Самостоятельным видом юридической ответственности считается конституционная ответственность. Субъектами такой ответственности являются: высшие, региональные, местные органы власти, депутаты, должностные лица высокого уровня, то есть структуры и люди, которые принимают ответственные государственные решения. Н.М.Колосова[13] дает такое определение конституционной ответственности: «Конституционная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной ответственности, закрепленных в Конституции или иных источниках конституционного права, направлено, прежде всего, на защиту Конституции»[14]. При конституционной ответственности политический характер тесно связан с политической ответственностью по субъектам, основаниям ее наступления, неблагоприятным последствиям. Например, отставка министра может быть одновременно мерой, как политической, так и конституционной ответственности. Хотя политическая ответственность, не включает в себя черты юридической ответственности. Конституционная ответственность государства перед гражданами следует из ст.2 Конституции Российской Федерации: «…признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[15]. Поэтому государство должно нести конституционную ответственность за не выполнение официально взятых на себя обязательств в том случае, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было. Хотя не было еще на слуху случаев привлечения субъектов конституционной ответственности к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Развитие федеральных отношений в России и обусловленные этим процессом проблемы побуждают к разработке в качестве самостоятельного явления механизмов федеративной ответственности. И.Н.Барциц[16] в своей работе[17] дал следующую формулировку федеральной ответственности: « Ответственность субъектов федерации, как принуждение к исполнению требований федерального права в правоотношениях, есть федеральная ответственность». Отличительной чертой федеративной ответственности является то, что она может применятся как за совершение конституционного правонарушения, так и в том случае, когда невыполнение субъектом Федерации, его органами и должностными лицами своих обязанностей обусловливается неспособностью обеспечить стабильность в субъекте Федерации. Ответственность субъекта Федерации за нарушение федеральной Конституции и федерального законодательства можно определить как последствия нарушения федеративной дисциплины. Это ответственность за ненадлежащее исполнение публичной власти.
Так в соответствии с Федеральным законом N131 от 06.10.2003г. ст.74[18], если исполнитель власти Федеративного субъекта не справляется со своими прямыми обязанностями, то Президент Российской Федерации в праве отстранить его от занимаемой должности и предложить свою кандидатуру.
Хотя это в какой-то мере противоречит ст.12 Конституции РФ[19], но граждане такую процедуру встретили достаточно спокойно.
В последние время, время реформ и развития экономических отношений, все большую значимость приобретает финансовая ответственность. Большинство из нас сегодня являемся налогоплательщиками. Вот как раз этот аспект нашей жизни в большей степени вмещает в себя финансовая ответственность, опираясь на ст. 57 Конституции Российской Федерации[20].
Другими славами – из финансовой ответственности вытекает налоговая ответственность –«… правовая обязанность субъекта действовать в строгом и точном соответствии с требованиями налогового законодательства…»[21]. Финансовая ответственность – является элементом финансово-правового статуса физических и юридических лиц, на которых распространяется действие финансового законодательства.
Государственное принуждение, закрепленное в санкции финансовой нормы, выступает обязательным признаком позитивного аспекта реализации финансовой ответственности. В отличие от негативного аспекта реализации финансовой ответственности государственное принуждение здесь реализуется на психологическом уровне как угроза наступления негативных последствий в случае нарушения требования диспозиции. Поэтому позитивный аспект реализации финансовой ответственности призван отразить связь диспозиции, санкции и правомерного поведения.
Нормы финансовой ответственности оказывают воздействие на волю и сознание участников финансовых правоотношений. Воздействие исходит из правила поведения, содержащегося в диспозиции финансовой нормы, и состоит в уяснении самого правила поведения. Воздействие направлено на волю и сознание субъектов финансовой ответственности, а его результатом становится выработка определенного внутреннего психического отношения. Чувство долга, чувство ответственности не являются самой позитивной финансовой ответственностью; они лишь характеризуют ее субъективную сторону. Воздействие на уровне санкции финансовой нормы осуществляется в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений. Специфика воздействия санкций наказательного характера при обеспечении правомерного поведения состоит в том, что они не реализуются, а воздействуют на информационном уровне, сообщая субъекту возможные неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в результате нарушения правила поведения, изложенного в диспозиции финансовой нормы. Государственное принуждение в случае ответственного поведения субъекта финансового правоотношения действует только на психологическом уровне в виде угрозы применения санкции, предусматривающей меру финансовой ответственности. Финансовая ответственность поддерживает нормальное функционирование регулятивных финансово-правовых отношений и одновременно сама реализуется в них.
Обеспечение позитивного аспекта реализации финансовой ответственности возможно посредством поощрительных финансовых санкций, вопрос о которых актуален, но практически не исследован. А ведь поощрение - наиболее действенное средство формирования позитивной ответственности в финансовых правоотношениях. Поощрительная санкция выступает мерой позитивной ответственности, противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям.
В последнее время налоговыми инспекциями все чаще практикуется выдача «сертификата доверия». Им «награждаются» такие налогоплательщики – физические или юридические лица – которые в течении достаточно долгого времени, работали без финансовых нарушений. Согласно этой мере поощрения, отличившиеся налогоплательщики, в течении последующего налогового периода, работают без налоговых финансовых проверок, и предоставляют налоговый отчет в упрощенной форме.
Санкция как мера наказания при наступлении юридической
ответственности
Санкция – это предусмотренное в правовой норме последствие правонарушения, которое применяется к правонарушителю государственными органами. Таким образом, основанием для ее применения служит правонарушение[22]. Все применяемые санкции имеют общим то, что наказывают правонарушителя. Наказание может выражаться и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки. Наказание служит средством для перевоспитания и исправления нарушителя. Отсюда следует, что наказание есть принудительно осуществляемое средство воздействия, но воздействия государственного – государственного принуждения. Надо также отметить, что государственное принуждение – есть воздействие, совершаемое компетентными органами и должностными лицами. Государственное принуждение является средством, обеспечивающим реализацию, предусмотренного в санкции нормы юридической ответственности наказания правонарушителя. В итоге можно сделать вывод - санкция есть структурный элемент нормы юридической ответственности. Сущность юридических санкций заключена в наказании правонарушителей, это может выразиться в лишении разнообразных прав или благ, либо в возложении дополнительных обязательств. Организующая и воспитательная роль санкции, заключенной в правовой норме, состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить исполнение юридической обязанности без применения санкции[23].
Применима ли юридическая санкция ко всем без исключения субъектам юридической ответственности? Ф.Энгельс писал: « …человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли…» Можно ли возлагать на человека ответственность за совершенные им опасные для общества деяния, если они были порождены биологическими свойствами его организма? Применимы ли к нему санкции, если совершенное правонарушение обусловлено генетически? Этическое значение рассматриваемой проблемы тесно связано взаимоотношениями человека и общества, гражданина и государства. Подлинный гуманизм означает уважение любой человеческой личности, не зависимо от того, является ли она более или менее развитой умственно или физически. Однако, юридические нормы требуют четкого и вполне определенного ответа на вопрос о том, является ли обвиняемый лицом вменяемым[24]. Согласно ст. 19 УК РФ: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом»[25].