Смекни!
smekni.com

Хроника классовой борьбы в Эстонии (стр. 4 из 15)

21 февраля 1918 г. Я. Анвельт получил телеграмму за подписями Ленина и Сталина:

«Двинуть части против врага и опрокинуть его. Если это трудно сделать, испортить все дороги, произвести ряд партизанских набегов с тем, чтобы не дать врагу укрепиться на материке. Просим этот наш приказ провести в жизнь неуклонно. Ответ исполнения сообщите».

Исполком Советов, Эстляндский комитет РСДРП(Б), военная коллегия решили сформировать крупный отряд и двинуть его навстречу наступающей колонне немцев.

22 февраля Ленин вновь запросил Таллин о последних данных разведки и потребовал усилить меры по отпору врага. В тот же день эшелон красногвардейцев направился к станции Кегель(Кейла). Отряд в 400 бойцов был сформирован в страшной спешке, военную подготовку имели далеко не все.

Около двух часов дня 23 февраля авангард немецкой колонны наткнулся на отряд красногвардейцев, который встретил врага огнем. Среди немцев начался переполох, но тут неожиданно появились основные силы немецкой колонны. Времени, чтобы подготовиться к бою, у красногвардейцев не было, почти все пулеметы остались на станции. И все же отряд вступил в неравный бой. По мере того, как подтягивались и вступали в бой основные силы немцев, их перевес возрастал. Они обрушили на красногвардейцев пулеметный огонь.

Немцы никак не ожидали встретить столь сильное сопротивление. Отряд рабочих сдерживал натиск регулярных войск в течении нескольких часов.

Теперь немцы продвигались медленнее, опасаясь вновь напороться на новые отряды красногвардейцев. Но встречали на своем пути лишь слабые заслоны – в распоряжении Военной коллегии резервов больше не было.

Едва весть о поражении под Кейла достигла Таллина, началась паника. Солдаты старой армии, боясь попасть в плен, с боем брали вагоны, срывая очередность эвакуации. Красногвардейцы с трудом и подчас безуспешно водворяли порядок.

К 23 февраля германские войска вышли на подступы к Таллину.

В ночь на 24 исполком краевого Совета заседал непрерывно. Начало светать. Из центра города доносились винтовочные выстрелы. Контрреволюция подняла голову и стреляет из-за угла в рабочих, спешащих в Гавань. Четыре тысячи красногвардейцев посадили на корабли, а остальных сколько смогли, отправили поездом в сторону Нарвы.

В Таллине не оставлен в подполье даже партийный центр. Раньше об этом не подумали, верили, что в Брест – Литовске со дня на день будет заключен мир и оккупация не коснется материковой Эстонии, а когда немцы возобновили наступление было не до этого.

Воспользовавшись кратковременным безвластием – советские власти эвакуировались, а немецкие войска еще не заняли город, буржуазные политиканы поспешили объявить «независимую Эстонию». Вступив в Таллин, оккупанты «прикрыли» эту республику, а ее учредителей посадили за колючую проволоку. Ведь вместе с германскими оккупационными войсками вернулись в свою вотчину и остзейские бароны…

После занятия Таллина здесь было расстреляно несколько сотен рабочих и матросов. Немцы, вспомнив свое многовековое господство в Прибалтике, не признавали даже местное буржуазное самоуправление. Территория Эстонии была разделена на округа (бецирки), подчинявшиеся немецкому командованию (генерал Зекендорф, генерал Папритц), бургомистром Таллина стал немец Э. Дехио, официальным языком объявлен немецкий (эстонский был изгнан из школ и делопроизводства). Среди 52 делегатов съезда “представителей населения Эстляндии” (ландесферзаммлунг) 9.4.1918 г. было лишь 19 эстонцев. Оккупанты запретили даже произносить вслух «Эстонская республика».

В конце февраля в связи с германской интервенцией Советское правительство Эстонии вынуждено эвакуироваться. Советская власть в Эстонии уничтожена штыками германских империалистов.

Оккупанты, помещики и «Омакайтсе» (добровольная полицейская организация) сразу начали свою «работу». В первые же дни в Тарту расстреляно около 150 человек, в Раквере -18. В Выру повешен весь исполком Совета, в Пайде и Лохусуу тоже. В течении 2-3-х недель убито около 400 человек, брошено в тюрьмы свыше 5 тысяч. Во всю действуют военно–полевые суды.

Буржуазные эстонские националисты добились у оккупационных властей разрешение на создание дивизии, основой которой стали эстонские национальные части, сформированные при Керенском. Дивизия включена в состав немецких войск.

Весна. Немецкие оккупанты и эстонские белогвардейцы выкопали прах погибших бойцов революции: М.Айтсама, Р. Имберга и Ю.Кальмуса, и сравняли могилу с землей.

Март. В Таллине возобновила свою деятельность коммунистическая организация. Вскоре восстановлен Таллинский комитет партии(И. Куппар, Ю.Шютс, Ю. Типпо, Ю. Аласоо и др.) Комитет приступил к созданию своей нелегальной типографии.

1 марта на мызе Орина по доносу местных пастора и барона был повешен руководитель парткомитета Ярва-Яани Я. Паллок и расстреляны девять мызных рабочих. Через несколько дней в Пайде были злодейски убиты председатель Ярваского уездного исполкома Я. Ярвекульг и восемь сельских активистов. В Выру интервенты казнили председателя уисполкома Ф. Лээгена и членов УИК А. Сээдера и К. Кальмуса, в Йыхви — председателя Ийзакусского волисполкома П. Пээпа и нескольких советских активистов. В Ряпине были убиты восемь человек, в Раквере — девять, в Тапе казнили 15-летнего сына кузнеца Сууркиви с мызы Орина.

3 марта 1918 г. в Брест-Литовске заключен мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой. По договору Россия отказалась от прав на Эстляндию уже 3 марта 1918 года.

Статья VI договора гласит:

"Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. (…) Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны".

Хотя заключен Брестский мир. Немцы в ряде мест продолжали наступление. Все еще шли бои западнее Нарвы. Местные красногвардейцы вместе с отрядом моряков оказывали врагу упорное сопротивление, но вынуждены были отойти.

В Киле началось восстание матросов, послужившее прологом к Ноябрьской революции в Германии.

4 марта. Утро. Немцы заняли Нарву. Отступившие из Юрьева, Везенберга и Нарвы отряды эстонских красногвардейцев сосредоточились в Ямбурге.

Начались преследования, аресты и заключения в тюрьмы большевиков, деятелей рабочего движения, тех, кто открыто выказывал недовольство появлением немцев. По городу был объявлен комендантский час. Из учреждений, где делопроизводство частично перешло на немецкий язык, увольнялись нелояльно настроенные эстонцы и русские. Городское население буквально голодало. Прекратилось снабжение продуктами первой необходимости. Крестьяне ничего не доставляли на базар, так как везти было нечего, - немцы реквизировали по деревням скот, хлеб, сельскохозяйственные продукты. Нарвские мануфактуры прекратили продажу своих изделий. Производственные станки целиком вывозились в Германию. Многие семьи с детьми оказались на улице. Их выселяли, чтобы предоставить жилище немецким офицерам и солдатам.

5 марта в Смольном, на Александровской половине, состоялось заседание исполкома Эстляндского Совета. Речь шла о формировании из Таллинских красногвардейцев Эстонского отдельного коммунистического батальона Красной Армии.

Июль. Москва. 2-я конференция эстонских секций РКП(б). конференция призвала всех трудящихся – эстонцев, проживающих в Советской России, вступить в эстонские национальные части Красной Армии. Создан Совет эстонских стрелков во главе с Я. Сихвером.

Апрель. Стала выходить газета «Коммунист» - сначала её печатали в Петрограде и по нелегальным каналам отправляли в Эстонию. А в подпольной типографии, которую пустили к лету, печатались листовки, воззвания.

12 апреля “объединенный ландесрат” провозгласил создание “независимого Балтийского герцогства”... в персональной унии с Пруссией.

Совет прибалтийских земель (объединенный ландесрат Лифляндии, Эстляндии, города Риги и острова Эзель) из 58 делегатов объявил о создании «Балтийского герцогства», в состав которого вошло также герцогство Курляндское. Совет объявил об отделении Эстонии и Латвии от России и установлении персональной унии «Балтийского герцогства» с Пруссией. Правителем этого «государства» стал принц Генрих Гогенцоллерн, брат Вильгельма Второго. Были запрещены все партии, профсоюзы и общественные организации, закрыты газеты и журналы. Единственный официальный язык для делопроизводства и обучения в школах – немецкий.

Тартуский университет в Эстонии объявлен немецким. Оккупанты вывозили из страны все мало-мальски ценное – вплоть до древесины и чернозема. Доходило даже до вывоза в Германию рабочей силы. Ущерб нанесенный Эстонии в годы первой немецкой оккупации превысил 190 миллионов рублей золотом.

1 мая коммунистическая организация провела в Таллине всеобщую политическую забастовку.

Была восстановлена парторганизация в Нарве.

Сентябрь. В Таллине под руководством коммунистов состоялась всеобщая забастовка. Все чаще в баронских мызах бастовали батраки.

Сформирован партийный центр – Центральное бюро коммунистических организаций оккупированных областей(представители Польши, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии). В начале октября 1918 г. Центральное бюро выпустило воззвание ко всем рабочим и крестьянам оккупированных областей: «Товарищи, готовьтесь к бою!... к борьбе за установление тесного и братского союза с рабоче-крестьянской Российской Федеративной Социалистической Советской Республикой!» На местах приступили к созданию ВРК.