К числу достоинств подобной формы относится простота организации, в том числе отсутствие устава. Привлекательная для честных купцов форма имеет и свои недостатки. Например, невозможность привлекать дополнительный капитал третьих лиц.
Рассмотрим другую форму товарищества. К ней относится коммандитное товарищество, в котором одни участники являются полными товарищами или товарищами с полной ответственностью, а другие просто вкладчиками. Первые ручаются по долгам этой организации всем своим личным имуществом, а не только тем, что они внесли в складочный капитал. Они действуют от имени этой организации как коммерсанты. Их действия в предпринимательском обороте признаются действиями самой этой организации.
Коммандисты-вкладчики делают только вклады в складочный капитал и не отвечают своим личным имуществом по долгам этой организации.
Иногда говорят, что все вкладчики, как в коммандитном товариществе, так и в обществе с ограниченной ответственностью, отвечают по долгам этой организации в пределах своего вклада. Это неправильно, потому что общество или товарищество является собственником своего имущества, в том числе и собственником вклада. И если учредитель или участник сделал вклад, то это уже не его имущество, а имущество товарищества или общества. У участника же или учредителя остались только обязательственные права требования: права на ликвидационную квоту, корпоративное право на участие в управлении делами, право на дивиденды. Но право собственности на это имущество уже утрачено. Следовательно, вкладчик не отвечает никаким имуществом по долгам товарищества. Он несет риск убытков, риск утраты своего вклада.
Вкладчик рискует неизмеримо меньше товарища с полной ответственностью, поэтому они не участвуют в управлении делами товарищества и не могут выступать (за исключением выдачи ими доверенности) от имени товарищества. Они получают дивиденды на свой вклад, информацию о состоянии дел товарищества. По существу они вынуждены доверять полным товарищам, которые распоряжаются их вкладами. Отсюда и традиционное российское название такого товарищества — товарищество на вере.
Если заглянуть в историю создания коммандитных товариществ, то мы увидим, что родились они в те времена, когда дворянство начало беднеть и не могло получать те доходы от своих имений, которые получало раньше. Им нужно было каким-то образом участвовать в коммерции. Для дворян это считалось непристойным. В коммерции участвовали купцы — третье сословие. Дворяне стали давать деньги купцам, становясь в положение вкладчиков, а купцы вели дело. Конструкция оказалась удобной и стала широко использоваться в имущественном обороте.
Такова суть понятия коммандитных товариществ.
Поскольку полные товарищи действуют от имени товарищества в целом, коммандитному товариществу или товариществу на вере не нужен устав. Любой участник с полной ответственностью действует от имени этой организации. Им достаточно учредительного договора, причем такого, который подписывается только полными товарищами. А вкладчику может выдаваться свидетельство о его вкладе. С вкладчиком можно заключить какой-то договор, но сути дела это не меняет. Учредительные договоры они не подписывают, от имени товарищества не выступают. Фактически это форма привлечения дополнительного капитала. На какую-то часть имущества, которую должны внести вкладчики, коммандитное товарищество может выпускать облигации. Складочный капитал коммандитов должен формироваться не только за счет вкладчиков, но и за счет участников с полной ответственностью. Закон не определяет, какую часть должны давать участники с полной ответственностью, а какую — вкладчики. Из смысла закона вытекает, что вклад должен быть сделан и теми, и другими, и таким образом у товарищества сформировался складочный капитал.
С точки зрения интересов третьих лиц — кредиторов, минимальный складочный капитал устанавливать не нужно, поскольку имущество участника товарищества, его личная ответственность — это гарантия удовлетворения их прав.
Таковы два вида товариществ, которые закрепил Гражданский кодекс РФ и которые известны мировой коммерческой практике.
Давайте рассмотрим правовые особенности положений об обществах. Самые простые — общества с ограниченной ответственностью. Они характеризуются двумя основными признаками. Во-первых, общество с ограниченной ответственностью имеет уставный капитал, а не складочный, как в товариществах. У общества есть устав. Он необходим обществу потому, что его участники или учредители не обязаны лично участвовать в нем. В Уставе определяется, кто будет участвовать в органах общества, какова их компетенция и т.д.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью делится на доли, не обязательно равные, а соответствующие вкладам участников. Необходимо подчеркнуть, что деление уставного капитала на доли не ведет к возникновению отношений долевой собственности. Сам уставный капитал — величина условная. Это денежная оценка совокупности вкладов, которые были первоначально внесены участниками. Подобные доли весьма условны. Они важны для того, чтобы определить размер дохода участника, потому что чистый доход будет делиться между ними пропорционально их долям. С помощью долей определяется размер ликвидационной квоты при ликвидации самого общества, «вес» голоса каждого участника в управлении делами общества.
И второе обстоятельство. Участники общества, в том числе учредители, никакой ответственности по его долгам не несут, а несут только риск убытков, утраты своих вкладов. Поэтому название «общество с ограниченной ответственностью» не очень точное. В нем нет никакой ответственности участников, а есть только риск убытков для них.
Общество с ограниченной ответственностью может выпускать облигации, привлекая дополнительный капитал. Но оно не может выпускать акции, как акционерное общество.
Высшим органом в рассматриваемых обществах является общее собрание участников или учредителей. Текущими делами общества занимаются органы управления, генеральная дирекция, руководитель, президент, который без доверенности действует от имени этого общества.
Общество устраняет от ответственности своих учредителей. Третьи лица — потенциальные кредиторы, должны не просто знать об этом, но и быть уверенными в том, что им что-то достанется при предъявлении требований к такому обществу. Отсюда и возникает необходимость для таких обществ определять минимальный уставный капитал.
Размер минимального уставного капитала всегда определяется законом. Однако, Гражданский Кодекс этот размер не указывает. Размер уставного капитала зависит от национальных традиций, реальной экономической ситуации. Этот вопрос урегулирован специальным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года1. В соответствии с законом уставной капитал должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Это не стартовый капитал, с которого должны начать работать предприниматели. Его смысл в том, чтобы обеспечить минимальную гарантию удовлетворения возможных требований кредиторов.
Вспомним союзный закон о кооперации 1988 года. По правилам, записанным в нем, три человека, могли написать устав, отнести их в исполком местного совета, зарегистрировать и стать юридическим лицом. (Без копейки капитала!) Затем это юридическое лицо шло в банк за ссудой или брало в аренду государственное имущество, а по сути начинало делать деньги из воздуха. Никакие средства не вкладывались. С позиций любого нормального правопорядка это можно квалифицировать как коммерческое мошенничество. Нельзя хозяйствовать, ничего не вложив в дело. Ведь в течение года, пока такие предприниматели ничего не наработают, их кредиторы находятся в странном положении. Они предъявляют требования, а отвечать обществу нечем.
Из этого вытекает понимание конструкций юридического лица.
Мы привыкли, что юридическое лицо в сущности своей — это определенным образом организованный коллектив. Такой подход был хорош в той экономике, когда это был трудовой коллектив рабочих во главе с директором. Теперь мы получили коллектив из трех или тридцати трех человек. У них есть собрание и многое другое — нет только имущества. Кому он нужен в обороте, как с ним иметь дело? Не коллектив нам нужен, а имущество! Понятно, что имущество само по себе не хозяйствует, с ним хозяйствуют люди. Но юридически и коммерчески важно, чтобы имелось именно обособленное имущество. Предпринимателя меньше всего интересует какой у контрагентов коллектив. Важно знать, какое у него имущество. Теория коллектива, к сожалению, не дает возможности должным образом урегулировать эти отношения.
В Гражданском кодексе РФ пришлось оговаривать, что уставный капитал для этих обществ есть минимальная гарантия прав кредиторов.
Не случайно поэтому в п. 2 ст. 15 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено следующее.
Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общества третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.