Хабаровская государственная академия экономики и права
Юридический факультет
Курсовая работа
по теме «Экстрадиция в международном уголовном праве»
студента 32-й группы 4-го курса
Лузина Алексея Александровича
Научный руководитель
Смирнова Валерия
Хабаровск 2006
Оглавление
Введение
1. История становления института экстрадиции
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
2.2 Основания для экстрадиции
2.3Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другом государстве, соотношение с институтом экстрадиции
3. Анализ основных договоров о правовой помощи
Заключение
Библиографический список
Введение
В данном курсовом проекте я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям. В своей работе я проведу небольшой исторический экскурс в становление экстрадиции, так как это явление, в различных формах существует с древнейших времен; дам определение экстрадиции и охарактеризую ее основные принципы; проанализирую основные международные документы, принятые в данной сфере международной деятельности и освещу основные проблемы, возникающие в связи с выдачей преступников.
Сразу хочу сказать, чтосегодня институт выдачи приобретает особое значение. В результате интеграционных процессов границы многих государств стали "прозрачными". Усовершенствовались средства коммуникации. Все это существенно облегчает путь лицам, совершившим преступление в одном государстве, укрыться в другом. Еще более важно то, что новые условия активно используются организованной преступностью, которая в растущей мере обретает международный характер.Современная преступность не знает территориальных границ, и это диктует необходимость все более тесного сотрудничества государств в борьбе против нее. При этом важной задачей является обеспечение должного баланса между интересами государств при решении вопросов выдачи и правами выдаваемых лиц.
Роль института выдачи в наше время растет, о чем свидетельствует нарастающая активность государств в этой области: принимаются новые законы, заключаются международные договоры, принимаются резолюции международных организаций и все более обширна судебная практика.
1. История становления института экстрадиции
Выдача — древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: "Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса". Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: "Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног".
В эпоху рабовладения особенно значительна была роль выдачи как средства пресечения бегства рабов — основной производительной силы. Соответствующие договоры хорошо известны практике городов-государств Древней Греции и Рима. Вместе с тем существовали и некоторые правила гостеприимства, разумеется, не для рабов. Гостеприимство зачастую предоставлялось бежавшим из враждебных государств.
Положения о выдаче известны и практике Киевской Руси. В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега и Игоря с Византией предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания. Соответственно греки выдаются Византии. Своеобразие выдачи в данном случае состоит в том, что она связана с иммунитетом от местной юрисдикции. Другая особенность заключалась в том, что имелись в виду в основном общеуголовные, а не политические преступления.
В средние века тоже заключается немало договоров о выдаче, в основном речь шла о политических преступлениях. Феодальные государства оказывали друг другу помощь в борьбе с противниками власти.
Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — "договорная запись" 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.
Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.
Существенный поворот в судьбе института выдачи знаменовала Французская революция XVIII в., юридически оформившая право убежища. В Конституции 1793 г. говорилось: "Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. Он отказывает в убежище тиранам" (ст. 120). Противники феодального государства являлись естественными союзниками буржуазной Франции. Для понимания провозглашенияправа убежища весьма знаменателен такой факт. Декрет Национального Конвента от 1 февраля 1793 г. об объявлении войны Англии и Голландии обвинял британского короля в том, что "он оказывал покровительство и денежную помощь эмигрантам и даже вождям бунтовщиков, уже сражавшихся против Франции"'.
В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче. Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.[1]
В этот период происходит становление новой характерной черты института выдачи. Он не только служит борьбе государств против преступности, но и обеспечивает некоторые права выдаваемых. Например, утверждаются принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, являющееся основанием для выдачи, должно считаться преступлением по праву как выдающего, так и запрашивающего о выдаче государства; принцип специализации или конкретности, в соответствии с которым судить выданное лицо можно лишь за то преступление, за которое оно выдано. Эта черта получила дальнейшее развитие в последующее время.
В целом институт выдачи развивался в соответствии с исторической тенденцией демократизации и защиты прав человека. В новое время становится нормой невыдача политических преступников. Встречающиеся отклонения от общего пути носили переходящий характер, не оказывая влияния на общепринятые принципы института выдачи.
Одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств. Утвержденная СНК СССР в 1923 г. Типовая конвенция о выдаче содержала общепринятую формулировку: "Скрывающееся от правосудия лицо не будет выдано, если требование о выдаче его вызвано преступлением или проступком религиозного и политического характера". На иной основе конвенции о выдаче не могли быть восприняты другими государствами.
В законодательстве СССР утверждается иная концепция, отвергающая общий принцип невыдачи политических преступников. Последняя Конституция СССР предусматривала предоставление права убежища лишь иностранцам, "преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность" (ст. 38).
Итак, рассмотрев историю развития института выдачи, можно сказать, что экстрадиция на протяжении всего времени своего существования, была, хоть и по разным причинам, весьма востребована государствами, в различных регионах мира, что, в свою очередь, показывает важность и фундаментальность данного института в сфере международного сотрудничества.
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
Выдача преступников (экстрадиция) – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или приведения в исполнении вынесенного приговора[2].
Право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи. Один из них условно можно назвать европейским,другой — англо-американским.Первый присущ странам романо-германского права не только континентальной Европы,но и латиноамериканским странам, а также бывшим колониям европейских стран, за исключением британских. Второй присущ странам "общего права".
Первый опирается на ряд четко определенных принципов: 1. Невыдачи своих граждан; 2. Двойной криминальности (т.е. уголовнойнаказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон); 3. Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача; 4. Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит; 5. Неприменения к выданному лицу смертной казни (государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи).[3]
Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем "либерального" толкования договоров и законов.
Оба вида имеют свои положительные и отрицательные стороны. Европейская система обеспечивает законность и права выдаваемого. Вместе с тем она порою дает преступнику возможность избежать наказания. Англо-американская система снижает роль общих принципов и предоставляет суду право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств, имея перед собой цель обеспечения наказания преступника.