Полномочия второстепенных административных органов также значительно расширяются. Местные полицейские органы (исправники, полицеймейстеры, начальники жандармских управлений и их помощники) получают право производить предварительные аресты, не долее, однако, двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или прикосновенных к ним, a также и в принадлежности к противозаконным сообществам; им предоставляется также производить, во всякое время и во всех без исключения помещениях, обыски и налагать аресты на всякого рода имущества, указывающие на преступность действий или намерений заподозренного лица. Ряд правил о положении усиленной охраны заключается постановлением об усиленной ответственности административных лиц за бездействие власти: размер установленных взысканий может быть повышен на одну и даже на две степени, сравнительно с высшей мерой их.
Положение чрезвычайной охраны, кроме указанных последствий, влечет за собой дальнейшее расширение полномочий административных властей. Генерал-губернаторам могут быт присваиваемы права главнокомандующих армией в военное время. В местностях, им не подчиненных, назначаются особые лица с званием главноначальствующего. Сверх прав, предоставляемых положением усиленной охраны, с введением положения чрезвычайной охраны, эти высшие административные органы получают ряд новых прав. Наиболее существенные из них: право изъятия из общей подсудности дел об известного рода преступлениях и проступках и предоставление их ведению военного суда или же подчинение их административному разрешению; право налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них, в тех случаях, когда путем распоряжения такими имуществами или доходами с них достигаются преступные цели; право подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьме или крепости или аресту на 3 месяца или денежному штрафу до 3.000 руб. как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, изъятые из ведомства судов; право устранять от должности на время действия положения чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств (за исключением занимающих должности первых трех классов) и служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; право приостанавливать и закрывать собрания сословных, городских и земских учреждений; право приостанавливать периодические издания на время чрезвычайного положения; право закрывать учебные заведения на срок не долее одного месяца.
Одновременно с объявлением какой-либо местности в исключительном положении, в других смежных губерниях и областях или даже во всех остальных местностях государства могут быть, в силу положения комитета министров, введены правила, наделяющие органы администрации более широкими полномочиями (начальникам полиции и жандармских управлений предоставляется подвергать лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, a равно в принадлежности к противозаконным сообществам, предварительному аресту не более семи дней и производить у таких лиц обыски и выемки; расширяются также полномочия губернаторов и градоначальников; министру внутренних дел, по соглашению с министром юстиции, предоставляется за преступления государственные, a также за вооруженное сопротивление властям, от правительства установленным, или нападение на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения этих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, предавать военному суду лиц гражданского ведомства для суждения их по законам военного времени).
Одною из наиболее часто практикуемых мер, при действии исключительного положения, является высылка административным порядком лиц, признаваемых вредными для государственного и общественного спокойствия, в какую либо местность Европейской или Азиатской России, с обязательством безотлучного в ней пребывания в течение назначенного срока. Подлежащая власть, убедившись в необходимости высылки данного лица, представляет об этом министру внутренних дел с подробным объяснением оснований к принятию этой меры, a также предположений о сроке высылки. Представления этого рода рассматриваются в особом совещании, образуемом при министре внутренних дел, под председательством заведывающего полицией товарища министра, из четырех членов – двух от министерства внутренних дел и двух от министерства юстиции. Постановления этого совещания представляются на утверждение министра внутренних дел. Для безвыездного пребывания в месте, для высылки определенном, устанавливается срок в размере от одного года до пяти лет.
В связи с административною высылкою находится полицейский надзор, учреждаемый по распоряжению административных властей. Он регулируется постановлениями положения комитета министров 12 марта 1882 г. (Прилож. II к ст. 1 уст. о пред. и пресеч. преступл.). Полицейский надзор, как мера предупреждения преступлений против существующего государственного порядка, учреждается над лицами, вредными для общественного спокойствия, тем же порядком, какой установлен для административной высылки. Полицейский надзор учреждается над административным порядком высланными в силу самого водворения и на срок, для него определенный, но он может быть учрежден и над лицом в месте его жительства, на срок не свыше пяти лет.
Подвергнутые полицейскому надзору лица подчиняются следующим правилам.
От поднадзорного отбираются документы о его звании л вид на жительство, взамен которых ему выдается свидетельство на проживание в назначенной ему местности, без означения однако в нем того, что данное лицо находится под надзором полиции. Поднадзорный не имеет права, без надлежащего разрешения, отлучаться из определенного ему места. Временные отлучки поднадзорного могут быть разрешаемы по особо уважительным причинам и при одобрительном поведении; в пределах уезда – местным начальником полиции; в пределах губернии – губернатором, в другие губернии – министром внутренних дел. Такие отлучки могут быть разрешаемы только на известный срок и в точно определенную местность, без права останавливаться в пути, за исключением случаев болезни или других непреодолимых причин, о чем поднадзорный должен немедленно заявить полицейскому начальству той местности, где он был вынужден остановиться для удостоверения справедливости его заявления и подлежащей отметки на проходном свидетельстве, которое выдается ему перед отправлением его в путь. В проходном свидетельстве обозначаются имя, отчество, фамилия и особые приметы данного лица, место, куда разрешена отлучка, срок, на который она разрешена, и указывается обязанность поднадзорного явиться не позже суток со времени его прибытия на место отлучки к местной полицейской власти и предъявить ей это свидетельство. Кроме того, отлучающемуся поднадзорному выдается маршрут, в котором точно и подробно описывается путь, по которому обязан следовать поднадзорный. Перед отправлением в путь и по возвращении из отлучки поднадзорный обязан явиться к местной полицейской власти, которая в первом случае делает отметку о времени отправления в путь, a во втором – принимает от него проходное свидетельство и маршрут. Поднадзорный может быть возвращен из отлучки и ранее истечения ее срока, если то будет признано необходимым лицами, разрешившими отлучку, или если поведение его в месте временного пребывания будет признано местными властями предосудительным.
Поднадзорный в месте своего жительства и временного пребывания обязан являться в полицию по первому ее требованию. Местная полицейская власть имеет право входа в квартиру поднадзорного во всякое время. Полиции предоставляется право производить у поднадзорных обыски и выемки, но с тем, чтобы о каждом произведенном ею обыске или выемке был составлен протокол, с изложением в нем как поводов к этим действиям, так и их последствий.
Положение о полицейском надзоре устанавливает ряд ограничений по отношению к занятиям поднадзорных. Они не могут состоять на государственной или общественной службе, но могут быть допускаемы к письменным занятиям по найму в правительственных и общественных учреждениях, с тем условием, чтобы всякий раз испрашивалось на то разрешение у министра внутренних дел. Поднадзорные не могут быть учредителями, председателями и членами в частных обществах и компаниях, a также председателями и членами конкурсных управлений. Не могут быть они и опекунами и попечителями иначе, как с особого на то разрешения министра внутренних дел. Кроме того поднадзорным воспрещаются: 1) всякая педагогическая деятельность; 2) принятие к себе учеников для обучения их искусствам и ремеслам; 3) чтение публичных лекций; 4) участие в публичных заседаниях ученых обществ; 5) участие в публичных сценических представлениях; 6) вообще всякого рода публичная деятельность; 7) содержание типографий, литографий, фотографий, библиотек для чтения и служба при них в качестве приказчиков, конторщиков, смотрителей или рабочих; 8) торговля книгами и всеми принадлежностями и произведениями тиснения; 9) содержание трактирных и питейных заведений, a равно и торговля питиями. Далее лица поднадзорные не могут быть принимаемы в правительственные, общественные и частные учебные заведения иначе, как с особого на то разрешения министра внутренних дел, даваемого по соглашению с учебным начальством. Поднадзорные могут ходатайствовать по судебным делам, относящимся только до них самих, их родителей, жен и детей. Врачебная, акушерская или фармацевтическая практика дозволяется поднадзорным не иначе как с разрешения министра внутренних дел. Все остальные, дозволенные законом, занятия разрешаются поднадзорным, но с тем, что от местного губернатора зависит воспретить поднадзорному избранное им занятие, если оно служит ему средством осуществления его предосудительных замыслов или по местным условиям представляется опасным для общественного порядка и спокойствия. О всяком таком воспрещении немедленно доводится до сведения министра внутренних дел, от которого зависит отменить это воспрещение, если он признает то нужным.