Можно ответить также акт о приостановке, изданный в 1777 году по случаю борьбы с американскими колониями. Акт этот стоит, однако, особняком, тем более, что действие его даже вовсе не распространялось на Англию: он был издан по поводу войны с американскими колониями и имел в виду задержание лиц, обвиняемых или подозреваемых в преступлениях государственной измены, совершенных в какой-либо из королевских колоний или плантаций в Америке или в открытом море, или же в пиратстве». Для того чтобы не было никаких сомнений относительно района действия этого акта, в него включена была специальная статья о том, что постановления этого акта не распространяются на какие-либо преступления, совершенные в пределах королевства. Впоследствии в течение пяти лет подряд были издаваемы акты о продолжении приостановки, каждый раз на один год до 1 Января 1783 года.
Чрезвычайные меры в России.
В русском законодательстве предусматриваются, с одной стороны, чрезвычайные меры, которые могут быть принимаемы администрацией в силу обыкновенных полномочий, предоставляемых ей общими законами, с другой, исключительные меры в собственном смысле, имеющие временный характер и предусматриваемые особыми законоположениями. Первые регулируются отчасти Уставом о предупреждении и пресечении преступлений (T. XIV Св. Зак. изд. 1890 г.), отчасти Сводом общих губернских учреждений (т. II, ч. 1 Св. Зак.), вторые особым положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 14 августа 1881 года.
В силу 1-й ст. Уст. о предуп. и пресечении преступлений, губернаторы, местные полицейские учреждения и, вообще, все начальствующие места и лица обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению общественного спокойствия, порядка, благочиния, безопасности. К мерам предупреждения и пресечения преступлений закон относит: отдачу под надзор полиции, воспрещение жительства в известных местностях, a также высылку иностранцев за границу. Эти меры в некоторых случаях могут быть применяемы без формального производства суда, т.е. порядком административным. Для охранения и восстановления порядка, тишины и внутренней безопасности, при недостаточности полицейских средств, администрации предоставляется право призывать войска (ст. 124). Право призыва войск принадлежит генерал-губернаторам, губернаторам, градоначальникам, исправникам и полицеймейстерам, a также сенаторам во время обревизования ими губерний. При народных беспорядках и волнениях определение времени, когда войска должны приступить к действию оружием, зависит от усмотрения гражданского начальства. Указания на этот счет даются лишь после того, как исчерпаны все зависящие от него средства к усмирению неповинующихся. По получении такого рода указаний, военное начальство распоряжается самостоятельно. К действию оружием оно приступает только после предварения неповинующихся о том, что, после троекратного сигнала на трубе, горне или барабане, начнется действие оружием. Прибегать к нему предписывается «только в случае неизбежной необходимости, когда никакими другими средствами нельзя будет прекратить беспорядок». Войска, начавшие уже действовать самостоятельно, прекращают свои действия не иначе, как вследствие распоряжения своего начальства. Когда оно усмотрит, что беспорядки прекращены или, вообще, цель содействия военной силы достигнута, оно прекращает дальнейшие самостоятельные распоряжения, после чего заботы по охранению общественного порядка снова переходят исключительно на местные гражданские власти.
Таковы, в общих чертах, существеннейшие меры, которые в чрезвычайных случаях могут быть принимаемы в силу обыкновенных полномочий администрации. Эти обыкновенные полномочия часто однако признавались недостаточными и в разное время они получали значительное расширение. Законодательство об исключительных мерах получило особенно сильное развитие во второй половине XIX стол., под влиянием потребностей, вызванных борьбою с социально-революционным движением. В 1881 году, вскоре после злодеяния 1-го марта, признано было необходимым «подвергнуть совокупному пересмотру все временные законы, изданные в последнее время, и начертать, взамен сих узаконений, особое «Положение», в котором были бы указаны с большею, чем ныне, точностью, с одной стороны – пределы полномочий административных начальств при чрезвычайных обстоятельствах, a с другой – сущность обязанностей, возлагаемых на население исключительными обстоятельствами государственной жизни». Главным мотивом к составлению этого Положения послужило то соображение, что «в изданных разновременно узаконениях для облегчения борьбы с крамолой, сущность и пределы полномочий административных начальств указаны не с достаточною, в сем отношении, определительностью». Составленный особою комиссиею проект, по рассмотрении его в Комитете Министров, 14-го августа 1881 года получил Высочайшее утверждение и был опубликован под названием: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». С введением в действие некоторых частей этого Положения, повелено, вместе с тем, прекратить действие всех прочих исключительных узаконений.
Положение 14-го августа 1881 года состоит из 36-ти статей, распределенных между пятью разделами: I, Общие правила; II, Правила о положении усиленной охраны; III, Правила о положении чрезвычайной охраны; ІV, Правила для местностей, не объявленных в исключительном положении; V, Правила об административной высылке.
В интересах установления единства в правительственной деятельности по обеспечению государственного порядка и общественного спокойствия, Положение сосредоточивает в руках министра внутренних дел «высшее направление действий к охранению его». Средствами для осуществления такого руководства являются: обязательность относящихся к указанным предметам требований министра внутренних дел, которые «подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами», право отмены тех распоряжений административных начальств, «которые будут признаны им несоответствующими цели», право возбуждения, в сокращенном законодательном порядке, вопросов о принятии новых мер и, наконец, право непосредственных распоряжений в определенных случаях (ст. 1–3). «В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются, в установленном порядке, в исключительном положении» (ст. 4). Положение устанавливает две степени чрезвычайных мер и определяет признаки, свидетельствующие о необходимости обратиться к той или другой из них. Положение об усиленной охране, представляющее собою низшую степень, может быть объявляемо, «когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным». Положение же чрезвычайной охраны, как высшая степень исключительных мер, может быть объявляемо тогда, когда указанными «посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка» (ст. 6).
Исключительные положения вводятся в действие через Высочайше утвержденное положение Комитета Министров; но положение усиленной охраны может быть применяемо и непосредственно министром внутренних дел, a также и генерал-губернаторами (с утверждением министра внутренних дел), с условием немедленного о том донесения Правительствующему Сенату и представлением о принятой мере на Высочайшее благоусмотрение. При объявлении исключительных Положений, должны быть в точности определяемы местности, на которые распространяется их действие. Срок действия положения усиленной охраны – один год; положения чрезвычайной охраны – шесть месяцев. Действие их, однако, может быть продолжаемо на новые сроки, каждый раз в силу особого положения Комитета Министров (ст. 7–12).
Введение в действие того и другого положения влечет за собою следующее. В общем, состояние усиленной охраны характеризуется расширением власти органов администрации. Высшим представителям ее, генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальникам, дается право издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения порядка и безопасности, устанавливать за нарушение таких постановлений взыскания (арест не свыше 3-х месяцев и штраф до 500 руб.), и дела по этим нарушениям разрешать в административном порядке. Эти же органы получают право: 1) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания; 2) делать распоряжения о закрытии различных торговых и промышленных заведений; 3) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны. От генерал-губернаторов, a в губерниях, им не подчиненных, от министра внутренних дел зависит – передавать на рассмотрение военных судов отдельные дела о преступлениях, предусмотренных общими уголовными законами, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени, a также требовать рассмотрения, при закрытых дверях, всех тех дел, публичное рассмотрение которых может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка. Приговоры военных судов по делам о государственных преступлениях, о сопротивлении властям и т.д. утверждаются генерал-губернаторами, a в местностях, им не подчиненных, командующими войсками.