Покушение на совершение преступления представляет собой умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на выполнение объективной стороны состава преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам.
Оконченным преступлением следует считать деяние (действие или бездействие), содержащее все признаки конкретного состава преступления, предусмотренного УК.
Объективная сторона анализируемых стадий совершения умышленного преступления, за исключением приготовления, может быть реализована как посредством совершения определенных действий, так и путем отказа от их выполнения - бездействия. Укажем также, что стадия приготовления к совершению преступления не может осуществляться в форме бездействия и реализуется посредством активных форм поведения, перечисленных в законе.
Прохождение субъектом преступления указанных стадий подчинено общей конечной идеи (цели) - совершение преступления. В то же время при совершении конкретного преступления не обязательно последовательное осуществление всех трех стадий: субъект может совершить действия по подготовке к преступлению, после чего, по независящим от него причинам, преступная деятельность может быть прекращена или не осуществлена.
Исследовать изложенное выше можно, рассмотрев состав преступления, предусмотренный ст. 105 УК РФ (убийство). Допустим, что преступник, имея умысел убить жертву и используя огнестрельное оружие, совершил действия по подготовке к реализации замысла: приобрел орудие преступления, изучил маршруты следования жертвы, выбрал наиболее подходящее для совершения преступления место, однако, будучи застигнутым в момент нападения на жертву, он не смог произвести выстрел. В данном случае можно вести речь о реализации лишь одной стадии совершения преступления - приготовления.
В данном варианте, если преступник успел произвести выстрел в потерпевшего, приступив таким образом к реализации объективной стороны состава преступления, но промахнулся, следует говорить о покушении на убийство. В данном случае преступление также не может считаться оконченным: по независящим от преступника причинам потерпевший остался жив, следовательно, умысел, направленный на убийство, не реализован. Квалифицировать действия виновного следует как покушение на убийство.
Если действия преступника, направленные на причинение смерти потерпевшему, реализованы в соответствии с его замыслом, то деяние следует квалифицировать как оконченное преступление. Следовательно, каждая предыдущая стадия совершения умышленного преступления поглощается последующей.
1.2 Значение стадий совершения преступлений
Уголовно-правовое значение имеют стадии лишь умышленного преступления. Неосторожные поступки до наступления вредных последствий в уголовно-правовом отношении нейтральны, так как не создают общественной опасности, стадии их совершения не криминализируются Уголовным кодексом.
Стадии совершения умышленного преступления имеют значение для квалификации содеянного в случае, окончено либо не окончено преступление, а если не окончено, то на какой стадии было прервано - приготовительных действий либо исполнения объективной стороны состава. При этом следует учитывать, что каждая предшествующая стадия совершения преступления поглощается последующей и самостоятельного квалификационного значения не имеет.
Разные стадии характеризуются разной степенью общественной опасности. Так, покушение на преступление является более опасной стадией, чем приготовление к преступлению, но менее опасной, чем оконченное преступление. На практике это означает, что каждая последующая стадия преступления влечет усиление наказания. Юридическое понятие стадий совершения преступления предполагает разграничение оконченной преступной деятельность и прекращенной на одном из основных этапов подготовки и совершения преступления. То обстоятельство, что действия, направленные на совершение преступления, окончились неудачей, создает специфические особенности в характере и степени общественной опасности деяния, а следовательно, и особенность в ответственности за эти действия в сравнении с оконченным преступлением того же вида. Поэтому когда речь идет о стадиях совершения преступления, то имеется в виду отнюдь не процесс развития конкретного преступления от его приготовления и до окончания. Говоря о стадиях как уголовно - правовых категориях, мы имеем в виду различные формы осуществления конкретного преступного деяния, отличающиеся друг от друга в зависимости от момента, когда преступная деятельность была прекращена. Стадии, предшествующие оконченному преступлению, то есть приготовление и покушение, характеризуются умышленными действиями по подготовке или совершению преступления и фактом не совершения этого преступления. Поскольку стадии осуществления преступления выражают различные степени реализации преступного намерения, наличие той или иной стадии осуществления преступления в большинстве случаев существенно отражается на характере и степени общественной опасности совершенного деяния, а это отражается и на характере ответственности и характере применяемой судом меры наказания. Более поздняя стадия характеризует большую степень общественной опасности, чем более ранняя стадия[5]. Это обстоятельство существенно сказывается на применении наказания. По уголовному праву преступлением является не мысль, не определенное состояние сознания, а действие или бездействие, как акт, насыщенный сознанием. Поэтому можно говорить о стадии осуществления преступления только в тех случаях, когда имеется акт внешнего поведения. Стадии совершения преступления могут иметь место только при умышленном преступлении. Только в этих случаях развитие действий лица по совершению преступления означает реализацию определенного плана. Вследствие этого, все стадии тесно связаны между собой единством преступного умысла и единством действий по его реализации. Это находит свое сражение в одинаковом по существу порядке ответственности за оконченное преступление и покушение.
Таким образом, точное определение стадии, на которой совершение преступления было прекращено, имеет значение прежде всего для правильной квалификации деяния, определения степени его общественной опасности, особенностей уголовной и (или) иной ответственности[6].
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
2.1 Характеристика стадии приготовления к совершению
преступления.
Приготовление - это начальная имеющая уголовно-правовое значение стадия совершения умышленного преступления. При нем посягательство на объект еще не осуществляется, а действия, образующие приготовление, не входят в объективную сторону подготавливаемого преступления.
В соответствии с законом (ч. 1 ст. 30 УК) приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам. В юридической литературе сложился упрощенный подход к приготовительным преступным действиям: приготовление считают первой стадией совершения преступления и определяют как создание условий для совершения умышленных преступлений, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ[7].
Характерным для приготовительных действий является то, что они:
1) лишь создают условия для совершения преступления;
2) не создают непосредственной угрозы объекту уголовно-правовой охраны.
Состав приготовления к преступлению имеет самостоятельную уголовно-правовую оценку и особенности по сравнению как с составом оконченного преступления, так и с составом покушения на преступление. Эта специфика относится к объективным признакам и субъективной стороне приготовительных действий.
При приготовлении к преступлению отсутствует непосредственное воздействие на объект задуманного преступления. Например, вор приобрел отмычки для того, чтобы совершать кражи из квартир. Объектом будущей кражи является собственность, однако приобретение орудия преступления еще не означает непосредственного воздействия на такой охраняемый уголовным законом объект, как собственность.
Любые приготовительные к преступлению действия образуют объективную сторону приготовления к преступлению, однако они не входят в объективную сторону готовящегося преступления. Например, лицо в целях совершения грабежей приобретает огнестрельное оружие. Объективную сторону грабежа будет составлять насильственное лишение собственности другого человека. Приобретение огнестрельного оружия не образует объективной стороны грабежа. Таким образом, состав приготовления к преступлению характеризуется собственной самостоятельной объективной стороной[8].
Субъективная сторона приготовления характеризуется только прямым умыслом, ведь приготовление - это целенаправленна деятельность. Лицо сознает, что оно совершает приготовительные действия в любой форме, предвидит, что с их помощью совершит преступление, и желает их совершения. Неосторожное создание условий для совершения преступления приготовлением не признается.
Приготовление к совершению преступления следует отличать от обнаружения умысла. Обнаружение умысла представляет собой проявление во вне (словесно, письменно или иным путем) намерения совершить конкретное преступление. Здесь еще нет общественно опасных действий. Поэтому обнаружение умысла не признается стадией совершения преступления. Приготовление же характеризуется не только намерением совершить преступление, но и определенными конкретными действиями. Создающими условия для последующего совершения преступления.