Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие польских земель в первой половине XIX века (стр. 3 из 4)

Иначе обстояло дело с развитием горнометаллургических округов под Краковом и в Тешинской Силезии. Горнометаллургическая промышленность Краковской республики основывалась на добыче каменного угля и гальманина, необходимого в цинковом производстве. В 1817 г. в Серши была впервые применена паровая машина, после 1831 г. были введены другие технические усовершенствования, подготовившие превращение мануфактурных предприятий в фабрики. Вместе с тем в «вольном городе» Кракове существовало широкое ремесленное производство, цеховая организация сохранялась (с некоторыми изменениями) со времен средневековья.

Период существования Княжества Варшавского в целом не был благоприятным для промышленного развития входивших в его состав польских земель. Сказывались разрушительные последствия войн, тяжелым бременем лежали на населении военные поборы, политика континентальной блокады Англии тормозила развитие промышленности и торговли. Военная конъюнктура была выгодной только для производства сукна, которое шло на обмундирование армии.

После образования Королевства Польского на этих землях создались условия для быстрого роста польской промышленности: существенный скачок произошел в 1815—1830 гг. Среди факторов, способствовавших этому, прежде всего следует отметить политику стимулирования развития отечественной промышленности и торговли, проводившуюся польским правительством в годы автономии Королевства Польского, и наличие обширного российского рынка сбыта промышленных товаров.

Первым шагом в деле развития и поддержки промышленности и ремесла были меры по привлечению в Королевство Польское квалифицированных специалистов из-за границы. С 1816 г. иммигрантам предоставлялись различные материальные льготы на местах, в частности выдавались денежные субсидии. Специалисты главным образом направлялись в те районы, которые намечалось превратить в промышленные центры. Приезжали мастера текстильного дела — ткачи, прядильщики и сукноделы, реже ремесленники других специальностей из Саксонии, Силезии, Чехии и Великой Польши, пополнявшие многочисленную группу мелких производителей. Одновременно со специалистами прибывали и неквалифицированные рабочие, преимущественно из польских земель, вошедших в состав Пруссии. Они составляли источник наемной рабочей силы для развивавшейся текстильной промышленности. Общая численность иммигрантов определялась приблизительно цифрами от 30 тыс. до 250 тыс. человек.

Курс на стимулирование развития промышленности Королевства Польского включал ликвидацию цеховых регламентации, государственное финансирование промышленного производства и помощь предпринимателям в организации сбыта готовой продукции. Наряду с этим власть активно поддерживала свободных ремесленников, не входивших в цехи. Усилия правительства были направлены на развитие двух отраслей промышленности — текстильной и горнорудной.

В 1815—1830 гг. в текстильной промышленности наблюдался переход от мелкотоварного производства к мануфактурам и первым фабрикам. Основной ее отраслью была шерстяная промышленность, главным образом сукноделие. Его продукция шла как на внутренний рынок (армейское сукно и грубое сукно для крестьянской одежды), так и на внешний: польское сукно беспошлинно вывозилось в русские губернии и в Китай. Создание текстильной промышленности в Королевстве Польском положило начало развитию капиталистического фабричного производства. Все ее отрасли развивались на базе наемного труда. Однако мелкотоварное ремесленное производство продолжало оставаться важнейшим элементом производственной структуры.

Крупной отраслью промышленности в Королевстве Польском было горное дело, которое преимущественно взяло в свои руки государство. 1816-1830 годы стали периодом технического переоборудования горной и металлургической промышленности: начали применять паровые машины, механизировались отдельные процессы добычи и производства, появились первые фабрики; зарождалась каменноугольная промышленность. В результате переоборудования горнопромышленного комплекса Старопольского бассейна возникли новые крупные комплексы железорудных предприятий по рекам Каменной, Чарной и Бобжице.

Поражение восстания в 1831 г. не смогло серьезно затормозить рост промышленности в Королевстве, хотя ликвидация государственной поддержки и установление таможенных барьеров на границе с российскими губерниями повлияли на его темпы и отраслевую структуру промышленности. Из-за отмены выгодных для Королевства таможенных тарифов значительно пострадало производство шерсти.

В целом ко второй половине XIX в. картина развития промышленности и ремесла в Королевстве Польском представлялась весьма пестрой. Государственные горнодобывающие и металлургические мануфактуры, основанные на полуфеодальных методах эксплуатации, сосуществовали здесь рядом с помещичьими мануфактурами, базировавшимися на применении как наемной рабочей силы, так и труда зависимых от них крестьян, а также чисто капиталистическими фабриками и мануфактурами, утверждавшимися в металлообрабатывающей, машиностроительной и текстильной промышленности. Картину дополняло засилье мелкого ремесленного и кустарного производства, лишь небольшая часть которого была охвачена рассеянной мануфактурой капиталистического типа.

Переходный характер производственных структур был характерен для промышленности и ремесла не только Королевства Польского, но и для польских земель, принадлежавших Пруссии и Австрии. Отличие заключалось в том, что ни в прусской, ни в австрийской части не было государственных предприятий, основанных на подневольном приписном труде. Мелкотоварное производство ремесленного характера продолжало играть важную роль на внутреннем рынке во всех трех частях Польши. Специфику отдельных районов (не только разделенных государственными границами) определяли темпы роста и развития производства и ремесла, применения наемного труда, рыночных отношений и соотношения отсталых и передовых производственных форм.

Наиболее общими чертами промышленного развития всех польских земель были: абсолютный рост промышленности и ремесла (количества предприятий и числа занятых в производстве); развитие новых отраслей производства; утверждение капиталистического характера развития с явной тенденцией отмирания старых производственных форм; увеличение числа предприятий, применявших наемный труд, выпускавших продукцию на внутренний рынок; осуществление промышленного переворота; сохранение полуфеодальных отношений в части промышленных предприятий, связанное с зависимым состоянием крестьян; наличие многочисленных мелких ремесленных промыслов, городского и крестьянского; сосуществование в промышленностиразличных форм производственных структур. Это означало, что период с конца XVIII в. по 70-е годы XIX в. все три части разделенной Польши продвинулись, хотя и в разной степени, по пути построения капиталистической промышленности и что, с другой стороны, их промышленное развитие было недостаточным. Оно во многом тормозилось сходными внутренними факторами, определявшимися устойчивостью феодальных отношений и институтов. Важное значение имел и внешний фактор (разделы Польши и политика осуществивших их держав), оказывавший двоякое — как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на промышленное развитие польских земель.

Транспорт. Широкая транспортная сеть — одно из основных условий роста капитализма, ускорения капиталистической концентрации производительных сил, обеспечения мобильности рабочей силы. От направления новых шоссейных, и особенно железных дорог, зависела устойчивость торгово-экономических связей между различными районами, что было особенно важно в условиях раздробленности, польских земель.

Раньше всего, с конца XVIII — начала XIX в., произошло упорядочение сети сухопутной и водной коммуникаций на польских землях вод прусской властью. Во всех польских провинциях Прусского государства были проложены мощеные дороги, что в тогдашних условиях являлось значительным прогрессом. Польские земли код прусским господством занимали первое место среди других польских территорий по протяженности железнодорожного пути и темпам железнодорожного строительства. Первая в Польше железная дорога была построена в 1842 г. на линии Вроцлав—Олава (в Силезии).

Состояние коммуникаций в Галиции с конца XVIII в. претерпело незначительные изменения и оставалось плохим. Постройка железных дорог началась тампозднее, чем в других польских землях. Краков лишь в 1855 г. был соединен с Веной. В 1861 г. вступила в строй линия Краков—Львов, в последующие годы продолженная до границ с Россией и Румынией.

В Королевстве Польском в 1815—1830 гг. проблемой реорганизации транспортной сети занимались польские власти, поэтому учитывались прежде всего интересы отечественной экономики и торговли. Были улучшены водные пути сообщения - очищены русла судоходных рек Вислы, Пнлицы, Ниды, Нарева, Буга, Бзуры и Каменной. В 20-е годы приступили к постройке Августовского канала, завершившейся в 1839 г. и осуществившей связь Королевства Польского с Балтийским морем через Неман. В результате этой деятельности наладилось регулярное сообщение между промышленными центрами, остальными сельскими местностями и речными портами. 1835—1883 гг. - время постройки основной сети железнодорожных линий в Королевстве Польском; всего было проложено семь коммуникационных артерий.

Железнодорожное строительство во всех польских землях явилось одним из факторов, обеспечивавших условия их капиталистического развития. Железнодорожное сообщение ускоряло специализацию районов, облегчало доставку сырья и готовой продукции в отдаленные районы. Расширение железнодорожной сети одновременно служило и показателем уровня капиталистического развития отдельных польских земель и Польши в целом.

Торговля. Накануне падения Речи Посполитой создались предпосылки для складывания общепольского рынка, и процесс этот уже начался. Разделы Польши нарушили традиционно установившиеся торгово-экономические связи между отдельными польскими областями. В первые годы результаты этого были наиболее чувствительными для галицийских городов и местечек, которые после 1772 г. оказались отрезанными от остальной польской территории. В 1784 г. галицпйские земли были включены в австрийскую таможенную систему. Исключение составляли Броды, сохранившие таможенную автономию. Польские провинции Прусского государства вначале продолжали поддерживать связи с другими польскими землями, но потом эти отношения также были затруднены. В результате разделов внутренняя торговля локализовалась на территориях, ограниченных новыми государственно-правовыми барьерами.