Смекни!
smekni.com

Хозяйственные формы экономики Древнего мира (стр. 2 из 3)

На территории современной Украины человек появился примерно 1,5 млн. лет назад в эпоху раннего палеолита. Древнее разноэтническое население первобытного общества на территории нынешней Украины прошло в своём развитии все основные этапы: каменный, меднокаменный, бронзовый и ранний железный века. В Украине имеется многочисленное количество памятников этих периодов – археологических раскопок древних стойбищ и поселений. Интересным примером высокого хозяйственного и культурного развития меднокаменного века (IV-II тысячелетие до нашей эры) на территории Украины была так называемая трипольская культура (по имени села Триполье на Киевщине, где были найдены первые памятники того периода). Трипольцы в своём развитии прошли эпохи матриархата и патриархата. Хозяйство трипольцев носило комплексный характер. Наиболее развито было земледелие. Урожай зерновых собирали серпом, имевшим острый кремниевый вкладыш. Муку получали с помощью каменных зернотёрок. Важной отраслью было животноводство – содержание рабочего скота, свиней, коз. Вспомогательными отраслями оставались охота, рыболовство, собирательство. Развивалась специализация ремёсел: изготовлялись более совершенные орудия - топоры, серпы, иголки. В гончарном деле применялся гончарный круг. Распространялось прядение и ткачество, основой которых были овечья шерсть и переработка льна. Трипольцы жили в деревянных или глинобитных домах, беленных или раскрашенных, напоминавших украинскую хату XIX века. Раскраска домов, печей, керамики стала неотъемлемой частью украинской культуры.

Некоторые учёные полагают, что трипольцы стали праосновой украинского народа, которые освоили территорию от Днепра до Днестра. Однако большинство учёных полагают обратное, именно, что трипольцы не являются прямыми предками украинского народа. Под давлением народов североевропейского происхождения (прагерманцы, прибалты, праславяне) и степных (скифы, сарматы), пришедших на эту землю, трипольцы постепенно исчезают. Часть этого народа вошло в состав преддревней общности, которая при всех многочисленных вторжениях оставалась ядром этноса вплоть до праславянской поры.

Началом железного века на территории Украины считают XII–VIII века до нашей эры, связанные с киммерийской, скифской, сарматской, античной и ранними славянскими культурами. Для исторического прогресса на землях Украины большое значение имела эпоха античной цивилизации Южного Причерноморья. Древнегреческие города-государства (Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие) оказали большое влияние на экономическое, политическое и культурное развитие не только соседних с ними скифов, сарматов, киммерийцев, а и более отдалённых праславянских племён. Одним из ведущих направлений экономической активности греков была торговля, особенно с праславянами (склавины, анты). Последние продавали грекам зерно, мёд, воск, пушнину, шкуры, рыбу, соль, строительный лес, рабов. Греки в обмен предлагали оружие, ткани, вино, кожаные и ювелирные изделия, предметы домашнего обихода. Особенно активной была торговля хлебом. Античные города Причерноморья закупали его для себя и для экспорта в Грецию.

Праславяне и их последователи переняли у греков ряд огородных и садовых культур: капусту, огурцы, виноград. Определённое влияние на них оказали и соседние народы (например, некоторые навыки, обычаи, языковые заимствования прослеживаются от скифов). Таким образом, праславяне долгое время перебывали под влиянием двух противоположных по своему социально-экономическому содержанию сил – полудикой скифско-сарматской степи и цивилизованного переферийно-греческого мира. Следует отметить, что в экстремальных условиях непрерывных вторжений, войн, разрухи славянские племена антов, склавенов всё-таки сберегли свою территорию для проживания и консолидировали славянские народы.

Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на территории Украины создаётся группа племенных союзов – предвестников государственности (поляне, древляне, радимичи, северяне и другие), которые считаются ближайшими предками украинского народа.

Первичной ячейкой общества была большая патриархальная семья – сожительство нескольких поколений, жилища которых выходили на общий двор. Здесь располагались их хозяйственные постройки. Патриархальная семья была основным хозяйственным звеном, которая объединяла, воспитывала и обеспечивала выживание всех её членов. Несколько таких семей составляли род, а роды объединялись в племя во главе с князем. Выживание этноса и поступательное развитие его производительных сил стали возможны вследствие максимальных усилий патриархальной семьи, с её кооперацией и разделением труда, коллективистской психологией и трудовой моралью, суть которой – в обязательности труда. Таким образом, с древнейших времён население Украины было составной частью эволюции человечества. Через первобытнообщинный способ производства прошёл каждый народ.

Основным мотивом материальной деятельности первобытного человека было выживание в экстремальных природных и социальных условиях. С проблемой выживания непосредственно связаны все изобретения в сфере орудий труда. Их человек не получил в готовом виде как и не получил информации о способах его изготовления. Опыт достигался бесчисленным количеством проб и ошибок. Вот почему первобытное хозяйство развивалось медленно. Однако первобытная эпоха имеет огромное значение в истории хозяйства. В этот период были созданы важнейшие отрасли экономики: сельское хозяйство и ремесленное производство; созданы основные типы экономических структур – присваивающее и производящее хозяйство, натуральное с зачатками товарного обмена. Создаются основные социальные институты: род, община, семья, собственность, религия.

Характерными чертами первобытного хозяйства являются: примитивные орудия труда, общая (общинная) собственность на основные средства производства, коллективный труд, уравнительное распределение благ. Создание жизненных благ на основе коллективного труда и уравнительное распределение этих благ выступает основным законом первобытного способа производства. Источником развития является производство материальных благ и развитие семьи.

2. Хозяйство стран Древнего Востока

История древней цивилизации охватывает период с середины IV тысячелетия до н. э. до падения Западной Римской империи в V в. н. э. В IV–III тысячелетиях первые очаги цивилизации возникают в Месопотамии (Двуречье), в Египте; в III и II тысячелетии в Индии и Китае – соответственно в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Эти районы отличались мягким умеренным климатом, плодородными легкообрабатываемыми почвами, требующими полива водой. Но использовать благоприятные условия было непросто – низовья рек заболачивались, а чуть дальше от реки от зноя земля высыхала, превращаясь в полупустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой, построить плотины для регулирования стока воды. Сначала оросительные работы велись общинами в пределах занятой ими территории. С увеличением числа населения и расширения обрабатываемой земли возникла необходимость создания единой ирригационной системы, действующей на всей заселенной части речной долины. Это требовало объединения общин и усиления их хозяйственных связей. Так возникают государства, расположенные вдоль великих рек. Крупнейшим из них был Египет, и сегодня территориально существующий в тех же границах. Поскольку первые цивилизации родились в долинах рек, которые играли огромную роль в жизни людей, то эти цивилизации получили название речных. Люди регулировали реки, но их жизнь также регулировалась реками. «Реки – это воспитатели человечества, – отмечал русский историк XIX в. Л.И. Мечников». Английский историк XX в. А. Тойнби формулирует в этой связи теорию «вызова и ответа»: естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

Усилия людей по регулированию рек в конечном итоге дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному хозяйству (поливному землевладению) «аграрной революцией». Создание ирригационных систем требовало жесткой организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны. Для этого необходима была сильная централизованная власть во главе с правителем, обладавшим всей полнотой власти. Он стоял во главе войска, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, юридически являлся верховным собственником всей земли. Такой тип власти (деспотия) реализовывался за счет разветвленной административной системы – аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Поскольку земляные работы (осушение болот, строительство дамб, каналов, плотин) были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях господства натурального хозяйства практически не действовали, то управление этими работами было не только жестко централизовано, но и обожествлено. Обожествлялись каналы, плотины, а сам правитель страны также считался богом или наместником бога на Земле. Так гигантские пирамиды в Египте строились не только для того, чтобы занять население в отсутствие сельскохозяйственных работ, но главное – чтобы обустроить новое «жилище» фараона как можно лучше. По верованиям египтян после смерти фараона («великого бога») от его загробного блаженства зависело благополучие всей страны.

Важной особенностью Древнего Востока была эксплуатация значительной части свободного населения путем организации коллективных сезонных сельскохозяйственных работ, строительства плотин, культурных и светских учреждений. Обязательство юридически свободных общинников по отношению к общине – коллективный труд и коллективная взаимопомощь – постепенно превращается в форму их эксплуатации государством.