Проведение новой экономической политики Коммунистическая партия начала с восстановления сельского хозяйства, суть которого лежала в подъеме индивидуальных хозяйств.
Начиная с 1923/1924 хозяйственного года[5] был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот налог взимался частично продукцией, частично—деньгами. Позже, после проведения денежной реформы, единый налог приял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше размера продразверстки, причем его основная часть была возложена на зажиточное крестьянство.
Большую помощь в восстановлении сельскохозяйственного производства оказали государственные мероприятия по улучшению агрикультуры, массовое распространение сельскохозяйственных знаний и улучшенных приемов ведения земледелия среди крестьян. Среди мер, направленных на восстановление и развитие сельского хозяйства в 1921-1925 гг., важное место занимала финансовая помощь деревне. В стране была создана сеть районных и губернских обществ сельскохозяйственного кредита. Ссуды предоставлялись маломощным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам и середнякам для приобретения рабочего скота, машин, орудий, удобрений, для повышения породности скота, улучшения обработки почвы и т.п.[6]
В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах. Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников, при этом, однако, устанавливались большие ограничения[7].
В ходе проведения этих преобразований сельскохозяйственное производство заметно увеличилось. В 1925 году общие посевные площади страны практически достигли довоенного уровня, увеличилось производство продукции земледелия и животноводства.
Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой[8]. Так, в сельском хозяйстве этими формами кооперации к концу 1920-х годов было охвачено больше половины крестьянских дворов.
К началу восстановительного периода товарные отрасли земледелия испытывали наибольший упадок, мелкие крестьянские хозяйства имели не специализированный, а универсальный характер. В связи с этим прежде всего возникла универсальная кооперация, которая обслуживала все рыночные нужды крестьянского хозяйства—сбыт всех видов сельскохозяйственной продукции, снабжение различными орудиями труда, а также осуществляла агрикультурное обслуживание и первичную обработку сельскохозяйственного сырья. Следующим видом кооперации были кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кредитная кооперация явилась формой соединения государственной помощи с инициативой широких крестьянских масс. Бедняки и середняки очень часто не могли восстановить свои хозяйства без использования кредита. Кредитная кооперация оказывала им такую помощь и спасала от кулацкой и ростовщической кабалы[9].
Промышленность переживала трудные времена, значительная часть предприятий была разрушена или закрыта во время гражданской войны, заметно сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их качественный уровень. Восстановление промышленности шло с большим трудом. Хотя некоторые показатели к 1925 году были выше уровня 1913 года (это относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности), общий объем промышленного производства составлял 75,5% от уровня 1913 года. Требовались радикальные перемены для ликвидации многочисленных проблем в промышленности[10].
В.И. Ленин отмечал, что в области промышленности необходимо уделить самое серьезное внимание восстановлению тяжелой промышленности. Он предлагал при планировании восстановительных работ в первую очередь обеспечивать сырьевыми, топливными и продовольственными запасами крупные фабрики и заводы.
С переходом к нэпу был дан импульс развитию частнокапиталистического предпринимательства. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования. В промышленности сфера деятельности частника в основном ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда[11].
Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на местах, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями.
Было денационализировано небольшое количество государственных предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия с числом занятых не более 20 человек. К середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20-25% производства промышленной продукции.
Одним из признаков нэпа являлось развитие концессий, особой формы аренды, т.е. предоставление иностранным предпринимателям права эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Концессионная политика преследовала цель привлечь в экономику страны иностранный капитал. Проведение этой политики поручили Л.Д. Троцкому, который в 1925 году возглавил Концессионный комитет. Арендные и концессионные предприятия возродили государственно-капиталистический уклад экономики. Ленин рассматривал госкапитализм в качестве ближайшего союзника социалистического (государственного) уклада в новой предстоящей борьбе с мелкотоварным хозяйством[12].
Имеются данные о том, что до 95% советских промышленных предприятий получали в 1920-е годы западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными партнерами[13].
Из всех отраслей промышленности за годы восстановительного периода наибольших успехов достигло машиностроение.
Страна приступила к выполнению ленинского плана электрификации. Выработка электроэнергии в 1925 году была выше в 6 раз по сравнению с 1921 годом и значительно выше уровня 1913 года.
Металлургическая промышленность сильно отставала от довоенного уровня, в этой области предстояло проделать очень большую работу.
Постепенно восстанавливался железнодорожный транспорт, сильно пострадавший во время гражданской войны.
Быстро восстанавливалась легкая и пищеваяпромышленность.
Таким образом, в 1921-1925 гг. советский народ успешно решил задачи по восстановлению промышленности, увеличился выпуск продукции.
Большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам.
Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий.
В связи с этим преобразованием ВСНХ, потерявший большинство своих полномочий, и прежде всего право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр.
Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов[14].
Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.
Развитие торговли было одним из элементов государственного капитализма.
В.И. Ленин Расценивал торговлю как единственную возможную форму связи между десятками миллионов земледельцев и крупной промышленностью. При помощи торговли необходимо было обеспечить экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней, без которого невозможна нормальная хозяйственная жизнь общества[15].