Смекни!
smekni.com

Характеристика работ А.И. Маркевича (стр. 11 из 13)

В этот год был в Крыму Грибоедов. Он говорит в своих дорожных записках, что в Киеве часто встречался с Сергеем и Артамоном Муравёвыми, Бестужевым-Рюминым, кн. С. П. Трубецким, а в Симферополе - с М. Ф. Орловым и Г.Д. Оржицким, тоже декабристом, и что все они были его давние знакомые. С Орловим безусловно, а с Оржицким по-видимому виделся он и в Саблах, куда, живя в Симферополе, часто ездил к Бороздиным. Что удерживало Грибоедова в Симферополе и в Саблах около трех месяцев, неизвестно. Неясно, принадлежал ли он к Северному Обществу в Петербурге, не смотря на то, что знаком был со многими из его членов. На допросе Трубецкой, будто со слов Рылеева, свидетельствовал, будто тот принял Грибоедова в члены Общества. Это подтвердил и Оболенский, но Рылеев опроверг Трубецкого свидетельство. Арестованный на Кавказе 27 декабря г. 1825 и привезенный в Петербург, Грибоедов на допросе свидетельствовал, что знакомство его с Рылеевым, Оболенским и Бестужевым было только литературным и что на Кавказе он жил с Одоевским и был близок с Кюхельбекером, но не к тайному единому обществу не принадлежал, и он был освобожден от подозрения и ареста. Правдоподобно то, что тут имело значение заступничества за него его начальника Єрмолова. Он перед тем, как Грибоедова должны были арестовать, дал ему возможность уничтожить те бумаги, которые могли б его скомпрометировать. Как свидетельствовал Трубецкой, в члены общества принял Грибоедова Рылеев, следовательно перед тем как выехать он имел отношения с декабристами не только как знакомый, но и как их сочлен из Общества. Он, конечно, многим идеям декабристов сочувствовал; об этом выразительно свидетельствуют слова Чацкого в "Горе от ума". Справедливо и В. О. Ключевский досмотрел в Чацком, отмечает Маркевич, образ декабриста.Как пишет А.И.Маркевич в комитете о нем просто умолчали, как умолчали о Пушкине и других.

Были под подозрением и привлечены к делу о декабристах А. Н.Раевский. и Н.Н. Раевский,так как они были знакомы со многими декабристсми, пишет Маркевич. А.И.Маркевич отмечает,что казни и ссылки декабристов наделали страшных бед в их семьях.. В Каменке у В. Л. Давыдова остались жена, три сына, из них двое подростков и две дочери. Жена, поехала за мужем в Сибирь, а дети остались под опекой дяди Петра Львовича, что прежде воспитывал их дома, а дальше,1842г., повез в Петербург и отдал в кадетский корпус. Младший из них Петр Васильевич, закончив учится, пошел на военную службу в Семеновский полку и за год, г. 1850, уехал к родителям в Сибирь. Здесь он познакомился с Елизаветой Сергеевной Трубецкой, что родилась в Сибири и воспитывалась в Иркутском институте, но не как дочь Трубецкого, а как внучка графин Лаваль. Через два года Петр Васильевич Давыдов пошел к димиссии, опять поехал в Сибирь и вступил в брак с Л. С. Трубецкой. Свидетелем этого брака был сын С. Г. Волконского Михаил Сергеевич Волконский. Возвращаясь в Россию, молодые сделали визиты ко всем семьям декабристов, которые жили на их пути, побывали в Каменке и оттуда приехали в Крым, в Сабли, С тех пор П.В.Давыдов и Л. С. Давыдова почти безвыездно жили в Саблах, которые стали в Крыму "пристанищем декабристов". Здесь они дожили до золотой своей свадьбы. Когда раскрепостили крестьян, П. В. Давыдов был членом Таврического губ. комитета для благоустройства быта помещичьих крестьян, а дальше членом комитета сиротского дома, который учредил в Симферополе А. Я. Фабр. Больницу в Саблах с помещением для врача, школа и церковь были построены на средства Давыдовых. Выиграв перед смертью 200.000 руб. в лотерею, Л. С. Давыдова все эти деньги до копейки потратила на благотворительность. За несколько лет до смерти Л. С. Давыдова послала к своей сестре Ольге Сергеевне Свербеевой в Орловскую губ. все самые важные семейные бумаги и письма, которые были у нее. Бумаги и письма меньшего значения сожжены были еще при жизни П. В. Давыдова. Потому у нее никаких важных и значемых бумаг не осталось. Большую коллекцию портретов, снимков и фотографий, что касаются жизни декабристов в Сибири, она передала внуку декабриста Волконскому. Портреты, написаные масляными красками, Трубецких, Давидовых и других членов семей их, которые остались у нее в Саблах, погибли в начале революции.

Посёлок Кильбурун, который было еще ближе к Симферополю чем Саблы, тоже некоторое время был пристанищем, связанным с декабристами, а именно Муравьёвыми. Известно, что Никита Михайлович Муравьёв, человек очень образованный, совершенствовал свое образование и в Сибири на каторге и до самой своей смерти сохранил почет и любовь к науке. После его смерти (г. 1844) все его имущество, в том числе и немалый книгосборник, перешло к его брату Александру, тоже декабристу. Живя в Петровськом заводе, Никита Михайлович Муравьев писал заметки о тайном обществе и своем участии в нем, больше всего на берегах книжек, чтобы они не попали в руки власти. Следовательно, эти заметки имели отрывочный характер, и их было немного. Александр Михайлович выбрал из боратовых книг эти его заметки, внес в них много своих, однако неправдивых, ошибочных сведений и назвал эти записки "Моn jourmal" . Он умер г. 1853, а сын его Михаил Александрович жил в Крыму, лет с 15 был ялтинским маршалом и почетным мировым судьей и умер г. 1877. При самом конце семидесятых и начале восьмидесятых годов ему принадлежало имение Кильбурун. Поэтому,отмечает Арсений Маркевич, потомки декабристов Трубецкого, Давыдова и М. Муравйова собирались в Крыму как близкие соседи - владельцы имений.

Есть в Крыму и другие места, связанные с декабристами и близкими с ним людьми, и в первую очередь Керчь и Еникале. Как отмечает А.И.Маркевич, Н. Н. Раевского II (или младшего), командира Нижегородского драгунского полка,в 1826г. привлекли к следствию, но вскоре он был освобожден. С 1826г. жил в Крыму, в своём имении в Тесели, на южном берегу Крыма, производя культурное садоводство и виноградарство.

С семьей Раевских и в определенной степени с Южным Обществом, как указывает А.И.Маркевич,связан был граф Густав Олизар. В 1823 он в первый раз приехал в Крым. Олизар бывал у Бороздина, и по пути к нему в Кучук-Ламбат с Гурзуфа в урочище Артек купил земельный участок.

Причастный к тайным обществам был член Южного Общества граф Н.Я. Булгари, отбыв наказание, 1833г. был на военной службе, а с 1835г. его освободили и он был переводчиком на Керченской таможне, в 1835 - правительственным чиновником особых поручений при Керченском градоначальнике Херхеулидзе.

В Симферополе в начале 1860-х годов служил сын декабриста В. И. Якушкин. Он был близок к семье Давыдовых. Это был хорошо образованный человек, знакомый Герцена, автор нескольких напечатанных статей, но он часто недомогал и умер в молодом возрасте. [7]

Причастный к восстанию декабристов был член общества объединенных славян П. Д. Мозган, родом с Теодосии.Учился Мозган в Теодосийской греческой школе. Некоторое время принимал участие в организации "Союз Добродетелей".

В. И. Пестель, брат Павла Ивановича Пестеля, его был привлечён к следствию в деле декабристов, но уже вскоре освобождён от подозрения. С 1845г. по 1854г. он был таврическим губернатором. Это был очень образованный, добрый и умный человек.

Привлечён был к следствию по причине подозрения в участии в тайном обществе В. П. Романова, но он выкрутился и отбыл небольшое наказание и в ранге капитана морской службы принимал участие в обороне Севастополя во время Крымской войны.

Е. В. фон Руге принимал участие в "Союзе Благоденствия". За это он был легко наказан, но неболее, отмечает А.И.Маркевич, служил он сначало в квартирмейстерской части, а в 1855г., в ранге генерал-майора, был начальником "съемки" в Таврической губернии.

Участник восстания декабристов - лейтенант гвардейского экипажа В.А. Шпейер, который был переведён в 1831г. на Черноморский флот,а уже с 1834г. он вернулся на службу на Балтийский флот.

А. Ф. Фролов, родом из Севастополя, сын капитана, принимал участие в обществе объединенных славян; осужден он по второму разряду,но по амнистии 26 август г. 1856 его возобновили в правах, он вернулся в Россию и жил в Керчи, занимаясь сельским хозяйством; в 1879г. переехал жить в Москву, где и умер.

Таким образом, пребывание декабристов в Крыму было не случайным явлением. Такие известные крымские семьи как Раевские, Давыдовы, имели непосредственные связи с декабристами. Представители декабристского движения бывали в Крыму еще и потому, что киевская Каменка имела связи с крымскими Саблами. Известно, что летом 1820 года побывал в Крыму Н.М.Муравьев. В 1825 году побывал Рылеев, он прожил в Симферополе 3-и месяца. Имеются сведения, что Рылеев в Симферополе общался с такими представителями декабристского движения как М.Ф.Орлов и К.Б.Ржитский. Непосредственное отношение к восстанию декабристов имел П.Д.Мозгам, который был уроженцем города Феодосии. Участником восстания декабристов, который имел связи с Крымом, был лейтенант В.А.Шпейер, который был переведен в 1831 году на черноморский флот.

Вывод по главе 2

Таким образом, в данной главе были проанализированы труды А.И. Маркевича посвященные отдельным персонажам проживавших и посещавших Тавриду.

Проанализировав труд А.И. Маркевича посвященный А.Я. Фабру удалось выяснить, что одной из огромных заслуг А.Я.Фабра перед нашим краем, является основание детского приюта в 1864 г. который просуществовал до 30 ноября 1914 г. Когда началась гражданская война, он прекратил свое существование.

В своей работе "Пушкин и Крым" А.И. Маркевич, характеризует особенности пребывания поэта в Таврической губернии. По Таврической губернии А.С. Пушкин путешествовал вместе с семьей. Поэт прибыл в Крым 15 августа 1820 г. и пробыл здесь ровно 36 дней. Но существует множество неясностей по поводу пребывания поэта в Крыму. Например: Неизвестно место проживания поэта в городе Симферополе, а так же точное время пребывания в самом Симферополе.