Реферат
по экономической истории
на тему:
«Царский период развития Римской империи»
Выполнила: студентка 1го курса
специальности финансы и кредит
экономического ф-та ПетрГУ
Лобанова Ю. В.
Содержание
1. Введение……..………………………………………………………..……..3
2. Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей………………………………………………………………………...6
3. Хозяйственная (экономическая) жизнь общины…..……………………..9
4. Духовная жизнь и культура римского общества…………….………….10
5. Заключение………………………………………………………...……….17
6. Билиография………………………………………………………..……...18
Введение
Рим возник в области Лациум, на левом холмистом берегу реки Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море. В IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н.э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н.э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом. Так, в конце 7 в. до н.э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с г. Альбой-Лонгой.
По археологическим данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н.э. Ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах – Капитолии, Авентине, Квиринале и др. В 8 веке до н.э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов.
Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Основание Рима эта традиция связывает с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей. Согласно этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертоного Анхиза, каким-то образом уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал. После продолжительных странствований он прибыл к берегам Лация, где в то время правил Латин, царь местного племени. Он принял Энея и затем выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея его сын Асканий стал править в городе, названном Альбу Лонгу. Существует и другой вариант данной легенды, по которому Асканий являлся сыном Энея и Лавинии (в других интерпретациях легенды Асканий именуется Юлом). Спустя несколько поколений после Аскания царем в городе стал Нумитор. Но его свергнул Амулий. Он отдал дочь Нумитора в жрицы, которые обязаны были дать клятву безбрачия, но Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть, а ее детей было приказано бросить в реку. Но рабы, которым было поручено это сделать, оставили корзину с младенцами на мелком месте. На их плач прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел пастух царя, фаустул. Он принес их домой, отдав на воспитание жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Спустя какое-то время тайна происхождения братьев раскрылась. Они убили Амулия и восстановили на трон прежнего царя- Нумитора. Сами же они решили основать город в тех местах, где былы найдены. Стех пор римляне стали называть этот город Римом, или Roma, в честь имени Romulus. Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.
В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.
Согласно традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он устроил убежище для беглецов.
Три племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов, состоявший из 100 «отцов». Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.
Римская традиция сохранила имена семи царей:
Ромул и Рем
Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)
Тулл Гостилий
Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)
Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)
Люций Тарквиний Гордый(сын Люция Тарквиния Приска)
Сервий Тулий
Лишь некоторые предания о них содержат исторические сведения, в частности, предание о правлении Тарквиниев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до н.э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании. Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии.
Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.
Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народное собрание. Оно собиралось по куриям, или куриатным комициям. На них принимались или отвергались нововведения, законы, избирался царь. Это собрание могло принимать решения по поводу ведения войны, а также решало вопросы, касающиеся смертных приговоров граждан общины. По своей значимости, царь находился почти на одном уровне с сенатом и народным собранием. По сути, римские цари не обладали полным спектром власти, не являлись самодержавцами, не смотря на то, что в их руках сосредотачивалась власть военачальника, судьи и верховного жреца. Народное собрание считалось высшим органом общины. Принимать в нем участие могли лишь мужчины-воины. Таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооруженного народа.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что данный род представлял собой сплоченный коллектив, члены которого были связаны друг с другом общим происхождением, собственностью на землю, а также традициями и обычаями.
С течением времени в римском обществе начинают формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождается частная земельная собственность отдельных ее членов – квиритов. Рабы были в основном из числа военнопленных. Но в целом рабство еще не получило большого развития. Оно носило примитивный патриархальный характер, причем рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве
Затем на территории, которая исконно принадлежала родам, начали появляться люди, не входившие ни в один из них. Это были либо освобожденные рабы, либо их потомки, а также чужеземцы, торговцы, ремесленники, насильственно переселенные из покоренных городов или же те люди, которые были изгнаны за нарушение родовых обычаев. Таких пришлых людей называли плебеями. Население, жившее родами называлось патрициями. Они, по сравнению с плебеями, были полноправными членами общины. Таким образом, на территории Рима складываются две совершенно разных группы населения- плебеи и патриции, а также начинает развиваться новый тип отношений - между патронатом и клиентэллой.
Существует «комплексная теория» о происхождении сословий, существовавших на территории римской империи, обобщающая выше сказанное:
патриции представляли собой полноправный «римский народ» и являлись коренным гражданством
патриции состояли в непосредственной связи с клиентами, которые в свою очередь получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они обязаны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять разнообразные работы
плебеи не являлись членами родовой общины, не имели доступа к общинной земле и были лишены всех прав, касаемых политики
патриции превратились в замкнутую группу знати, которая противостояла широкой массе плебеев.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором – 75.000 ассов;
- в третьем – 50.000 ассов;
- в четвертом – 25.000;
- в пятом – 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» – proletarii – от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.