При Клисфене была введена чрезвычайная мера «остракизм», представлявшая собой форму тайного голосования. Каждый голосующий писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6000 раз, то такой человек наказывался, он должен был покинуть родину на 10 лет, но имел возможность вернуть по окончании срока все гражданские права и имущество. Это был властный политический рычаг афинского демоса, а также оружие борьбы политических партий в Афинах. В структуру государственной власти Афин эпохи Клисфена важную роль играли коллегии стратегов. Жеребьёвкой также избирался суд присяжных, куда полагалось жаловаться на незаконные действия должностных лиц.
Начиная с 443 года до н.э. очень популярным в широких кругах граждан стал Перикл. Он принадлежал к «самым знатным родам в Афинах». Одним из воспитателей Перикла был известный философ Анаксагор. В течении 15-ти лет он ежегодно избирался на должность стратега.
В отличии от более ранних единовременных реформ (Солона и Клисфена) в середине V в. до н.э. был предпринят ряд законодательных мероприятий, вводивших новые порядки или отличавших старые законы, ограничившие демократию.
Бывало, старые законы формально не отличались, но их просто переставали соблюдать. Так, например, хотя цензовое законодательство Солона формально не было отменено, но в 457 году до н.э. впервые на должность архонта был извран зевгит – представитель среднего слоя демоса. В дальнейшем зевгиты и беднейшие граждане – феты получили доступ почти ко всем государственным должностям.
Старый способ выборов путём голосования всё чаще стал заменяться жеребьёвкой, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином права занимать любой пост в государстве. Исключение составляли лишь несколько высших должностей (например – стратега), для которых требовались специальные знания. Эти должности по прежнему замещались путём голосования в народном собрании.
Возникла необходимость ввести оплату должностных лиц из государственной казны, чтобы рядовые граждане на деле смогли занимать ответственные должности. Начало было положено установлением жалования гелиастам (заседателям в афинском суде) в размере двух оболов за заседание. В дальнейшем казна стала выплачивать суточные деньги членам «Совета пятисот», архонтам и другим должностным лицам. Позже был создан особый фонд, так называемый теорикон, для выдачи денег малоимущим гражданам на посещение театра. Поскольку театр играл большую роль в общественной жизни, теорикон имел существенное политическое значение. Денежные пособия обычно были невелики, но всё же они обеспечивали дневное пропитание, и, значит, давали малоимущим гражданам активно участвовать в государственной деятельности. Например гелиэя с этого времени стала в значительной мере комплектоваться из среды наименее обеспеченных граждан. Для многих из них участие в судебных заседаниях юыло важным источником существования.
В 451-450 году до н.э. по предложению Перикла афинское народное собрание приняло особый закон, согласно которому только тот считался гражданином, чьи отец и мать были гражданами Афин. Этот закон, ставивший целью ограничить численность привилегированной группы полноправных граждан во имя эгоистических интересов каждого из них, ярко свидетельствует об узости античной полисной демократии. Кстати, от этого закона едва не пострадал сам Перикл. В последствии ему стоило большого труда добиться предоставления гражданских прав его сыну от милетянки Аспасии.
В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было в какой-то степени возможно, поскольку все граждане могли свободно поместиться на площади своего города. Для решения государственных вопросов афинские граждане собирались примерно через каждые десять дней. Наиболее важными делами считались избирание стратегов и других высших должностных лиц, объявление войны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том числе заключения договоров о союзе, принятия отчётов у высших должностных лиц, издание различных постановлений.
Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. К этим органам принадлежали «Совет пятисот» (буле), гелиэя, археопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и ещё ряд должностных лиц, в большинстве своём избираемых с помощью жеребьёвки.
Примерно такой же, как и при Клисфене, оставалась организация буле. Члены буле избирались по жребию из граждан не моложе тридцати лет, по пятьдесят человек от каждой из десяти фил. Эти пятьдесят человек составляли так называемую пританию. Каждая из пританий выполняла обязанности буле в течении одной десятой части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих вопросов в промежутках между заседаниями экклесии.
Определённую роль в законодательной деятельности играла гелиэя (суд присяжных), которая в Афинах занималась не только обычными судебными делами. Гелиэя состояла из шести тысяч избранных по жребию присяжных судей. Судьи были разделены на десять палат (так называемых дикастериев), в среднем по пятьсот человек в каждой. Сто присяжных в каждом дикастерии считались запасными. Подкуп судей был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому дикастерию будет поручено рассмотрение их дел. Во время заседания гелиасты выслушивали обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, когда суть дела становилась им ясной, без предварительного совещания между собой приступали к голосованию судебного постановления.
В Афинах не было специальных государственных обвинителей. Любой из граждан мог возбуждать и поддержать обвинение, в том числе и в тех случаях, когда оно касалось интересов государства или охраны существующего правопорядка. Не было на суде и защитников – каждый подсудимый должен был защищать себя сам. Если подсудимые не чувствовали себя достаточно подготовленными, они заучивали наизусть заранее написанные для них речи.
Если по ходу дела требовались свидетельские показания рабов, их подвергали пыткам, так как считалось, что добровольным показаниям раба доверять нельзя.
Наибольшим политическим весом из всех выборных государственных органов Афин обладала коллегия десяти стратегов. Должность стратега не оплачивалась и при Перикле. На неё могли претендовать только богатые граждане. Между тем в руках афинских стратегов сосредотачивались наиболее важные государственные функции. Каждому афинскому гражданину было предоставлено своеобразное право контроля государственной системы: он мог заявить жалобу на противозаконие. Гражданин мог также обжаловать любое из поступавших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов. Если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.
Количество полноправных граждан, которые могли принимать участие в экклесии, составляла весьма незначительную часть Аттики.
К тому же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были в состоянии реально ими пользоваться. Прежде всего это относилось к участию граждан в народном собрании, которое в годы правления Перикла не оплачивалось. Для граждан, живших трудом своих рук, не так то просто было бросать работу и каждый день проводить на Пниксе (холм в Афинах), где собиралась экклесия.
Крестьянам Аттики, особенно тем, которые жили далеко от Афин, приходилось тратить два-три дня на посещение экклесии. В горячую пору сельских работ сделать перерыв было чрезвычайно трудно, поэтому количество присутствующих в экклесии (при общей численности афинских полноправных граждан примерно 35 тыс. человек) обычно не превышало три тысячи, преимущественно жителей самого города. Только в исключительных случаях, например при остракизме, требовалось чтобы за постановление голосовало не менее шести тысяч человек.
Утвердившийся в Афинах демократический строй, вызвал острое недовольство со стороны олигархических элементов, которые группировались вокруг одного из политических деятелей – Фукидида из Алопеки. Однако борьба с олигархами закончилась победой Перикла и остракизмом Фукидида в 443 году до н.э.
Оппозиционные настроения существовали в среде самой демократии. Городская беднота стремилась к более радикальным преобразованием и была недовольна умеренностью проведённых реформ. Правительство Перикла пыталось ослабить рост оппозиционных настроений рядом мероприятий. Например, в Афинах затрачивались значительные средства на строительства общественных зданий. Одна из целей такого строительства – дать заработок необеспеченным афинским гражданам.
Расходы на общественные нужды покрывались не только за счёт государства, но и путём привлечения частных средств. В Афинах издавна существовали литургии – особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т.д. После победы над олигархами литургии в Афинах применялись довольно часто.
Наконец, в это время значительно шире, чем раньше, выводятся клерухии на земли союзников. Этим достигались сразу три цели. Наиболее важные в политическом и экономическом отношении пункты на территории Афинской архэ оказывались под постоянным контролем метрополии. Неимущие афинские граждане – в клерухии в основном выводились феты – обеспечивались участками земли. Выселение бедноты ослабляло радикальную оппозицию в экклесии.
В середине Vвека до н.э. Афины превратились в самый крупный и цветущий центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Государственный строй Афин оказал сильнейшее воздействие на развитие политической жизни в ряде других греческих государств, в первую очередь городов, которые входили в состав возглавляемого Афинами морского союза или находились в сфере его влияния.