Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Таким образом, в течение первого послевоенного десятилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни страны, что особенно проявилось в период реконверсии и послевоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста становятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих держав и "холодной войны".
В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную программу. Одним из ее главных компонентов стала идея "добровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продукцию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной политики стало сокращение расходов федерального правительства. Была заморожена заработная плата государственных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некоторому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюнктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Были санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что вызвало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.
Инфляция стала подлинным бичом американской экономики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше всего страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повышения цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы "бегство от денег". Богатые американцы вкладывали деньги в недвижимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли процентные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличения сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низкооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по социальному страхованию исчислялись на основе индекса прожиточного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Малоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная способность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен казался безостановочным.
В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая финансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительстве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки — 18 %, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борьба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.
Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президентство американские историки назвали "бесцветным", а самого президента — "автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца".
2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название "рейганомики".
"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической промышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.
Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.