Дееспособность в рассматриваемой области, в отличие от правоспособности, почти всегда возникает по достижении определенного возраста, который находит закрепление в нормах права.
Дееспособность в интернет-праве - это способность субъекта (физического лица, клиента - потребителя информации) как участника интернет-отношений своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности. В отраслях права, с которыми взаимодействует интернет-право, вопрос о моменте наступления дееспособности субъекта (того же клиента - потребителя информации) решается по-разному. Например, в российском гражданском праве, нормы которого используются субъектами в Интернете, дееспособность субъекта (гражданина) в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия. Наряду с этим закон фиксирует и ограниченную дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ). К сожалению, на практике в интернет-отношения часто вступают через компьютерные сети и недееспособные, и психически больные, и т.д.
Исследование показывает, что способность отвечать за совершенные правонарушения в виртуальном пространстве (деликтоспособность) определяется на основе тяжести последствий и охватывается понятием "правонарушения в Интернете". В российском уголовном праве ответственность за любые преступления, в том числе и в Интернете, совершенные нашими гражданами, наступает по достижении 16 лет, а за наиболее тяжкие - с 14. Вопрос о деликтоспособности субъектов в Интернете является нерешенным. Во многих странах он решается по-разному. Однако наиболее детально виды такой ответственности представлены в Конвенции о киберпреступности, подписанной в 2001 г. в Будапеште, по которой каждая сторона имеет право принимать любые ограничительные меры к преступникам вплоть до лишения свободы (см. подразд. 5 Конвенции о дополнительных видах ответственности и санкций).
На наш взгляд, правоспособность и дееспособность субъектов интернет-отношений характеризует отношение того или иного государства к правам человека и прогрессивным идеям Интернета. Надо заметить, что права участников интернет-отношений могут быть ограничены только судом или по воле самих участников. При этом данные ограничения допустимы лишь с учетом международного законодательства, регулирующего права человека.
В качестве объектов интернет-отношений выступают любые явления, испытывающие на себе воздействие со стороны субъектов в Интернете. Иначе говоря, здесь "объектом отношения выступает то, на что направлены субъективные права и... обязанности его участников".
Правда, В.А. Копылов в свое время сделал попытку привести строгий перечень объектов, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете. При этом он включил в число этих объектов: информационные права и свободы; интересы личности, общества и государства в информационной сфере; информационныецелостность и суверенитет государства; информацию, информационные ресурсы, информационные продукты и услуги; доменные имена, сайты, порталы; программно-технические комплексы; информационную безопасность.
Думается, что сегодня здесь трудно четко определить круг объектов интернет-отношений. Более того, если учесть, что через Интернет могут реализовываться все виды общественных отношений, то, скорее всего, необходимо признать правильным плюралистический подход к понятию объектов правовых отношений в Интернете. Поэтому в зависимости от характера и видов интернет-отношений их объектами могут выступать: поведение различных субъектов, разного рода информационные услуги и их результаты, продукты духовного творчества, включая произведения литературы, искусства, музыки и др., ценные бумаги, договоры, официальные документы, честь, достоинство, безопасность человека, вещи, предметы и иные ценности.
В то же время необходимо провести строгий анализ отношений, касающихся особых объектов в Интернете, в роли которых выступают доменные имена, сайты, информационные услуги, поведение субъектов и многое другое.
Однако субъекты и объекты будут "мертвы", если не будут здесь приведены в действие субъективные права и обязанности субъектов интернет-отношений. Социальное регулирование в виртуальном пространстве, включая нормы морали, этики и проч., как показывает опыт, осуществляется через механизм реализации субъективных прав и обязанностей. Указанные права и обязанности взаимодействуют друг с другом в рамках интернет-отношений, выступают содержанием этого механизма.
Субъективное право в рассматриваемой области - это гарантируемые нормами права вид и мера возможного или дозволенного поведения участника интернет-отношения. А обязанность есть вид или мера должного или требуемого поведения. В содержании названного права отражается обеспеченная указанными выше источниками интернет-права возможность, а в содержании обязанности - закрепленная этими источниками необходимость. Носитель возможности уполномочен на совершение определенных действий, а носитель обязанности выполняет конкретные поставленные задачи, функции.
Следовательно, субъективное право выступает в качестве определенной возможности в Интернете, которая разноаспектна и может включать в себя возможность положительного поведения субъекта в Интернете (например, провайдера при заключении договора поставки); возможность субъекта требовать необходимого поведения от своего партнера (например, от провайдера к клиенту - покупателю по договору), прибегнуть к определенным мерам воздействия (например, предусмотренным международным договором, соглашением, хартией в случае неисполнения противостоящей стороной - тем же клиентом - своей обязанности исполнять условия договора), пользоваться на основе своего права, моральных установок определенным благом, поощрением, преимуществом.
Иначе говоря, субъективное право в виртуальном пространстве может выступать в форме: права-поведения, права-пользования, права-требования и права-притязания.
В зависимости от ситуации в Интернете и вне его на первый план при реализации субъективного права может выходить одна из обозначенных форм. В общем все указанные аспекты составляют единое целое и саму структуру субъективного права в исследуемой сфере. Оно служит средством удовлетворения интересов субъектов интернет-отношений, и прежде всего уполномоченных лиц. Поэтому субъективное право может быть нами рассмотрено как определенный порядок реализации своих действий в рамках интернет-отношений.
Под стать субъективным правам выстраиваются и обязанности субъектов интернет-отношений, которые тоже включают в себя разные компоненты. Это прежде всего необходимость совершать в Интернете определенные действия (скажем, со стороныпокупателя во внешнеэкономической сделке) либо воздержаться от их совершения; необходимость одного субъекта (например, поставщика в указанной сделке) отреагировать на обращенные к нему справедливые требования другой стороны (например, продавца, который требует соблюдения условий договора); необходимость нести ответственность за неисполнение взятых обязательств; необходимость не препятствовать другой стороне пользоваться преимуществами и благами, на которые та имеет право. Таким образом, в этой сфере можно выделить обязанность активного поведения; обязанность пассивного поведения (воздержания от определенных действий); обязанность претерпевания определенных мер воздействия, исходящих от государства. Обязанность устанавливается в интересах всех субъектов, участвующих в интернет-отношениях. Это непременное условие и гарант их эффективной реализации.
Все сказанное, по существу, укладывается в понятия "правоотношение", "отношения в сфере морали, этики" и другие, применяемые в классической теории права и государства.
С нашей точки зрения, такой подход нельзя признать совершенным в области отношений, регулируемых интернет-правом. Он должен быть дополнен еще двумя важными компонентами - информацией и техническими средствами. Без этих элементов интернет-отношение невозможно.
В интернет-праве информация рассматривается как некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в виртуальном пространстве и во внешней по отношению к нему среде, а также изменениях характеристик виртуального пространства и внешней среды или как "мера организации материальных, энергетических, пространственных и временных факторов объекта". Информация здесь рассматривается в процессе движения, передачи, она устраняет в виртуальном пространстве неопределенность и, как правило, связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами.
Информация, циркулирующая в Интернете, разнообразна и разнородна. Она может быть представлена в виде закона, иных нормативных актов, решений, договоров, изданий, документов, сайтов и т.д.
Информацию в виртуальном пространстве можно классифицировать по следующим основаниям и признакам: функциональное назначение и характер информационных систем (информация правового регулирования интернет-отношений, правотворчества, организации борьбы с преступностью в Интернете, правосознания субъектов (участников) и т.п.); отношение сообщения к данному объекту (выделение внутренней, внешней и независимой информации в ходе обмена между субъектами); тип связи субъекта интернет-отношений и внешней среды (выделение информации, циркулирующей в прямой и обратной связи); отношение к целевой функции (выделение сообщений относительно заключения внешнеэкономической сделки и сообщений о средствах ее выполнения); физическая форма представления информации (текст закона, нормативный акт, документ, сайт, карта, таблицы, графики и др.); логическое содержание правовой и иной информации (информация об объектах, о свойствах, об отношениях); процедура преобразования информации в компьютерных сетях (моделирующие, вычислительные, эвристические, нравственные и др.); степень преобразования информации в информационных системах (основная информация, которая характеризует понятиепоказателя; совокупная информация, характеризующая понятие статистической совокупности); время и периодичность возникновения и обработки информации (оперативная и текущая правовая информация, информация о прошлых, настоящих, будущих юридических событиях и др.).