Смекни!
smekni.com

Чеченская война (стр. 4 из 5)

И здесь на военно-политической арене появился новоиспечённый секретарь Совета безопасности России А. Лебедь, наделённый к тому же полномочиями председателя Президента РФ в Чеченской Республике. Александр Иванович прибыл в тот момент, когда, по сути, решалась судьба всей чеченской кампании. Профанация чеченской кампании достигла своего апогея. Боевиков и на этот раз не удалось добить. Уже через несколько дней после приезда Лебедь подписал с А. Масхадовым в Хасавьюрте соглашение «О неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики», которое по сути своей было не более чем пропагандистским блефом и которое сразу же стало грубо нарушать чеченская сторона. Войска, поспешно погрузившись в военные эшелоны, покидали пределы Чечни. В декабрьские дни 1996 года последние части федеральной группировки были выведены из республики. Самопровозглашённая Ичкерия приступила к созданию своих регулярных вооружённых сил. «Независимость» де-факто закрепили состоявшиеся с согласия Москвы президентские выборы 27 января 1997 года, на которых один из лидеров чеченских боевиков А. Масхадов получил большинство голосов избирателей...

НИ ВОЙНЫ, НИ МИРА

Хасавюртовские соглашения ещё сильнее затянули узел кавказских проблем. Ставя свою подпись, А. Лебедь вряд ли мог полагать, что боевики пойдут на разоружение и прекратят свою противозаконную деятельность. Наши воинские части ещё находились на территории Чечни, а лидеры Ичкерии уже приступили к восстановлению своей армии, в диверсионных школах и лагерях разворачивалась подготовка будущих террористов. В середине 1997 года состоялся выпуск в одной из таких школ в Грозном. Перед выпускниками выступил Салман Радуев. Привожу его речь почти полностью, ибо она весьма символична и носит программный характер.

«Братья, сегодня вы выходите из стен нашей школы. Четыре месяца ваши учителя обучали вас искусству диверсий, подкупа, распространения слухов и многому другому. Вы все принимали участие в святой войне за независимость Ичкерии, и не важно, что среди вас не только чеченцы и мусульмане. Ичкерия стала их настоящей родиной, в борьбе, за свободу которой они проливали кровь. Живут они по законам шариата. Они наши братья. Сейчас Москва пытается убедить всех в том, что она подарила нам мир. Я этому не верю, как не верит этому ни Шамиль, ни Аслан, ни многие другие, которые с оружием в руках добывали независимость. Все обещания Москвы о финансировании - не более чем разговоры для дураков. Деньги, переведённые через русские банки, осядут в карманах чиновников. Аслан - молодец. Он водит Ельцина за нос и, наверное, сможет получить деньги на наш национальный банк. А если даже не получит, ничего страшного. Нам русские деньги не нужны. Нам дадут некоторые европейские страны, а также Пакистан, Афганистан и Иран. От них мы получим и деньги, и оружие, и технику, чтобы вооружить нашу армию. Да и среди высших русских чиновников много таких, которые готовы нам продать оружие, продукты, обмундирование...

Наши требования: - полная политическая независимость Ичкерии; -Россия, как проигравшая войну, обязана выплатить контрибуцию, всю до копейки, без всяких условий; с теми, кто в войне поддержал Москву, разберёмся по законам шариата... Уже завтра некоторые из вас приступят к выполнению своих заданий. Ваша задача - сеять смертельный ужас среди тех, кто продал Аллаха. Они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти. Среди всех военных, которые пока находятся на нашей территории, необходимо посеять растерянность и страх. Захватывайте их в заложники и убивайте. Аллах всё простит, а на крики политиков внимания не обращайте - это не более чем шумовая завеса. Особое задание тем, кто осядет в России и соседних государствах. Ваша задача -внедриться во властные структуры, административные и финансовые органы. Ваша задача - дестабилизировать обстановку, экономику и финансы. Создавайте базы, подбирайте людей, ждать много не придется. Если до весны Ичкерия не получит полной свободы и независимости, Мы нанесём удары практически во всех крупных промышленных городах. Три года «независимости» привели республику к катастрофе: у массы людей отняли право на достойную жизнь. Снабжение населения практически прекратилось, школы закрылись, хотя в сёлах оставались преподаватели. Главной мишенью ошалевших от вседозволенности сепаратистов стали «инородцы»: 350 тысяч русских, побросав годами нажитое, покинули Чечню.

За последние годы чеченские бандиты захватили более 100 тысяч квартир и домов, принадлежавших русским, дагестанцам, людям других национальностей. Почти 50 тысяч своих соседей чеченцы обратили в рабство. На гербе самопровозглашённой республики Ичкерия красовался одинокий волк. Он считался на Кавказе самым зловещим хищником, опасным как для своих, так и для чужих. Кровь - его стихия. Волков на кавказских кручах отличает беспощадная жёсткость к человеку. Именно эти качества становятся родовыми для чеченских головорезов, воюющих под «волчьими» знамёнами.

ВАХХАБИЗМ

В ночь с 21 на 22 декабря 1997 года вооружённые боевики совершили дерзкое нападение на военный городок мотострелковой бригады, дислоцированной в Буйнакске. Нападавшие (по разным источникам их насчитывалось от 40 до 60 человек) действовали группами по 8 - 10 человек, имели на вооружении гранатомёты, пулемёты, автоматы. Бдительность проявили часовые на постах, первыми принявшие на себя огонь. Бой длился более часа. Под утро бандиты, стали отходить. Бандиты у блокпоста захватили в заложники пятерых местных милиционеров. Потом пересели в захваченный ими рейсовый автобус с пассажирами и попытались прорваться в Чечню. Банда разделилась на две части. Основная, используя горную местность и сильный туман, ушла в Чечню, другая скрылась в горах. Чечня всё больше превратилась в своеобразный инкубатор по выращиванию ваххабитов. Их представители укрепляли свои позиции во власти. А те всё активнее расширяли зоны своего влияния на приход к власти в Дагестане и ряде других северокавказских республик. В многонациональном Дагестане ваххабиты появились после первых массовых паломничеств местных мусульман к святым местам в Мекке и Медине. Община «чистых мусульман» росла как на дрожжах. На долларовых «дрожжах» из Саудовской Аравии - государства, где ваххабизм является официальной идеологией. Ваххабизм был назван в народе «долларовым исламом». Наибольшее распространение ваххабизм получил в Кизилюртовском районе, где располагался крупнейший в России центр «долларового ислама» -«Центральный фронт освобождения Дагестана». Они были прекрасно технически оснащены, имели спутниковую связь, склады с боеприпасами и оружием, издательство, специализирующее на выпуске антирусской и антиармейской литературы.

Вот цитата из обращения «Центрального фронта»:

«О братья - мусульмане! Если мы сейчас не изгоним русских собак из своей территории, то можем потерять наш народ навсегда, как это случилось в других республиках, где побывали эти русские сволочи... Мы решили идти путём джихада, и перед нами два пути: или победа, или шахадат». Успешное завершение объединение двух соседних республик позволяло не только выйти из «союзнических планов», но и упразднить деятельность мкхабистких организаций. В этом случае для развития экономики чеченцам нужна была не только дешёвая рабочая сила из даргинцев, лезгин, русских, но и бесперебойно работающая нефтяная труба. Так что действия чеченских сторонников ваххабитов были последовательны и логичны.

В общем, на Юге России были созданы все условия для распространения ваххабизма по всему Кавказу. Всё было готово для войны.

СНОВА В ПОХОД

Вначале августа 1999-го ваххабиты, чеченские боевики и наёмники вошли в сёла Ботлихского района Дагестана. В 1994 - 1996 годах в этих селениях нашли пристанище убежище от войны чеченцы. Основную массу боевиков составляли арабы, выходцы из Средней Азии, было несколько чернокожих и снайперша из Прибалтики. Сложилось критическое положение: органы правопорядка проявляли нерешительность и без приказа «сверху» не собирались давать жёсткого отпора. Видя это, лидеры Общественного движения Дагестана собрали отряды народного ополчения для защиты конституционного строя в республике. Ополченцев поддержало местное духовенство. Федеральный центр в лице тогдашнего министра внутренних дел Сергея Степашина рассматривал сложившуюся ситуацию как угрозу масштабной гражданской войны. В довершение всего - неожиданный «визит доброй воли» С. Степашина в Карамахи и Чабанмахи, да ещё с двумя самолётами гуманитарной помощи, ваххабиты расценили это прежде всего как слабость Москвы. Прежнее заигрывание, замирение ваххабитов Кадарской зоны ни к чему хорошему не привело. Пришлось всё же прибегать к силовым методам. Операция началась ещё 28 августа 1999 года, готовилась и проводилась в основном силами МВД. План операции был упрощённым, явно недооценивалась реальная сила бандформирований, методы действий республиканской милиции и подразделений внутренних войск были неадекватны. В общем, за пять дней операции федеральные силы не добились значительных успехов, завязли в неэффективных перестрелках, потеряли, в конце концов, наступательный порыв, сникли.