Смекни!
smekni.com

Экономическое могущество США после Второй мировой войны (стр. 2 из 4)

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче­видно, что для поддержания расширенного воспроизвод­ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас­штабного дорожного и жилищного строительства, в соот­ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи­тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Таким образом, в течение первого послевоенного деся­тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра­ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос­левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста­новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер­жав и "холодной войны".

В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог­рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея "доб­ровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук­цию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по­литики стало сокращение расходов федерального прави­тельства. Была заморожена заработная плата государствен­ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некото­рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюн­ктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.

Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы­ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что выз­вало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.

Инфляция стала подлинным бичом американской эконо­мики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше все­го страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повыше­ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы "бегство от денег". Богатые американцы вкладывали деньги в недви­жимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли про­центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе­ния сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низ­кооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци­альному страхованию исчислялись на основе индекса про­житочного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Ма­лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная спо­собность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен ка­зался безостановочным.

В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая фи­нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительс­тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы­сокой отметки — 18 %, среднегодовой индекс потреби­тельских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сба­лансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста­вил 59,6 млрд дол.

К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы амери­канской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ­водстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борь­ба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.

Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен­тство американские историки назвали "бесцветным", а са­мого президента — "автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца".


2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры­ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы­лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва­тивным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республи­канской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов нео­консервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис­тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд­шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали­зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но­вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требова­ли и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подо­ходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездей­ствовали 30 % производственных мощностей в обрабаты­вающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической про­мышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.

Сокращение налогов стало первым шагом экономичес­кой политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения нало­гов увеличатся инвестиции в производство, что создаст но­вые рабочие места, увеличит национальный продукт и, сле­довательно, правительство получит большой налоговый до­ход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута прог­рамма "нового федерализма". Согласно этой программе раз­делялись функции федеральных, штатных и местных орга­нов власти. Правительства штатов должны были взять на се­бя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на пита­ние, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы бы­ли отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейга­на инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдер­живания денежных средств. Несколько снизились процен­тные ставки, облегчив финансирование покупок домов и ав­томобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрача­лась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана — сокра­тить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоход­ные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — остава­лись неизменными и во время второго срока его пребыва­ния в Белом доме.