Господь поразил вашего главного самозванца Патр. Сергия к вразумлению вас всех, а вы не вразумляетесь, а наипаче вразумляетесь к гнусным сатанистам, если вы не остановитесь, не пойдете истинным путем, то ожидайте – всех вас скоро Господь поразит. Много имею в душе говорить к вам, но слава Богу за это, что господь открыл к вразумлению вашему поговорить с вами».
По видимому анонимка является как непосредственный ответ на проповедь Архиепископа Варфоломея 22 июня в 3-ю годовщину Отечественной войны, произнесенную им после богослужения и на многолетия т. Сталину, провозглашенное в церкви.
Подлинник анонимки передан органам УКБ».
Карандашная запись на докладной: «Такие вещи перепечатывать в докладной не следует. Надо лишь отметить о факте появления такого злобного антисоветского документа. Он подлежит передаче в органы НКГБ».
Приведенная анонимка ни в коей мере не отражала общих настроений священнослужителей и верующих в году войны. Патриотические настроения, разумеется, были преобладающими и повсеместными. Многие священнослужители находились в действующей армии. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) служил в действующей армии с октября 1941 г., был награжден медалью «За боевые заслуги» и грамотой маршала Советского Союза Л.А. Говорова.
Среди священнослужителей был и кавалер солдатского ордена Славы трех степеней. Это – заштатный дьякон храма в с. Бровары (Киевская епархия) Борис Крамаренко.
Орденом Славы третей степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» был награжден протоиерей Стефан Козлов, бывший пулеметчик, клирик храма Александра Невского в Ленинграде.
Нельзя не отметить службы в рядах Красной Армии и женщин-христианок (монахинь). Монахиня Серафима (Зубарева) была военным врачом на 3-м Украинском фронте. Ее боевой путь прошел через Болгарию, Румынию, Венгрию. Была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Медсестра монахиня Антония (Жертовская) участвовала в боях под Ростовом и Харьковым. Награждена медалью «За боевые заслуги». Игуменья Анатолия (Букач) в годы войны была настоятельницей Одесского Михайловского монастыря. Вместе с сестрами активно помогала армии продовольствием, медикаментами, теплыми вещами. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Православное духовенство принимало активное участие в партизанском движении. В Шполянском районе Киевской области оказывал помощь одному из партизанских отрядов священник Свято-Покровской церкви Г. Иванюк. В сообщении священника Алексея Романушко из Полесской епархии патриаршему местоблюстителю Алексию осенью 1944 года указывалось, что число священников сократилось более чем на половину в связи с расстрелами многих из них немцами за содействие партизанам. В этом же послании он рассказал о своей работе с партизанскими отрядами с 1942 по 14 июня 1944 года, предоставив соответствующее удостоверение и высокий отзыв о своей работе от командования партизанским движением.
Прозвище «партизанского попа» получил настоятель Успенской церкви Дрогочинского района в Гомельской области отец Василий (Копычко). За свою патриотическую, подвижническую деятельность В.Д. Копычко был награжден медалью Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Как и среди других слоев населения, среди духовенства оказались коллаборационисты, пошедшие на измену родине и услужение немцам. С августа 1941 по весну 1944 года на территории оккупированной части Ленинграда, части Калининской областей, считая Великие Луки, в Новгородской и Псковской областях действовала так называемая «Православная миссия в освобожденных областях России». Во главе миссии стоял митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), начальником управления миссии был протоиерей Кирилл Заяц.
Среди белорусских автокефалистов особым рвением выделялся Архиепископ Филофей (Нарко). Он «благословил» коменданта Могилева, выгнавшего 6 тыс. женщин, стариков и детей на берег Днепра, чтобы они заслонили своими телами наступающие часты Красной Армии. Он же «благословил» немецкое командование, погнавшее по заминированному полю сотню жителей Могилева, чтобы расчистить путь немецким войскам.
На позиции предательства и измены встала незначительная часть духовенства и верующих. В годы войны Русская православная церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага. В тогдашней официальной политике известное расширение деятельности религиозных общин и духовенства стало возможным как вследствие инициативы самих верующих и возрождения религиозных чувств в обстановке чрезвычайных испытаний, так и в результате осознания высшим руководством страны необходимости известного раскрепощения духовных сил народа в целях мобилизации всех его ресурсов на нужды войны.