ГК рассматривает нематериальные блага в качестве разновидности объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения. В статье 150 ГК дается примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ. Они подразделяются на: 1) нематериальные блага, приобретаемые гражданами и юридическими лицами в силу рождения (создания) - жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; 2) нематериальные блага, приобретаемые в силу закона - право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права. Отметим, что поскольку ГК дает лишь примерный перечень нематериальных благ, пользующихся гражданско-правовой защитой, то объектом гражданско-правовых отношений может оказаться и не названное ГК нематериальное благо, например, право физического лица на неприкосновенность внешнего облика, защищаемое нормами ст. 514 ГК РСФСР (1964г.), но не названное в ст. 150 ГК РФ[8].
По действующему ГК понятие «нематериальное благо» является собирательным, относящимся как к самому «благу», так и к личным неимущественным правам. М.Н. Малеина вполне логично отмечает некорректность объединения в одном термине прав и благ, поскольку личное неимущественное право и его объект, хотя и тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Она предлагает уточнить данный в п. 1 ст. 151 ГК перечень нематериальных благ, исключив из него неимущественные права. Личное неимущественное право, корреспондирующее нематериальному благу (например, право на жизнь) или существующее отдельно от него, оказывается как бы благом второго уровня, а сами жизнь, здоровье и пр. являются благом, предшествующим праву на него, и в этом смысле могут признаваться благом первого уровня[9].
Развивая положения М.Н. Малеиной, А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой также вполне справедливо отмечают, что блага первого уровня неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случае посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите. Право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности. Блага второго уровня: право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права. В случае же нарушения этих прав они пользуются правовой защитой[10].
Субъективное право определяется в теории права по-разному.
Во-первых, под правом на честь и достоинство понимают юридическую возможность, позволяющую лицу требовать, чтобы ему не приписывали таких порочащих поступков, которых оно не совершало, и, следовательно, не распространяли не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь и достоинство управомоченного. В этом случае исключается позитивное содержание данной категории, и внимание концентрируется на негативной стороне. Считается, что весь объем данного понятия охватывается предоставленной индивиду возможностью понуждать всех без исключения субъектов к воздержанию от совершения каких-либо поступков, способных вызвать неправильную социальную оценку личности.
Во-вторых, в состав данного понятия включают позитивные моменты и рассматривают право на честь и достоинство как право на заслуженную репутацию. Под этим подразумевают, с одной стороны, право на то, чтобы сведения о действиях субъекта, влияющих на репутацию, соответствовали действительности, и с другой - право на то, «чтобы его публичная моральная оценка соответствовала тому, как он в действительности выполняет требования закона, нормы общежития и морали»[11]. Этим охватываются и регулятивная, и охранительная функции права. А.А. Ерошенко определяет право гражданина на честь и достоинство как юридически гарантированную лицу возможность пользоваться заслуженным уважением в обществе и требовать соответствующего отношения от всех обязанных лиц, при этом он указывает, что гражданское право не только охраняет честь и достоинство субъекта, но и регулирует отношения, связанные с этими благами, в их ненарушенном состоянии. «Направляя поступки людей, право вместе с тем воздействует на сознание субъекта и формирует его личностные качества. Последние становятся достоянием лица и, подвергнувшись общественной оценке, рассматриваются как честь определенного индивида. Указывая субъекту юридически одобряемый вариант поведения и регламентируя его поступки в быту, общественных местах, на работе и в других сферах, гражданское законодательство, наряду с другими отраслями законодательства, тем самым участвует в формировании тех качеств личности, которые обуславливают ее репутацию»[12].
Из понятия и содержания чести, достоинства и деловой репутации следует, что эти категории выступают как этические блага. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовых норм, регулирующих отношение по поводу этих благ. «Право на честь, достоинство и деловую репутацию относится к гражданским неимущественным правам. Нематериальный характер неимущественного права, - отмечает М.Н. Малеина, - проявляется в том, что оно лишено экономического содержания, то есть не может быть оценено точно, для него не характерна возмездность его осуществление не сопровождается встречным имущественным предоставлением (эквивалентом) со стороны других лиц»[13].
Одной из особенностей этого права в сравнении с другими является то, что его содержание, его сущность раскрываются в многообразии жизни человека, его бытия. Специфика этого права дала ряду авторов основание поставить под сомнение возможность отнесения этого права к категории субъективных гражданских прав. Так, О.С. Иоффе при определении права на честь и достоинство делает вывод, что это право входит в содержание гражданской правоспособности, а А.В. Мицкевич относит его к «элементам правоспособности»[14]. Категорическое несогласие с такой точкой зрения высказывает Л.К. Рафиева. По ее мнению, подобный взгляд трудно согласовать с самой природой чести и достоинства. «Едва ли можно предположить, - пишет Л.К. Рафиева, - что морально-политическая оценка человека обществом (т.е. честь) возникает в момент рождения, до того времени, как у лица появляется способность совершения социально значимых поступков, по которым можно судить о его достоинствах и недостатках. Еще труднее предположить, что в момент рождения у ребенка появляется способность к оценке своего поведения (т.е. достоинство), ибо такая способность предполагает наличие определенной совокупности психофизических данных, складывающихся значительно позже»[15]. Из подобной трактовки вытекает: нока еще нет чести и достоинства, нет и права на честь и достоинство. Мы разделяем точку зрения А.Л. Анисимова, который считает, что нельзя согласиться с утверждением, в соответствии с которым право на честь и достоинство возникает у индивида не с момента рождения ввиду того, что честь и достоинство возникают с момента появления у человека способности к совершению социально значимых поступков и в результате совершения этих поступков. А.Л. Анисимов вполне обоснованно, на наш взгляд, отмечает, что каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и обязанности в будущем, наделяется определенной совокупностью, политических, личных субъективных, имущественных прав, определяющих его правовое положение. В их число входят субъективные права на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации. Правосубъектность гражданина, в частности, является особым специфическим правовым свойством индивида. В силу этого свойства он, как субъект права, с момента рождения наделяется определенной совокупностью прав. Правосубъектность определяет в той или иной мере положение граждан в обществе, выражает отношение между обществом и государством. Таким образом, права физического лица на честь и достоинство - особые субъективные права, возникающие с момента его рождения[16].
Мы разделяем точку зрения А.Л. Анисимова о праве на честь и достоинство как об особом субъективном праве гражданина, возникающем в момент рождения, а также точку зрения М.Н. Малеиной, А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого о соотношении нематериальных благ и личных неимущественных прав[17]. Развивая положения указанных авторов, нам представляется целесообразным обратить внимание на имеющие место, на наш взгляд, особенности соотношения таких нематериальных благ, как честь и достоинство, с субъективным правом на эти блага. Если большинство нематериальных благ (жизнь, здоровье и пр.) предшествуют возникновению у гражданина личных неимущественных прав, корреспондирующих этим благам или существующих отдельно от них (так, гражданин вначале рождается, то есть обретает нематериальное благо - жизнь, наличие которой определяет и наличие у этого гражданина личного неимущественного права на жизнь), то особое субъективное право лица на честь и достоинство, возникающее у физического лица в момент рождения, предшествует появлению у этого лица собственно чести и достоинства как нематериальных благ. В момент рождения у лица возникает лишь право на положительную общественную оценку его моральных, нравственных и интеллектуальных качеств и самооценку этих качеств, а не сами эти общественная оценка и самооценка, то есть возникает право на честь и достоинство. Сами же названные качества формируются в процессе жизнедеятельности лица, его морального, нравственного и интеллектуального развития. Параллельно с этим у окружающих складываются определенные представления об этом лице, у самого же лица формируются собственные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о морали, возникает индивидуальное мироощущение, и на основе всего этого - субъективное отношение к своим моральным, нравственным и интеллектуальным качествам, то есть достоинство. Следует отметить, что честь и достоинство конкретного индивидуума, как правило, не статичны, они подвергаются изменению на протяжении всей жизни лица, так как его система моральных и нравственных ценностей может с течением времени меняться, а следовательно меняется и его самооценка (достоинство). Что касается чести, то она может меняться как при жизни лица вследствие совершения им тех или иных общественно значимых поступков, так и после его смерти, например, если о нем стали известны определенные сведения, не разглашавшиеся при жизни. Мы согласны с Л.К. Рафиевой, отметившей, что абсолютно точно определить момент возникновения у гражданина чести и достоинства невозможно — у каждого лица он свой[18]. При этом мы считаем, что достоинство лица и особое субъективное право на достоинство прекращаются в момент смерти этого лица, а честь и право на честь могут сохраняться и после смерти, поскольку у окружающих сохраняется память об умершем и, следовательно, оценка его моральных, нравственных и интеллектуальных качеств. Само же себя лицо после смерти оценивать, естественно, не может, поэтому нам представляется логичным исключить из абзаца 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ термин «достоинство» и сохранить данный абзац в следующей редакции: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести гражданина, и после его смерти».