когда субъекты выступают в качестве носителей необходимых прав и обязанностей (например, физические лица должны обладать всеми качествами полноценной личности, правоспособностью и дееспособностью; это особенно важно при заключении внешнеэкономических сделок в виртуальном пространстве Интернета); в-третьих, когда возникают юридические факты (скажем, имело место заключение договора купли-продажи через Интернет, открытие сайта, совершение субъектом компьютерного правонарушения и др.), т.е. конкретные обстоятельства, с которыми субъекты могут связывать возникновение, изменение или прекращение интернет-отношений.

Иными словами, сама структура рассматриваемых отношений включает следующие элементы: 1) субъекты; 2) объекты; 3) субъективное право; 4) обязанность субъекта; 5) информацию; 6) технические средства.

Рассмотрим подробнее состав отношений, регулируемых интернет-правом.

Субъекты являются участниками интернет-отношений. Под субъектами "понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей... прав и обязанностей". Их состав, количество, характер зависят от воли сторон, участников интернет-отношений.

Надо отметить, что среди ученых нет единства относительно состава и определения субъектов интернет-отношений.

Например, по мнению В.А. Копылова, в настоящее время можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете. Первая группа - это разработчики трансграничных информационных сетей, иных технических средств, которые составляют инфраструктуру Интернета. Во вторую группу входят специалисты, производящие и распространяющие информацию в Интернете и предоставляющие различные услуги. И третья группа - это разнообразные потребители (граждане, организации, фирмы и др.).

Ю.Е. Булатецкий применительно к отношениям российского сегмента Интернета (Рунета) выделяет в качестве субъектов, с одной стороны, провайдера (оператора), т.е. юридическое лицо (физическое лицо - предприниматель), имеющее лицензию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на оказание соответствующих онлайновых услуг, включая почтовое обслуживание, хранение файловой информации и др. С другой стороны, пользователя-клиента, т.е. физическое или юридическое лицо, использующее Интернет для собственных нужд (рекламы, заключения сделок, поиска партнеров, заказов и т.д.). Эти субъекты могут находиться в разных частях света.

С нашей точки зрения, это разные подходы, но они не противоречат друг другу и общей теории права. Поэтому их легко объединить, выделив главное. Оно состоит в том, что все указанные субъекты интернет-отношений (разработчики сетей, специалисты, провайдеры, клиенты и др.) - это обладатели или носители определенных прав и обязанностей в виртуальном пространстве Интернета. И субъектами здесь могут выступать как юридические лица (провайдеры, имеющие лицензии на оказание онлайновых услуг), так и физические лица (граждане - потребители информации: россияне, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и др.). Причем указанные лица должны отвечать требованиям международного и национального законодательства в части правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Таким образом, основными участниками сети Интернет выступают: пользователи; операторы связи; сервис-провайдеры, обеспечивающие доступ к Сети; хост-провайдеры, предоставляющие за плату дисковое пространство на своем сервере клиентам, а также другие базовые услуги Интернета; разработчики трансграничных информационных сетей и сетевых технологий; специалисты.

Понятие правоспособности в интернет-праве несколько отличается от общепринятого. Конечно, правоспособность здесь - это тоже способность лица иметь юридические права (только в виртуальном пространстве) и нести соответствующие юридические обязанности. Но здесь, надо подчеркнуть, мы имеем дело не только с юридическими, но и с моральными, этическими и иными правами и обязанностями субъектов, т.е. с так называемой способностью последних. И этой способностью (как и правоспособностью) субъекты интернет-отношений теоретически обладают с момента рождения и до смерти. Вместе с тем правосубъектность в Интернете имеет свои особенности. Например, лишь с момента получения тем или иным провайдером лицензии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ у него появляется право работы в электронной среде. В этом случае все три способности - правоспособность, дееспособность и деликтоспособность у данного субъекта могут возникать и прекращаться одновременно. Поэтому правосубъектность провайдера может считаться специальной, что вытекает из его целей и задач. В некоторых случаях правосубъектностьв Интернете возникает по достижении определенного возраста. Например, право заниматься предпринимательской деятельностью, право заключать через Интернет внешнеэкономические сделки, учреждать сетевое средство массовой информации и т.д.