Коммунисты полагали, что осуществление Совместной программы фактически означало бы установление «передовой демократии», которая, по мнению генерального секретаря ФКП Ж. Марше, «была бы формой перехода к социализму». Со своей стороны, руководство Социалистической партии и левых радикалов рассчитывало при помощи Совместной программы поднять свой авторитет, добиться «перебалансировки» левых сил и выиграть выборы.
По существу, Совместная программа представляла собой свод наиболее популярных требований левых сил и отражала их представления о будущем, более справедливом, «передовом» обществе. В течение ряда лет она оставалась идейно-политической основой для всех левых группировок.
Впервые Совместная программа прошла практическое испытание на парламентских выборах 1973 г. Коммунисты, социалисты и левые радикалы, как обычно, в первом туре выборов выступали раздельно, а во втором — поддерживали того из левых кандидатов, кто имел наибольшие шансы быть избранным.
Партии правящей коалиции (ЮДР, «независимые республиканцы» и часть центристов) уже в первом туре выдвинули единых кандидатов. Учитывая растущую притягательность Совместной программы, они попытались перехватить ее популярные лозунги: обещали снизить пенсионный возраст и возрастной ценз для избирателей, ограничить продолжительность рабочего дня, повысить минимум зарплаты, улучшить медицинское обслуживание. Премьер-министр Месмер даже говорил, что он идет в том же направлении, что и социалисты.
«Движение реформаторов» во главе с Леканюэ и Серван-Шрейбером в первом туре выступало самостоятельно. Считая своим главным противником левые силы, оно одновременно критиковало правительство с позиций либерализма, «атлантизма» и «европеизма».
Таким образом, подводя итог в освещении периода Франции с 1958-1973гг, можно сказать, что пересмотр полномочий Конституционного совета был связан с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е., опять же, сама по себе концепция суверенитета не ревизовалась. Ревизуется не воля народа, а те положения, которые могут привести к нарушению прав и свобод, а это - высшая ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось выше, в правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. Классическим примером такого правового государства можно считать Францию.
На протяжении последних трех – четырех веков Франция была, - и поныне остается одной из ведущих держав Европы и мира. Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, член – учредитель Североатлантического пакта в 1949 г. и «общего рынка» в 1957 г., участник почти всех международных организаций. Место Франции в мире определяется не только ее экономическими, военными и политическими возможностями, но и многими другими факторами, в том числе историческими традициями.
Влияние Франции на западноевропейскую историю и культуру трудно переоценить. Слова известного русского историка Н. Я. Данилевского, что «можно знать превосходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; Будучи же знаком с историей Франции, знаешь в сущности и всю историю Европы»[68]едва ли грешат преувеличением. Богатейшая история Франции дает все основание для такого утверждения, не утратившего своей справедливости и в наше время.
Не менее богата и конституционная история Франции. Невозможно, пожалуй, найти другую страну со столь интенсивным и плодовитым творчеством. Новая и Новейшая история Франции принесла ей 16 конституций, около 20 полуконституционных режимов и режимов де-факто. В этом контексте определение Франции как «лаборатории конституций», а французов как «великих потребителей конституций» не только удачная метафора[69].
Конституционный опыт страны оказывал и оказывает существенное влияние на конституционное развитие многих стран мира. Знаменитая французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 года не только положила начало конституционной истории Франции, но и во многом определила развитие и современное состояние института прав человека в мире.
В настоящее время во Франции действует Конституция 1958 года, принятая на референдуме 28 сентября и положившая начало Пятой Республике. Это семнадцатая конституция в истории Франции. Прямым поводом для ее принятия послужил целенаправленный мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Несмотря на то, что конституция была довольно плохо принята специалистами конституционного права и рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств, Конституция 1958 года уже более сорока лет остается основным законом страны и после основного закона Третьей Республики имеет самый длительный срок существования.
Необходимо отметить, что первоначальное отношение к конституции как к юридическому акту, закрепляющему организацию политической власти во Франции, трансформировалось в более значительное и широкое восприятие этого документа. Теория профессора М. Ориу о существовании в обществе двух конституций – политической и социальной, доминировавшая во Франции в период между двумя мировыми войнами, сменилась идеями, интегрирующими в конституции политическое и социальное начала. Идея противопоставления политической конституции и конституции социальной – как свобода прав и свобод граждан – лишала Декларацию прав и свобод гражданина 1789 года качества юридического документа, превращая его тем самым в простой перечень политических, идеологических принципов.
В этом контексте ныне действующая конституция 1958 года во Франции, следуя терминологии М. Ориу, - скорее политическая конституция. Обретением же качества социальной она обязана деятельности Конституционного Совета, своими решениями включившего в число конституционных источников права Декларацию прав и свобод гражданина 1789 г. и положения преамбулы Конституции 1946 г., фиксирующей значительное число прав и свобод граждан.
Действительно, ознакомившись с Конституцией Пятой Республики, мы видим, что она не содержит специального раздела, посвященного правовому положению личности. Формально ее авторы объяснили это тем, что «составление Декларации прав Правительством не соответствует французской политической и юридической традиции», тем не менее, подчеркивалось, что «подтверждение великих принципов необходимо»[70].
Эта точка зрения нашла отражение в Преамбуле Конституции 1958 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека… как они будут определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной Преамбулой Конституции 1946 г.». В самом же тексте конституции зафиксированы только равенство перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, уважение всех верований (Ст. 1); свобода образования политических партий (Ст. 4) и свобода личности (Ст. 66). Девизом Французской Республики - «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: «правление народа, по воле народа и для народа» [71]. Таким образом, большинство прав и свобод оказались за пределами собственно конституционного текста.
Мы уже упомянули о том, что исторически раньше появилась группа прав на независимость от власти, или, гражданские свободы и права. Во Франции такими правами и свободами, действующими в настоящее время и зафиксированными в Декларации прав и свобод гражданина 1789 г., являются: свобода и равенство всех граждан перед законом (Ст. 1); право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению (Ст. 2); презумпция невиновности (Ст. 9);свобода слова и свобода мысли (Ст. 11); право на неприкосновенность частной собственности (Ст. 17).
Вторая группа общественных прав субъекта – это права на участие во власти, или, иначе говоря, политические свободы и права. Статья 4 Конституции 1958 года провозглашает свободное создание политических партий и осуществление их деятельности. Статья 3 этого же документа провозглашает всеобщее, равное и тайное голосование, принять участие в котором могут все совершеннолетние граждане Франции обоего пола. Необходимо отметить, что эмансипация во Франции в настоящее время победила окончательно (право голоса на выборах женщины получили только после войны, а до семидесятых годов прошлого столетия женщина без письменного согласия мужа не могла открыть счет в банке). По этому случаю можно привести интересный пример, который является предметом шуток злоязычных французов. Один профессор в престижном французском вузе ЭНА (Национальная школа администрации) срезал на экзамене студентов вопросом: «Чем противоречит веспасьенн нашей конституции?» (имелись в виду знаменитые уличные туалеты, открывающие на всеобщее обозрение подергивающиеся мужские брюки, - туалеты были названы по имени римского императора Веспасиана, введшего налог на отхожие общественные места, мотивировав это тем, что деньги не пахнут). Студенты неизбежно проваливались, а довольный профессор говорил: «Уборные-то лишь для мужчин, а это противоречит равенству полов, закрепленному нашей конституцией»[72]. Кроме этого к политическим правам и свободам мы отнесем и право французских граждан принимать участие в создании закона и право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления, что отражено в статьях 6 и 15 Декларации прав человека и гражданина 1789 года.