Смекни!
smekni.com

Холокост в годы Второй Мировой войны (стр. 3 из 4)


2. Антисемитизм как официальная политическая линия правительства нацистской Германии

2.1 Положение еврейского населения Германии в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века

1 апреля 1933 года нацисты провели бойкот еврейских магазинов и товаров, который не принес результатов. В 1934 - 1935 годах Гитлер реализовал одно из своих основных программных положений: преследование евреев должно носить не стихийный характер, а основываться на законодательной базе. Первоначально евреи получили статус "неарийцев" и были изгнаны с государственной службы. Одно из главных направлений преследований еврейского населения на тот момент коснулось их личных прав. Были сначала ограничены, а затем категорически запрещены не только браки, но и личные отношения евреев с "арийцами". Знаменитые антиеврейские законы были приняты в 1935 году в Нюрнберге на съезде нацистской партии. Было дано официальное определение, что евреем является внук, как минимум, 3-х еврейских дедушек и бабушек из 4-х. Евреем считался и внук 2-х предков из 4-х, если он состоял в браке с евреем (еврейкой); исповедовал иудаизм; обладал ярко выраженной еврейской внешностью. Евреи были лишены гражданства рейха. Антиеврейская пропаганда несколько стихла в период проведения в Берлине в 1936 г. Олимпийских игр.

В середине 1938 г. было принято решение о депортации 17000 человек, въехавших в Германию после 1918г. Сын одного из депортированных застрелил немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии и Австрии прокатились антиеврейские погромы. После так называемой "Хрустальной ночи"[8] началась принудительная "ариизация" еврейских предприятий: она была замаскирована под "добровольную" передачу евреями своей собственности немецким предпринимателям. В начале 1939 г. власти начали поиск путей для насильственной депортации евреев рейха. В условиях диктатуры и террора, которые царили в гитлеровской Германии, любые протесты были безрезультатны. В начале 1939 г. Гитлер поручил "ответственному за 4-летний план" Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции. До 1938 г. антиеврейские мероприятия не затрагивали права на собственность. Государство поощряло деятельность сионистских организаций и формально не препятствовало эмиграции в Палестину. В 1940 - начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы "Мадагаскар" (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и "Люблин" (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название "Генерал-губернаторство"). Таким образом, руководители Германии не планировали физически уничтожить весь еврейский народ, а поспешно искали пути "избавления от евреев". Однако, все эти проекты не были реализованы.

Массовые убийства евреев, вопреки распространенному мнению, начались не в России после 22 июня 1941 г., но значительно раньше в Польше в 1939-1940 годах и в Сербии весной 1941 года. В Польше проходила массированная подготовка как к будущей "молниеносной войне" против СССР, так и к физической ликвидации групп населения, названных "враждебными в расовом отношении". Именно на территории Польши, а не Советского Союза, как было принято считать ранее, началось осуществление германской политики физического уничтожения населения, обращения людей в рабство, абсолютного пренебрежения к человеческому достоинству и международному праву. Части вермахта еще не участвовали непосредственно в массовых убийствах гражданского населения, но военное командование не требовало осуществления оккупационной политики, отвечавшей международным нормам. Вермахт был в состоянии выступить против преступлений СС: полицейские подразделения находились в юрисдикции военных трибуналов. Но никаких протестов не было. Уже в Польше вермахт утратил право претендовать на то, чтобы считать германских солдат не виновными в преступлениях против человечности.

20 января 1942 года в пригороде Берлина прошло одно из самых известных совещаний периода Второй мировой войны. Оно целиком посвящалось уничтожению целого народа - "окончательному решению еврейского вопроса". Впоследствии это заседание получило название "Ванзейская конференция". Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе "Преследование евреев". Нередко это совещание характеризуют как "выработавшее план" уничтожения европейских евреев. Нацисты использовали в своей терминологии понятие "всеобщее" и "окончательное решение еврейского вопроса". Под первым они понимали полное изгнание евреев из Германии. В протоколе совещания содержится ссылка на "предварительное согласие фюрера" осуществить "эвакуацию" евреев Европы на Восток (т. е. перемещение их в лагеря уничтожения)[9]. Под вторым понятием подразумевалось поголовное уничтожение еврейского народа.

2.2 Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти

Холокост (от древнегреч. "holokaustos" - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) - гибель значительной части еврейского населения Европы ( около 6 млн. ) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. В еврейской литературе эта гекатомба обозначается библейским понятием Шоа (катастрофа, великая беда) или же аналогичным арамейским понятием Хурбан[10].

Изоляция евреев от остального населения занимала особое место в комплексе антиеврейских мероприятий оккупационных властей. Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие "открытого" и "закрытого" гетто; места принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие и концентрационные лагеря. По своей структуре, органам управления, степени вовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительно отличались друг от друга.

Гетто создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, куда сгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самым крупным было Варшавское гетто, где на 3% городской территории оказалась четверть жителей бывшей столицы Польши - 500.000 человек. Можно выделить следующие "минимальные признаки" гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания. Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники "открытого" гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты.

Первым из мероприятий оккупационных властей, сразу показывающим особый статус еврейского населения, являлась отдельная регистрация и идентификация евреев. Эти меры не были унифицированы, они отличались в зависимости от зоны оккупации и органа управления данной территорией. "Еврейские списки" жителей составляли работники домоуправлений. Также были установлены разные возрастные границы для регистрации. Обычно при первичной регистрации населения она совпадала с возрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Указание на национальность у евреев выносилось на обложку удостоверения личности (это могла быть первая буква слова "jude" ("еврей" - прим. автора) на немецком или слова "жид" по-русски). Второй важной мерой по идентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (его называли "лата") являлись двумя основными формами опознавательных знаков, нашивавшихся на одежду. Типичной также была нарукавная повязка белого цвета с вышитой голубой шестиконечной звездой или надписью на немецком языке "jude".