Смекни!
smekni.com

Функции исторического познания. Методология истории (стр. 4 из 5)

Именно поэтому, введено такое понятие как «историография».

«История исторической науки» (историография) уже утвердилась как одна из заметных отраслей исторической науки. Выявились основные типы историографических фактов и задачи их изучения и — соответственно — основные виды и разновидности историографических источников. Главными историографическими источниками признаются печатные труды историков, выдающиеся памятники общественно-исторической мысли. Именно к таким материалам в первую очередь обращаются во время занятий историографией в высшей школе; выработаны и проверены практикой приемы изучения таких историографических источников.

Историки исторической науки изучают историю накопления исторических знаний, развития исторической мысли и методики исследования, историю создания исторических трудов и биографии ученых, влияние явлений общественно-политической жизни на творчество историков и воздействие исторической мысли на общественное сознание, историю научных учреждений, организации исторического образования и распространения исторических знаний. С углублением специальных историографических исследований, с расширением проблематики историографических изысканий привлекается все более широкий комплекс историографических фактов. Наблюдается расширение источниковой базы историографических исследований: историки исторической науки обращаются и к многообразным неопубликованным (архивным) материалам традиционного типа и к таким разновидностям источников, которые ранее оказывались вне поля зрения историографа. Усложняются приемы источниковедения историографии, особенно в связи с разработкой проблем, находящихся на стыке наук или науки и литературы, науки и искусства, с использованием методики, принятой в других отраслях знания.

Источниковедение историографии как отрасль исторического источниковедения — это наука об историографических источниках (следовательно, и о закономерностях их происхождения и развития), а также о приемах их выявления, изучения и использования в работе историографа.

Оно возникло из практики. Сначала изучались только письменные исторические источники, и было известно лишь откровенно прикладное источниковедение, причем отнюдь не в сфере собственно научных знаний.

Приемы, выработанные главным образом эмпирическим путем и опробованные долголетней практикой, превратились постепенно в методику исследования письменных источников. И так как основными задачами подобного прикладного источниковедения было определение подлинности документа и степени достоверности, содержащихся в нем сведений, то к этому преимущественно и свелись первоначальные представления о научных приемах источниковедения и его задачах. Интересовались главным образом собственно историко-содержательной (фактологической) стороной понятия «исторический источник» и искали ответа на вопрос, что дает данный источник для познания конкретного исторического факта или фактов, и соответственно источник именно в этой связи становился объектом внешней и внутренней критики. Наблюдения такого рода обобщались, приемы совершенствовались; найдены были логические объяснения этим действиям в их взаимозависимости, введены в обиход соответствующие научные термины.

Уровень же развития исторических знаний определяется не только числом историков и исторических трудов, но и числом их читателей и слушателей, не только накоплением исторических представлений, но и тем, как воспринимает их общество. Следовательно, историография — это и история изучения исторического процесса, и история проникновения знаний об этом в среду тех, для кого создаются исторические труды.

Историография — форма социального сознания; и историограф призван выяснить её «место» в общественной жизни, в развитии науки, культуры.

Именно для этого мы разделяем источники исторического происхождения на типы и подтипы.

Примерная схема типологической классификации источников такова:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). К этому классу источников допустимо отнести не только чучела животных, птиц, гербарии, но в данной схеме классификации и самих птиц, животных, растения, т.е. многие естественно-географические источники исторического происхождения.

2. Изобразительные источники. Все изобразительные источники являются одновременно вещественными и могли бы рассматриваться как их подкласс. Но выделение особого типа изобразительных источников — не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они — в отличие от большинства вещественных источников — несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление. И именно эта информация воспринимается как основная, а их «вещественность» - как дополнительная.

а. Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии).

б. Изобразительно-графические. К ним относятся, прежде всего, памятники, содержащие графическую информацию, т.е. информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавита.

в. Изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники.

а. Разговорная речь.

б. Памятники устного творчества (фольклор).

в. Письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей.

К этому типу относятся и все фотодокументы, в той или иной мере фиксирующие речь человека.

4. Конвенциональные источники во всем их многообразии. Все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и др.) и изобразительно-схематическими (электрокардиограмма, осциллограмма и др.) К ним, по-видимому, должны быть отнесены документы информации на разного типа искусственных машинных языках, т. е. информация, запечатленная на машинных носителях, а не на традиционной документной основе. Точное содержание этих источников для всех, кроме специально подготовленных лиц, может быть раскрыто путем использования другого типа источников, прежде всего словесных. Многие из этих источников могут рассматриваться и как письменные (т. е. подтип словесных) или изобразительно-графические (т. е. подтип графических).

5. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и др.). Обычаи-действия зачастую отражают пережитки прошлого быта и изучаются этнографами. Однако достаточно распространенный термин «этнографические источники» трудно признать удачным, так как собственно этнографическими материалами, используемыми этнографами в своей работе, даже в полевой практике, являются и иные типы, и подтипы исторических источников, и, прежде всего вещественные.

Некоторые из них, прежде всего химические по форме; другие сопровождаются словами, музыкой (являясь своеобразными комплексными источниками).

6. Звуковые, или аудиальные, источники.

Это звуки в широком и узкомузыкальном смысле, ибо музыковеды пишут особо о «звуках», «звонах», «шумах». К ним относятся и записи голосов птиц, животных.

На первый взгляд, существенным группам исторических источников не находится места в этой классификации, так как они относятся к пограничным, смешанным или комплексным классам исторических источников. Однако и такие многомерные источники тоже оказываются в одном из названных ранее классов, но только при учете лишь одной из их форм. Например, монеты — вещественные источники с изображениями и надписями (они могут рассматриваться и как разновидности нескольких типов источников — вещественных, изобразительных, словесных); картографические материалы и плакаты, являющиеся одновременно письменными и изобразительными источниками; песни — одновременно и словесные, и звуковые источники. Некоторые вещественные источники являются, прежде всего, знаками престижа и могут восприниматься и как поведенческие источники. Памятники садово-паркового искусства, заводы и фабрики, поселения — сложнейшие комплексные источники. Кинофильмы — источники поведенческие и изобразительные одновременно, а часто еще и словесные и звуковые (музыка, различные шумы). Теперь в употреблении термин «аудиовизуальный документ», содержащий сочетание изобразительной и звуковой информации; говорят об аудиовизуальных формах культуры.

Кинофильмы было бы вообще допустимо выделить в особый тип исторических источников, и не только потому, что это широко распространенный ныне класс источников, содержащих разнообразную социальную (историческую) информацию, но и потому, что это источники, показывающие (и, соответственно, позволяющие изучать) явления в движении.

Условность предлагаемой классификации (как, впрочем, и всякой классификации) очевидна. При обозначении объекта соответствующего класса отмечается лишь существенный в данном случае признак сходства и признается несущественным — опять-таки лишь в данном случае — характер их различий. Все письменные источники, например, могут ведь одновременно рассматриваться как вещественные и классифицироваться по признаку материала, на котором дошли записи, по признаку материала или орудия, которым сделаны записи, и т. д. Условное разделение даже письменных и иных подтипов словесных источников: публичное выступление общественного деятеля может восприниматься в наши дни и как письменный источник, напечатанный в газете, и как разговорная речь, непосредственно услышанная или воспринятая в передаче радиодиктором, и даже как изобразительный и поведенческий источник, если с ней знакомимся по телепередаче, и т. д.