Разделяя в целом вышеизложенную точку зрения Ю.Г. Иваненко, мы хотели бы отметить, что к сведениям, распространенным о лице в оскорбительной форме, можно отнести также имеющие негативный характер сравнения с предметами мебели, представителями определенных профессий («шкаф», «дворник»), указания на отсутствие интеллектуальных качеств («дурак», «глупец», «идиот»)[62].
Под неприличной же формой распространения сведений следует понимать сведения о лице, распространенные в виде неприличной брани (мата).
Отметим также, что, на наш взгляд, распространение о гражданине порочащих сведений в оскорбительной форме унижает, прежде всего, достоинство лица. Так, Ю.Г. Иваненко, давая понятие оскорбительной форме распространения порочащих сведений, указывает, что под таковой «следует понимать такое распространение названных сведений, которое содержит оскорбление, причиняет обиду или подвергает унижению»[63]. По нашему мнению, оскорбление подвергает унижению главным образом самооценку человеком своих моральных, нравственных и (или) интеллектуальных качеств, подрывает веру в себя как в высшую общественную ценность, вызывает нравственные (а иногда и физические - например, у лиц, являющихся гипертониками) страдания, то есть умаляет достоинство индивида и причиняет ему моральный вред. В то же время трудно представить себе, что мнение здравомыслящих людей изменится относительно того или иного индивида вследствие того, что кто-либо назвал его «дураком» или «козлом», то есть честь данного индивида, на наш взгляд, пострадать от оскорбления не должна. Однако, если оскорбительное слово указывает на совершение лицом правонарушения или противоречащего нормам морали поступка («вор», «жулик», «сплетник» и т.п.) и не совершение такого правонарушения (например, кражи) либо аморального поступка можно аргументировано, с привлечением доказательств, обосновать в суде, то сведения, распространенные в подобной форме, не подпадают, по нашему мнению, под понятие «очевидного», то есть не требующего доказательств несоответствия либо соответствия действительности оскорбления и умаляют главным образом честь, а не достоинство индивида.
Исходя из вышесказанного, нам представляется логичным предложить, в развитие позиции Ю.Г. Иваненко, дополнить действующий ГК РФ статьей 152а с названием «Защита достоинства гражданина от порочащих сведений, распространенных в оскорбительной форме». В данную статью целесообразно включить три пункта:
«1. Если о гражданине были распространены порочащие сведения, содержащие очевидное оскорбление, причиняющие обиду и унижающие его достоинство, то гражданин вправе требовать по суду обязания оскорбителя принести ему извинения в установленной судом форме и компенсировать причиненные убытки и моральный вред в денежной форме.
2. Всегда являются порочащими и не соответствующими действительности (очевидное оскорбление) сведения о гражданине, распространенные в виде:
а) неприличной брани (мата);
б) имеющего негативный характер сравнения с представителями животного растительного мира, предметами мебели, представителями определенных профессий, а также указания на отсутствие интеллектуальных качеств.
3. Не являются очевидным оскорблением сведения о совершении лицом, которого они касаются, правонарушения либо противоречащего нормам морали поступка».
По нашему мнению, эта новелла позволит обеспечить более полную защиту гражданско-правовыми средствами такого важного нематериального блага, как достоинство личности, и будет способствовать созданию предпосылок для максимально возможного сглаживания неблагоприятных последствий, наступающих для гражданина вследствие оскорбления.
Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что под порочащими понимаются сведения, умаляющие честь гражданина в глазах здравомыслящих людей. В судебном порядке допустимо требовать опровержения как не соответствующих действительности сообщений о фактах поведения лица, так и сообщений, распространенных в виде выражения мнения, если истинность или ложность этого мнения можно объективно доказать. Коллажи, карикатуры и шаржи сами по себе, не сопровождаемые той или иной дополнительной информацией в виде статей, комментариев, подписей, на наш взгляд, не могут считаться сведениями и, соответственно, не подлежат опровержению по суду. Нам представляется целесообразным поддержать позицию авторов, считающих необходимым установить гражданско-правовую ответственность за оскорбление и, в развитие данной позиции, мы предлагаем дополнить действующий ГК РФ ст. 152, содержащей основания и меры ответственности за оскорбление достоинства личности.
Системной функцией отрасли гражданского права является гражданско-правовое регулирование общественных связей, складывающееся из правового воздействия норм различной целевой направленности. Основными целями гражданско-правового воздействия в зависимости от предмета опосредования являются, во-первых, регулятивная координация поведения участников в обычных отношениях, в рамках которых происходит взаимное удовлетворение их интересов; во-вторых, охранительная координация поведения лиц в отношениях, возникших из конфликта их интересов. Носителями и источниками охранительного воздействия гражданского права выступают охранительные нормы и охранительные институты. К ним, в частности, относятся нормы ст. 10 - 16 ГК РФ, общий институт ответственности за нарушение обязательств; институт защиты чести, достоинства, деловой репутации; институт неосновательного обогащения; институт защиты права собственности и т.п.
Охранительная функция гражданского права складывается из воздействия охранительных норм различной направленности. Обобщенное отражение подобные нормы находят в категориях гражданско-правовой защиты нарушенных прав и интересов и гражданско-правовой ответственности за нарушения.
Для того, чтобы рассмотреть гражданско-правовые способы защиты таких нематериальных благ, как честь и достоинство, логичным представляется, на наш взгляд, вначале рассмотреть способы защиты гражданских прав в целом, предусмотренные ГК РФ. Прежде всего, необходимо дать понятие гражданско-правовой защите нарушенных прав. Под гражданско-правовой защитой нарушенных прав понимается (интересов) охранительное воздействие норм, имеющее целью восстановить право, компенсировать нарушенный интерес, пресечь противоправные действия, препятствующие осуществлению права или обеспечению правопорядка.Отметим, что данные способы воздействия, являясь основными, не имеют, как правило, цели возложить на нарушителя меры ответственности.
Кроме этого, существуют способы охранительного воздействия гражданского права, которые, помимо защитных функций, несут «карательные» функции. Они называются также способами возложения гражданско-правовой ответственности.
Под гражданско-правовой ответственностью понимается определенная мера государственного принуждения правонарушителя, установленная законами, состоящая в возложении не него дополнительных имущественных обязанностей и ограничений. Выделяются следующие способы, с помощью которых осуществляются функции ответственности: пресекательно – компенсационные (возмещение вреда), штрафной (взыскание неустойки), пресекательно - ограничительные (лишение права, отказ в признании права, отказ в охране права).
Способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральными законами. О.И. Цыбуленко классифицирует способы защиты на следующие группы:
1) применяемые судом;
2) применяемые органами государственной власти и местного самоуправления (а также их структурными подразделениями);
3) применяемые непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены.
К первой группе следует отнести:
- признание права. Этот способ применяется при наличии угрозы нарушения гражданских прав, подвергающихся оспариванию;
- восстановление статуса, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
-признание оспоримой сделки недействительной и пресечение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки;
- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков по вещно-правовым и обязательственно-правовым искам;
-взыскание неустойки, если исполнение обязанности должника обеспечивается предусмотренной законом или договором неустойкой;
- компенсация морального вреда;
- прекращение или изменение правоотношения;
- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления[64].
Ко второй группе может быть отнесено восстановление статуса, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Третью группу представляет самозащита лицом своего нарушенного права. Для самозащиты обязателен признак ее соразмерности нарушению, а также то, что она не выходит за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).
Какие же из названных выше способов гражданско-правовой защиты могут использоваться при посягательствах на честь и достоинство личности? По мнению Л.О. Красавчиковой, сущность гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации состоит в том, что в соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин (а равно юридическое лицо - в отношении деловой репутации) вправе требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Сущность такой защиты, как отмечает Л.О. Красавчикова, сводится к возникновению и последующей (вплоть до принудительной - судебной) реализации охранительного правоотношения, в котором морально потерпевший наделяется правом требовать опровержения, а распространитель - обязанностью его дать[65].