Смекни!
smekni.com

Ш.Л. Монтескье о судебной власти и праве (стр. 7 из 8)

Указание Монтескье о множестве факторов, влияющих на содержание положительных законов, также отличает его правовую концепцию от взглядов современников. Для того времени теория множественности факторов законодательства была прогрессивным явлением в юриспруденции, так как господствовал взгляд на законотворчество как во многом произвольный процесс. В историко-факторологической концепции права Монтескье была предпринята попытка реалистического анализа законотворчества как объективного процесса. Благодаря этому в его подходе к праву предвосхитились отдельные элементы научной социологии праваиу этой связи Г. В. Плеханов писал: "Ясно, что непосредственное влияние "климата", и вообще географической среды на привычки и образ мыслей людей вовсе не так велико, как это думали Монтескье и его ученики. Иное дело – посредственное влияние, т. е. влияние названной среды на общественные отношения".

Марксизм использовал то ценное, что было в учении о множественности факторов законодательства, для создания историко-материалистической концепции права и стал на позиции критики его неверных положений. Необходимо видеть, что историко-факторологическая концепция, широко распространенная в ее различных толкованиях и в современной социологии права, остается в рамках идеалистической философии, поскольку не подчеркивает решающей роли материальных, экономических отношений. "С точки зрения теории факторов, – указывал Г. В. Плеханов, – человеческое общество представляется тяжелой кладью, которые различные "силы" – мораль, право, экономика и т. д. и т. п. – тащат каждая со своей стороны по историческому пути. С точки зрения современного материалистического понимания истории дело принимает совсем другой вид. Исторические "факторы" оказываются простыми абстракциями, и, когда исчезает их туман, становится ясно, что люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д., а одну только историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время".

Понимание законодательства как сформированной человеческим разумом системы норм, содержание которых зависит от ряда объективно существующих факторов, привело к тому, что роль законодателя в учении Монтескье характеризовалась существенно иначе, чем в других доктринах того времени. Превалировал взгляд на законодателя как на лицо, способное по своему субъективному усмотрению изменить законы и соответствующий им порядок вещей. Зачастую роль законодателя отводили просвещенному монарху, королю-философу, а главную задачу политического мыслителя усматривали в том, чтобы убедить правителя в необходимости реформ. Причем вне анализа оставались пути, принципы и формы самого законотворчества, поскольку законодательство считалось по преимуществу произвольным процессом.

Законодатель в концепции Монтескье, кем бы он ни был, – это прежде всего ученый, исследователь, руководствующийся в процессе законодательства объективными закономерностями, действующими в обществе. Произвол в установлении законов исключается. Законодатель выражает в положительных законах сложившиеся в обществе отношения.

Рассматривая законодателя как исследователя, Монтескье отмечал специфику самого законотворческого процесса, накладывающего отпечаток на формирование положительных законов. Поэтому характер процессов законотворчества также становится одним из факторов, определяющих систему законодательства. Разумные и справедливые законы "обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются".

Творческая роль законодателя в концепции Монтескье заключается в его умении учитывать всю совокупность норм, регулирующих отношения людей в обществе, к которым наряду с положительными законами относятся религиозные, моральные, естественные нормы. Разграничение этих норм и выделение отношений, регулируемых юридическими законами, – важное условие для создания справедливого законодательства. "Существуют, следовательно, различные разряды законов, – делал вывод Монтескье, – и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению законов, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми".

Монтескье считал, что основным принципом при составлении законов должна быть умеренность. "Я уже сказал, – подчеркивал он, – что дух умеренности должен быть духом законодателя". Для создания справедливых законов важна цель, которую преследует законодатель. Целью этих законов, согласно Монтескье, должны быть благо и счастье всех граждан в государстве, где политическими законами разумный законодатель обеспечивает свободу и безопасность, а гражданскими – собственность граждан. Он также назвал целый ряд правил законодательной техники, которые должны учитываться при создании законов. По Монтескье, слог законов должен быть простым, чтобы "слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия". Законы должны носить устойчивый, стабильный характер и изменяться только при достаточных основаниях.

Деятельность законодателя в историко-факторологической концепции права Монтескье, хотя и определяется "духом законов", но имеет творческий характер, в сам законодатель является одним из факторов, формирующих законодательство различных стран. Только просвещенный законодатель, указывал Монтескье, обладающий достаточно развитыми умственными способностями и имеющий знания о целях, принципах и правилах нормотворчества, может адекватно отразить в своей законодательной деятельности справедливое право. В этой позиции Монтескье проявлялась характерная для всех политических мыслителей французского Просвещения вера в человеческий разум, в широкие возможности просвещения и законодательства для установления новых общественных отношений.

Юридическая теория Монтескье воздействовала на последующие французские дореволюционные правовые теории Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо. Правопонимание Дени Дидро, главы энциклопедистов, во многом определялось влиянием учения Монтескье о праве. Представление Монтескье о праве как выражения общей воли государства получило дальнейшее развитие и дополнение в трудах Дидро, который писал: "Воля отдельных лиц ненадежна, она может быть и богатой, и дурной, а общая воля всегда является благой – она никогда не обманывается. Она не обманет никогда". Различая право и закон, Дидро воспринял основное звено историко-факторологической концепции права Монтескье – его теорию множественности факторов, определяющих содержание положительных законов. В статье о законодателе для "Энциклопедии" он, по сути дела, повторял положения Монтескье: "Конституционные законы – это законы, устанавливающие образ правления. Издавая эти законы, законодатель должен принимать во внимание размер территории, занимаемой нацией, особенности ее почвы, силу и характер соседних наций, а также и характер своей нации".

Буржуазная юриспруденция в целом высоко оценивала правовую концепцию Монтескье. Его идеи в послевоенные годы, как и прежде, были основой для построения либеральных и конституционных теорий права, нашедших свое концентрированное выражение в учениях о правовом государстве.

Во Франции, в Бордо, на родине Монтескье, имеется координационный центр по изучению наследия Монтескье. Этот центр организовал ряд конгрессов и симпозиумов ученых различных стран по творчеству Монтескье. Причем буржуазные исследователи явно преувеличивают значение правового учения Монтескье. Это, например, отчетливо проявляется при оценке его работы "О духе законов" как "самого великого произведения политической мысли XVIII века и даже всей нашей западной цивилизации".

Американский исследователь Т. Пэнгл в своем комментарии к трактату "О духе законов" обратил внимание, что идеи и методы Монтескье не были до конца поняты в новое время, несмотря на то что он признанный предшественник либерализма, давший непревзойденные образцы понимания его больших и важных проблем. Актуальность изучения трудов Монтескье особенно усиливается в наши дни. "Необходимость и важность изучения Монтескье, – подчеркивал Т. Пэнгл, – более актуальны для нынешнего поколения. Серьезное размышление над такой книгой, как "О духе законов", позволит дать большую часть ответов по поводу кризиса теоретических основ наших политических принципов". В трудах Монтескье Т. Пэнгл находит истоки новых политологических построений, способных вывести современное буржуазное общество из тупика и заблуждений. "Монтескье, – считает он, – обосновал установление того, что теперь часто объявляется как "гуманизация" или "гуманное общество". Именно у Монтескье "гуманность", которая стала заменой христианского милосердия, заняла центральное место в политических рассуждениях".

Кризис либерализма Пэнгл связывает с кризисом разума, с рационалистической трактовкой естественного права. "Кризис либерализма как такового – есть кризис самого разума". Поэтому он тщательно прослеживает в своем комментарии, как Монтескье якобы дает из анализа человеческих потребностей истинное понимание естественной природы человека и его разума, разума, который представляет собой историческую необходимость. "Только при изучении трактата "О духе законов", – восклицает Пэнгл, – мы найдем глубинный источник затруднений современной либеральной мысли, выходом из которых будет замена природы историей какокончательный стандарт для наших нормативныхустановлений".