Первые писаные законы в Афинах появляются уже в начале VII ст. до н.э. Эвпаториды (аристократы) стараются ограничить пережитки родового общества, в первую очередь кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкасаемость. Авторство этих законов приписывается Драконту (621 г. до н.э.). Именно от его имени произошёл термин «Драконовские законы». Смертная кара была практически единственным наказанием, так как тюрьмы греки не знали. Жизнью расплачивались не только за убийство, но и за осквернение святыни и кражу овощей. Шагом вперёд в развитии юридической мысли стало разделение преступлений на умышленное и неумышленное (по неосторожности). Прогрессивным следует считать и то, что законы, несмотря на их жестокость, ограничивали власть архонтов, которые часто слишком свободно объясняли право.
Личная свобода граждан Афин была под угрозой. Безземельные феты становились так зваными «шестидольнниками» и работали за 1/6 урожая. За не плату арендной платы можно было взять в долговое рабство самих «шестидольников» и их детей. В 594 годк до н.э. афинское общество охватило «большое возмущение», вызванное общим недовольством. Древнегреческий историк Плутарх писал, что «Огромное большинство, к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться безразличными зрителями, а выбрать одного вождя, надёжного человека, и освободить должников, которые пропустили срок выплаты, а землю переделить и целиком изменить государственный строй»
В законах Драконта осуществлялось ограничение кровной мести (отвечает не род, а тот, кто виновен, разрешается по согласию родственников убитого примирение за выкуп). За неумышленноё убийство виновный должен был быть изгнан, за умышленное – смертная казнь. Вводилось понятие необходимой обороны, устанавливалось одинаковое наказание как для исполнителей, так и для подстрекателей преступления.
Когда первым архонтом был избран Солон (594 год до н.э.) представитель евпатридов, который не был «сообщником богатых в их преступлениях», Афины стояли на пороге гражданской войны, большинство должников покидали поля, и убегали от кредиторов. За Солона законы Драконта, кроме казни за убийство, были отменены. После этого гилея каждый раз выносила отдельный приговор, опираясь на обычаи или на личные убеждения. Реформы Солона (594 – 593 год до н.э.) спасли ещё не окрепнувшее рабовладельческое государство в Афинах.
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Экономические позиции этого государственного деятеля в истории отмечены скромно – богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных позднейшей традицией, Солону приписывается любознательность. Его деятельность зафиксирована в его же стихах, отражая важнейшие позиции древнегреческого политического деятеля. С его биографией связывается усмирение народа во времена восстания Киллона. По этому поводу он заявил, что страдает, глядя на раздираемую борьбой Аттику. Стихотворные опыты, прозвучавшие в народе элегии способствовали его избранию в архонты. Его объединительные цели заключались в широком диапазоне льгот и нововведений, отвечавших насущным интересам различных слоёв афинского демоса.
Поддерживая Солона, евпатриды преследовали свои цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальную напряжённость, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. Влиятельные силы рассчитывали на мирный исход кризиса. Вырос новый слой, с которым аристократам необходимо было считаться – демиурги – ремесленники, разбогатевшие на вывозе ремесленного товара и жаждавшие широких политических прав.
Сейсахтейя, «стряхивание бремени» - отвечала интересам крестьян Аттики.
В стихах Солона воспевалась его заслуга в удалении так называемых закладных камней на земельных наделах, и объявления долгов недействительными. Более того, при нём вернулись проданные за долги и сбежавшие за границу. Проведена всеобщая амнистия, кроме сторонников Килона. Сделки самозаклада были ограничены. От кабалы освобождены с последующим наделением участком пелаты и гектеморы.
Реформа долгового права была наиболее прогрессивной и означала новый путь к демократическому развитию афинского общества, укреплению имущественных прав мелких и средних собственников. Пойти далее по этому пути и осуществить передел земли, с тем, что бы дать наделы безземельным, Солон не решился, ибо аристократические слои были ещё сильны экономически.
В истории зафиксированы конкретные шаги реформатора в направлении изменения экономического положения многих слоёв афинского полисного устройства. В его реформах присутствует дух новых торговых отношений. В ситуации, когда гражданин бездетен, он вправе свободно распорядиться землёй, также как отсутствие завещания умершего предполагало наследование членами рода на правах личной собственности. В афинском законодательстве впервые поставлен вопрос о завещании личной собственности отдельного лица. Юридически оформлялся принцип частной собственности на землю. При этом создавались ножницы между возможностями прав и трудностями повседневной жизни. Не имея подчас не инвентаря, ни скота, владельцы (мелкий слой собственников) вынуждены были идти на залог участка либо его продажу. Закон предусматривал высокие проценты, и это не замедлило освободить множество дешёвой рабочей силы. Землевладельцы теперь уже экономически и юридически закабаляли фетов и разорившиеся слои. Выброс большого количества разорённых крестьян из системы землевладения стимулировал торгово-ремесленную жизнь полиса. Ремесленный слой получил пополнение и смог шире удовлетворять спрос на афинскую ремесленную продукцию и перекупщиков, а также морских торговцев. Институт прав граждан был расширен за счёт переселенцев и амнистированных. Для получения афинского гражданства необходимо было переселиться в Афины всей семьёй и заняться ремёслами. Был ещё и путь усыновления афинянами и путь вступления во фратии и роды. Весь этот комплекс мер укреплял слои демократического устройства, заинтересовывал в занятии ремесленно-торговой деятельностью на благо и процветания Афин.
В каждом конкретном случае юридической практики был свой стимулирующий экономический подтекст. Например, для родителей, обучивших сына одной из ремесленных специальностей, не предполагалось, чтобы он поддерживал их существование в старости. Избавление от этой жёсткой меры родовой зависимости также должно было рекрутировать новые массы свободных ремесленников.
Солон поддерживал торговцев и ремесленников тем, что издал запретительный указ насчёт вывоза хлеба из Афин – цены на хлеб упали, что ослабляло трудности жизни и быта занимающихся ремеслом. Для того, чтобы привести систему государственных учреждений в соответствие, сохранить политическое единство (разрываемое распрями политических группировок), Солоном был введён имущественный ценз, как основа обеспечения прав и обязанностей граждан Афин. В силу разницы в доходах и размерах имущества всё афинское население, владевшее землёй, поделилось на четыре основных класса:
1. Пентакосеомедимны - самые богатые люди с доходом 500 медимнов в год. Это были крупные землевладельцы, которым предписивалось занятие самых высоких должностей в системе управления.
2. В класс всадников (трёхсотмерников) вошли земельные собственники с доходом 300 медимнов в год.
3. В третий класс вошли зевгиты с доходом не менее 200 медимнов в год.
4. Феты были самыми неимущими в этой шкале и составляли основную массу представительного органа – народного собрания. В народном собрании высшие должностные лица и выбирались и отчитывались.
Всадники и зевгиты выдвигали кандидатов в Совет четырёхсот. Здесь взвешивались все стороны новых законов, их последствия перед окончательной процедурой утверждения в афинской экклесии (народном собрании).
Демос добился введения суда присяжных. Результаты реформы всё же ущемили права эвпатридов, представителей древних аристократических родов. К власти проникали другие слои демоса, разбогатевшие на земельных операциях, и торговые слои. Противоречивость реформаторской деятельности Солона в том, что поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные контрасты в вопросах власти, осудив на вымирание законы родового строя; с помощью введения активного избирательного права для всех граждан он способствовал поднятию престижа имущих, усилив расслоение. Общество, поддержавшее начинание Солона, не смогло чётко функционировать, не дало объединяющей идеи, в нём сохранялось напряжённое положение.
509-507 г.г. до н. э. Клисфен своими реформами довел до завершения процессы социальной стабилизации афинского полиса. Главное, что имели целью реформы Клисфена, принадлежащего к роду Алкмеонидов, - это изменение положения родовой аристократии. Её статус был очень высок, потому что ей принадлежало господствующее положение в старинных родовых объединениях.
Филы и фратрии объединяли весь афинский демос (было четыре филы, каждая по четыре фратрии). По Клисфену новое административное деление распределяло граждан Аттики и Афин на тритрии – всего тридцать округов. Новые объединения – филы состояли из трёх тритрий, подобранных из различных округов.
Большая численность правоспособных членов фил подготовила перемены в высших представительных органах – «Совет четырёхсот» был заменён «Советом пятисот». Его функцией было широкое предварительное обсуждение всех проектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Эти основные органы управления в Афинах находились в состоянии постоянного взаимодействия. В частности, между созывами народного собрания буле (Совет пятисот) следил за исполнением установлений, принятым высшим органом, и решал текущие дела в государстве.