Индивидуальные рыболовы ловили рыбу на удочку на малых реках и озерах. Леска делалась из конского волоса или крученной нити, поплавки – из дерева или гусиных перьев; использовались костяные, каменные и металлические крючки, каменные и глиняные сверленные грузы, а также блесны и жерлицы различной формы. Наилучшие результаты давало применение крючков с жальцем. Иногда для ловли щук, осетров и других крупных рыб использовали сило – укрепленную на конце удилища петлю.
В товарном рыболовстве использовали различные плетенные узелковые сети, долбленные и др. весельные или парусные лодки и суда. Длинные сети-неводы применялись в XI-XII вв. в полесских городах Турове и Пинске. Такой способ лова в дальнейшем стал одним из факторов уменьшения численности популяций рыб, их видового разнообразия и размеров.
При ловле на малых водоемах использовали вершу (буг, топтуха, котец) – плетенную из лыка, лозы, прутьев или лучин рыболовную снасть; реже –бредни (бредник, бродень), саки, плетенные волокуши, слабницы и другие снасти. Обычно верша (решетчатая корзина) имела овальную или угольную форму, размер – мог достигать 1 м. и более, она погружалась в речную или озерную воду на длительное время с поплавком и грузом или привязывалась к местным предметам. Ее устанавливали в узких речных или озерных протоках или вблизи мест кормления, миграции, укрытия рыбы. Такой способ был известен с глубокой древности у разных народов.
Иногда ловили и охотничьм способом – перегораживали протоки или выходы из мест укрытия, а затем с помощию шумовых и двигательных эффектов выгоняли рыбу из естественных укрытий (зарослей водной растительности) и загоняли ее в верши или сети.
Для ловли крупных рыб и морского зверя использовали гарпуны и остроги, снабженные одним или несколькими игловидными остриями (с жальцем или без него).
Берега рек, озер, острова и другие пригодные для рыболовства места (ловища) могли находиться в собственности феодалов; за пользование ими платили оброк. Монастыри старались получить в собственность рыбные угодья, чтобы обеспечить свою братию необходимым запасом рыбы на время Великого поста.
Пойманную рыбу готовили и употребляли в пищу сразу, а также солили и сушили, что позволяло сохранять ее несколько месяцев; встречаются упоминания о копчении.
Промысел моржей был известен с глубокой древности – за ним охотились в Белом море и на Шпицбергене (Груманте), а также на Новой Земле и других островах полярных морей. Моржей промышляли весной, летом и осенью в открытом море, на льдинах, низменных берегах островов и материка. Он ценился за сало, кожу и, главное, за рыбную кость, или зуб, пользовавшуюся большим спросом у местных и иностранных купцов.
Кожа моржа употреблялась для изготовления подкаретных рессорных ремней и гужей для хомутов. Из ее обрезков варили клей. В Новгородской земле этими товарами торговали уже в начале двенадцатого века. «Рыбий зуб» был известен новгородцам по крайней мере с рубежа X-XI вв., из этого редкого и дорогого материала наряду произведениями средневекового декоративно-прикладного искусства, вырезали и вытачивали ряд бытовых изделий: пуговицы, бусы, гребни и рукоятки ножей, навершия плетей, игральные кости и фишки, печати.
Меньшее значение имел китовый промысел – в составе даней, которые коренное население Беломорья (чудь и лопари) еще в IX в. платили Новгороду, упоминаются и шкуры белух. Самым древним, распространенным и популярным у поморов, был тюлений промысел.
Для промыслов древние поморы использовали: гарпуны, спицы (копья или рогатины), окованные дубинки; в море они выходили на беломорских лодьях.
10.НАЛОГИ
Первоначальное установление даней присходило в результате окняжения отдельных земель и территорий, которое могло происходить разным путем и включало элементы государственного устройства и управления; чем – заметно отличалось от военных предприятий – походов, преследующих целью получение военной добычи путем грабежей или контрибуций. Олег – задолго до падения Каганата – сумел склонить (убедить или принудить) территориальные племенные союзы к уплате дани ему, а не хазарам:
– Посла къ радимичем, рька: “Кому дань даете?” Они же реша: “Козаром”. И рече им Олег: “Не дайте козаром, но мне дайте”. И въ даша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром даяху.
– Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне...
Как видно из вышесказанного «примученные» древляне и покладистые радимичи заплатили в итоге одинаковую дань, т.к. во времена Олега куница стоила примерно один щьляг (дирхем).
Организацией установления и сбора дани с самого начала занимался не только Великий Князь, его воеводы, дружинники и княжеские чиновники (даньщики, черноборцы) – но и местные князья; они получали ее виде полюдного сбора либо извозом; часть этой дани шла в пользу сборщиков (кормовыые и др.). Размер, вид и форму уплаты дани устанавливал князь; иногда она оставалась неизменной в течении десятилетий. В дальнейшем полюдье сохраняло ограниченное значение в XII в. в форме фиксированной денежной повинности.
На начальном этапе Киевской Руси – по мнению ряда авторов – полюдье для части союзов племен носило добровольный характер; оно сопровождалось языческими обрядами, исполнением князем судебных и управленческих обязанностей, и состояло в том, что ежегодно, обычно в зимнее время, князь или его воевода с дружинниками объезжал территорию племенного союза, собирал подати а затем отвозил их в свою резиденцию.
Позднее, в условиях Древней Руси собрать дань со всех земель и транспортировать ее полюдным способом было уже невозможно. По мере феодализации функции погостов отходили к городам и их администрациям и местному самоуправлению, а в некоторых случаях – к княжеским резиденциям. В землях, волостях, городских и сельских общинах и погостах налогами занимались: князья, их администраци и дружины, посадники, старосты и др. В часных индивидуальных хозяйствах за уплату дани отвечали владельцы-производители. Боярские и монастырские владения были освобождены от уплаты ежегодных даней князю.
Князь и его финансовая администрация устанавливали и принимали дань в денежных меховых единицах или в гривнах, иногда брали медом и другими продуктами. Организация сбора и учета даней со времен Олега носила территориальный характер, а после Ольги появились и учетные деления: «уроком», «от дыма, от сохи, от рала», т.е. налогом облагались индивидуальные хозяйства производителей или общины, а не территории в целом.
Из новгородских раскопок происходит ряд находок, позволяющих подтвердить роль погостов не только для развития пушной охоты на Севере, но и при учете даней добывавшихся здесь мехов. Речь идет о трех деревянных замках, служивших, как показал В. Л. Янин, для опечатывания мешков, в которые складывалась пушнина, собиравшаяся для уплаты подати. На них вырезаны географические названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» – названия северных погостов на реках Ваге, Пинеге и озере Лача.
К середине ХII в. различали следующие виды и способы прямого налогообложения населения: дань, полюдье, оброк, повоз, истужница, почестье, вено, городское. Кроме того, существовали торговые пошлины: гостиное, торговое, мыт, перевоз, весчее, предмер, пись, пятно, корчмиты. К числу судебных штрафов и издержек принадлежали: виры, продажи, судебные уроки, пересуд, ротныеуроки, железное.
Выделение к началу XI в. ощепринятой доли расходов на содержание княжеского двора и дружины свидетельствует о развитии финансов. Князь Олег взял 300 гривендани с Новгорода; Ярослав Мудрый, столетием спустя собирал с него же 3000 гривен – из них тысячу он тратил на свою дружину, а остальное отправлял в Киев. Ольга брала 1/3 дани с древлян для своего двора (на нужды ратного строения), сосредоточенного в Вышгороде, а 2/3 шло в киевскую казну. Мстислав Удалой взял дань с чуди и 2/3 отдал новгородцам, 1/3 раздал своему двору. Смоленский князь Ростислав в около 1136 г. получал от своего княжества – более 3000 гривен.
Список литературы
1. Б.А. Тимощук Древности славян и Руси, М., 1988
2. О.Ф. Сидоренко Українські землі у міжнародній торгівлі, К., 1992
3. М.Ф. Котляр Грошовий обіг на території України доби феодалізму, К., 1971
4. В.Й. Довженюк Зелеробство Древньої Руси, К., 1961
5. І.М. Шекіра Київська Русь у міжнародних відносинах, К., 1967
6. В.А. Смолій Феодалізм на Україні, К., 1990
7. В.М. Рычков Формирование территории Киевской земли, К., 1988
8. М.Н. Тихомиров Древнерусские города, М., 1956
9. Б.А. Рыбаков Очерки по истории русской деревни, М., 1967
10. В.Л Янин Денежно-весовые системы русского средневековья, М., 1956
11. М.Н. Тихомиров, Русское летописание, М., 1979., [Происхождение названий «Русь» и «Русская земля»], с. 22-48
12. Н.Г. Тимченко История охоты и животноводства в Киевской Руси, К., 1972
13. Н.Н. Гурина Рыболовсво и морской промысел в эпоху раннего мезолита – раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы, Л., 1991
14. Бырня П.П. «Древности Юго-Запада СССР (I – середина II тысячелетия н.э.), [Процесс градообразования в поднестровье в период раннего средневековья],1991 г.
15. В.Я. Петрухин, Т.А. Пушкина К предыстории Древнерусского города, OCR по История СССР, №4, М.-Л., 1979, стр. 100-112
E-mail Certon@ukr.net