Федеральное агентство по науке и образованию
Сибирский Федеральный Университет
Институт естественных и гуманитарных наук
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Холопство в России
(курсовая работа)
Защищена «___»___________2007г.
с оценкой ______________________
Кацанашвили Сергей Иосифович,
группа Ю-12
Научный руководитель
Богунова О.В.,
кандидат исторических наук
_______________________________ (подпись)
Красноярск 2007
Содержание
Введение
Глава 1. Холопство как правовой институт и его юридическое закрепление
1.1. Общая характеристика холопства
1.2. Истоки русского холопства
1.3. Источники законодательства о холопстве
Глава 2. Разнообразие видов холопства, особенности правового положения и контроль за ними
2.1. Правовое разнообразие видов холопства в России
2.2. Холопы – субъекты и объекты правоотношений
2.3. Учреждения и органы государственной власти, ведавшие холопами
Глава 3. Значение холопства и взгляды на его существование
3.1. Конец и значение холопства в России
3.2. Концепции и взгляды на холопство в России
Заключение
Литература
Приложения
Человечество прошло много этапов своего развития: от Человека Умелого к Человеку Разумному, от первобытности к цивилизации, от дикости и варварства к высокой культуре и научным достижениям. Однако нельзя не согласиться с тем, что во все времена для любой цели, любыми способами и методами с появлением человеческого общества люди эксплуатировали друг друга. Таким образом, появился правовой институт рабства. Рабство претерпевало много изменений. Во всемирной истории этому есть множество подтверждений: узаконенное патриархальное рабство в Древнем Египте и Вавилоне, классическое рабство в Греции и Риме. Даже в Средневековой Европе институт рабства продолжал сохранять свои пережитки.
В этом отношении не стало исключением и Русское государство, начиная с Древней Руси и заканчивая Российской империей. Рабство существовало на территории нашей страны достаточно длительный период, только называлось оно самобытно – «холопство». О существовании рабства (холопства) в России начала нового времени не слишком хорошо известно. Многие знают о существовании крепостничества и часто смешивают крепостничество и холопство. О существовании холопства известно относительно мало еще и потому, что на протяжении большей части советского периода господствовавшая доктрина утверждала, что рабство совершенно не соответствует духу русской истории, и поэтому едва ли существовало.
В русском государстве, по-видимому, было много холопов. Но это рабство, тем не менее, не стало основой общественного производства. В конкретных исторических условиях восточнославянского общества рабство осталось лишь одним из укладов, первенствующее значение получили феодальные производственные отношения.
До сих пор идет глубочайший спор среди историков права о том, кем же на самом деле были холопы: действительными рабами или полузависимой частью населения? До сих пор непонятно, когда в России зародилось холопство, и какое влияние оно оказало на дальнейшее развитие общественной системы нашего государства. Современные концепции о холопстве позволяют говорить о том, что отдельные элементы данного правового института сохранялись достаточно долго на протяжении истории России и на самом деле все эти проблемы до сих пор мало изучены. Поэтому я считаю, что тема моей работы весьма актуальна сегодня. В соответствии с этим, целью своей работы считаю рассмотрение существования правового института холопства в истории России. Согласно поставленной цели, я выделяю следующие задачи:
· Рассмотреть правовые и внеправовые истоки холопства в России
· Выявить источники законодательства о холопстве
· Рассмотреть правовое разнообразие видов холопства
· Проанализировать правовое положение холопов.
· Определить учреждения Руси (России), ведавшие холопами.
· Провести обзор концепций по поводу существования института холопства.
В качестве источниковой базы рассматриваются законодательные акты Русского Государства (Русская Правда и Псковская Судная Грамота, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 года); данные периодической печати и журналов (Государство и право, Вестник Московского Университета, История государства и права, Правоведение); монографии специалистов, разработавших современные концепции о холопстве (Р. Хелли, В.М. Панеях, М.Ф. Владимирский-Буданов)
Глава 1. Холопство как правовой институт и его юридическое закрепление
1.1 Общая характеристика холопства
Рабство – это в первую очередь и, прежде всего, правовой институт, и почти повсеместно закон уделял ему значительное внимание. Русское государство не составляет здесь исключения. Более того, в России начала нового времени закон вообще – важнейший символ и инструмент: непрерывно усиливающаяся центральная власть использует его для достижения своих целей.
Знаменитый русский историк В.О. Ключевский писал, что первоначальным основанием сословного деления русского общества было, по-видимому, рабовладение. Поэтому на ранних этапах развития институт холопства был достаточно устойчивым, так как порабощение шло интенсивно по мере развития феодальных отношений[1].
В институте холопства в чистом виде проявилась внеэкономическая зависимость холопа-челядина от своего феодала. Поэтому холопство как правовой институт на начальном этапе своего существования представляло устойчивую систему обязанностей холопов и их взаимоотношений с субъектами русского права.
Состояние холопства есть только наибольшее ограничение прав, но не окончательное лишение их; холопы обладали некоторыми правами, почему и речь о них должна быть отнесена к учению о субъектах, а не к учению о вещах (объектах). Даже строжайшее (вообще и в частности к институту рабства) из прав – право римское – не вполне низводит рабов на степень вещи; славянское же, отличающееся мягкостью своих положений, - наиболее очевидно[2].
Нужно сказать, что в отличие от рабства других государств и даже других цивилизаций, русское холопство имело множество отличий, и это делало его непохожим на привычное для нас рабство. Если мы привыкли думать, что рабство – это полная зависимость одного лица от другого, то в холопстве дела обстояли несколько иначе. Во-первых, рабство не обязательно должно было быть недобровольным. Хотя добровольное холопство было одним из своеобразных видов русского рабства, тем не менее, являлось хорошей лазейкой для уклонения от ответственности. Как пишет Ричард Хелли, перед лицом перспектив экономически ненадежной жизни свободного человека или экономически безопасной жизни раба, выбор в пользу несвободы может показаться вполне разумным. Намного легче было переносить стабильную жизнь в рабском состоянии, работая на хозяина, не обеспечивать свои обязательства, не отвечать за проступки, поскольку за них нес ответственность по большей мере хозяин холопа. Во-вторых, не все рабы были несчастны, и отнюдь не все они жаждали освобождения. Не все рабы обязательно занимали самые низкие ступеньки социальной лестницы. Привилегированные рабы могли иметь чуть ли не самый высокий – после правителя и его приближенных – социальный статус; даже самый обычный раб мог пользоваться в обществе более высоким уважением, чем простой свободный человек, если его хозяин обладал высоким социальным статусом. Социальный статус холопа мог определяться и тем положением, которое холоп занимал в хозяйстве своего хозяина. И, наконец, в-третьих, рабство редко (если вообще когда-либо) означало абсолютно ничем не ограниченную власть хозяина над его рабом[3]. Холопы могли наравне со своими хозяевами вести хозяйство, совершать определенные действия в отношении имущества. Говорить об абсолютно неограниченной власти хозяина над его холопом в целом невозможно потому, что в сфере гражданских правоотношений холопы могли играть важную роль при распоряжении имуществом. Хозяин мог назначить своего холопа управляющим хозяйством. Вследствие этого некоторые холопы были своеобразным прообразом экономов в помещичьем хозяйстве.
Значит, говоря об ограниченной абсолютной власти хозяина над холопом, мы можем сказать, что абсолютная власть распространялась только на определенные правоотношения, которые изначально предполагали рассмотрение холопов в качестве объектов рассматриваемых дел.
Таким образом, мы можем говорить о том, что холопство как правовой институт в Русском государстве представлял из себя несколько иное образование, отличное от древних форм и европейского рабства.
Происхождение рабства, а точнее его правовые и внеправовые истоки мы можем встретить еще в первобытном обществе. Среди них мы можем выделить культурологические, социологические, психологические и т.д. Однако, несмотря на такое разнообразие концепций, применительно к холопству мы можем выделить очень мало причин.
Характер обществ, в которых существует рабство, известен хорошо: это такие общества, которые едва поднялись над самым примитивным уровнем, в которых значительна социальная дифференциация (стратификация), имеются экономические излишки, наблюдается заметный недостаток рабочей силы, есть свободная земля (доступные ресурсы) и некоторые формы централизованных правительственных институтов (желающих насаждать право рабовладения)[4].
Холопы, составлявшие примерно десять процентов населения и, таким образом, вторую по численности социальную группу (после крестьян), во многих отношениях находились на самом дне русского общества.