Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие польских земель в первой половине XIX века (стр. 4 из 4)

После разделов особое место в торговле польских земель занял Краков. Польские купцы из Королевства Польского и украинских земель приобретали здесь товары; через Краков шел торговый транзит из Королевства в Австрию и Пруссию, осуществлялась контрабанда прусских товаров в Королевство Польское и Галицию. С включением в австрийскую таможенную систему в 1846 г. Краков утратил свою посредническую роль в торговом обмене польских земель. В 1846 г. потеряла значение и транзитная торговля, в которой главную позицию занимал Вроцлав.

В начале XIX в. внутренняя торговля на всех польских территориях была развита слабо. Наиболее распространенной формой ее организации являлись местные торги и ярмарки. Поставлявшиеся на них товары часто превышали потребности внутреннего рынка. Основной причиной узости рынка было сохранение полунатурального характера крестьянских хозяйств, слабое проникновение капиталистических отношений в деревню, особенно в Галиции и Королевстве Польском. Медленное развитие капиталистических отношений непосредственно определяло узость внутреннего рынка, а это последнее в свою очередь не стимулировало ускорения темпов капиталистического производства. Сравнительно высокой покупательной способностью обладала небольшая часть населения (примерно 10%) в первые годы существования Королевства Польского. Крестьяне и ремесленники из окрестных сел могли добираться со своими товарами лишь до ближайших местечек и городов. Товары на таких ярмарках не отличались особым разнообразием, но вполне удовлетворяли невзыскательные потребности населения.

Развитию внутреннего обмена способствовало упорядочение денежной системы. Некоторое время после разделов на польских землях в составе Австрии и Пруссии имела хождение польская монета. Постепенно была проведена ее унификация с монетой господствующих стран. Королевство Польское долгое время сохраняло свою денежную систему, лишь в 1842 г. в оборот были введены российские рубли.

Уже первый раздел Речи Посполитой тяжело сказался на ее внешней торговле. С 1775 г. были введены высокие таможенные тарифы на прусской границе, с 1784 — на австрийской. В начале XIX в. почти вся исторически сложившаяся в Европе система торговых отношений разрушилась. Сначала наполеоновские войны воспрепятствовали свободному общению купцов из воюющих стран; в результате лесоторговля из рук польских и русских купцов перешла к англичанам. Затем польские земли, вошедшие в состав Княжества Варшавского, были включены в систему наполеоновской континентальной блокады Англии, что основательно подорвало польскую торговлю: польские земли лишились английского хлебного рынка; с другой стороны, на них хлынули сельскохозяйственные товары из Франции и Саксонии.

По решению Венского конгресса 1815 г. всем частям бывшей Речи Посполитой, включенным в состав трех государств, должна была быть предоставлена возможность свободной торговли при установлении минимальных пошлин. Предполагалось введение максимально низкого тарифа при оплате транзитного провоза польских товаров через прусско-австрийскую границу и включение Королевства Польского в систему российских таможенных границ.

По существу, ликвидация польского национального государства и разделы его между соседними державами означали конец польской внешней торговли как таковой: теперь польские земли становились участниками общих внешнеторговых оборотов соответственно Пруссии, Австрии или России. При этом обмен между польскими территориями, входившими в разные государства, переходил из категории внутренней торговли в категорию торговли внешней. О собственно польской внешней торговле в общепринятом значении этого понятия можно было говорить лишь применительно к Королевству Польскому в период его автономии и к Краковской республике в годы ее существования.

С 1820 г. вступили в действие торговые конвенции между Россией, Пруссией и Австрией, составленные на основе Венского трактата 1815 г. Россию и Королевство Польское объединила таможенная уния, отмена таможенной границы между ними открывала российский рынок для польских промышленных товаров. Таможенные тарифы на границе Королевства с Австрией и Пруссией несли на себе печать политики протекционизма в отношении промышленности Российской империи, в том числе и Королевства Польского; затруднялся ввоз из-за рубежа железа, несколько ограничивались ярмарочные привилегии иностранных купцов и пр.

Заключение

Таким образом, в эпоху перехода польских земель от феодализма к капитализму имели место важнейшие социально-экономические перемены. Польские земли прошли период первоначального накопления, совершилась промышленная революция в основных отраслях производства, были проведены аграрные реформы, сделавшие крестьян лично свободными собственниками земли. Существовала неравномерность в темпах капиталистического развития, в его влиянии на национальную экономику и социальную структуру; общий его ход был замедлен. Большинство польских территорий сохранили чисто сельский и сельскохозяйственный характер. Только в некоторых районах, как, например, в Силезии, промышленность приобретала важное значение. К 70-м годам XIX в. Польша пришла как аграрная страна со слабой промышленностью. В каждой из трех ее частей победа капиталистических отношений влекла за собой формирование товарного рынка рабочей силы, ускоряла оборот товаров и денег, втягивала в товарно-денежные отношения широкие слои населения. Однако не везде на польских землях расширение капиталистических отношений означало рост польской экономики. В ряде областей развитие промышленности и сельского хозяйства вело к усилению иностранного, прежде всего немецкого капитала. Все эти черты, характеризовавшие общий процесс капиталистической эволюции в Польше, определялись конкретными условиями, в которых он происходил.

На развитие капитализма в польских землях наложила отпечаток отсталость экономики Речи Посполитой в XVIII в. Экономический прогресс конца века не завершился коренным изменением ситуации, тем более что потеря независимости и разделы государства стали наиболее важным фактором, оказывавшим постоянное воздействие на процесс капиталистического преобразования Польши. В результате разделов и перекройки польской территории были разорваны прежние многовековые экономические связи между отдельными польскими землями. Включение их в новые хозяйственные системы, необходимость установления новых связей и приспособления к условиям новых экономических структур с самого начала поставили польскую экономику в неравные условия по сравнению с экономикой держав, в состав которых вошли польские территории. Уровень экономики этих государств и характер их хозяйственных систем оказывали воздействие на темпы развития капитализма в польских землях, которое часто принимало однобокий характер, особенно в первое время после разделов. Оно зависело от экономической политики Пруссии, России и Австрии, стремившихся не учитывать или мало учитывать интересы польских территорий при формировании систем шоссейных и железных дорог, определении таможенной и внешнеторговой политики и т. п.

Внутренний рынок, первые признаки формирования которого наблюдались в Речи Посполитой в конце XVIII в., не мог сложиться как общенациональный из-за государственно-территориальной разобщенности польских земель. Трудность обеспечения новых рынков в новых хозяйственных системах и инерция старых хозяйственных связен обусловили особую важность внешних рынков для польской экономики. По мере роста капитализма в Польше вопрос о рынках приобретал все большую остроту.

Польские земли были разделены державами, чей социально-экономический обликимел много сходных черт. Это в первую очередь сказалось на том, что развитие сельского хозяйства польских земель в составе Пруссии, Австрии и России шло аналогичными путями, в основе которых лежал так называемый прусский путь развития капитализма. Однако время проведения аграрных реформ в различных частях Польши было различным, капиталистическое изменение деревни в послереформенные годы также имело специфику в каждой из этих частей, определявшуюся национальной политикой государств, захвативших польские земли.

В 60—80-е годы XVIII в. правительство Речи Посполитой осуществляло курс поддержки государственной и частной промышленности, стимулировало развитие экономики страны. Разделы прервали эту деятельность и в целом задержали рост промышленности и ход промышленного переворота на различных польских землях. Но в период автономии Королевства Польского (1815—1830) местные польские органы власти получили возможность проведения политики широкой государственной поддержки польской промышленности. Протекционистская таможенная система как проявление этой политики содействовала промышленному росту, во многом обусловив очень высокие его темпы в 20-е годы XIX в. Государственная поддержка национальной экономики в Королевстве Польском в этот период явилась одной из характерных черт капитализма в польских землях.

Влияние некоторых факторов, связанных с разделами, было далеко не однозначным. Быстрому росту промышленности Силезии, сравнительно развитой уже на конец XVIII в., способствовало включение ее в состав Пруссии, имевшей более развитую промышленность, чем Австрия и Россия. Вместе с тем конкуренция немецкой буржуазии тормозила рост польской промышленности в Силезии. Промышленность Королевства Польского получила стимул к росту, лишь избавившись от конкуренции более развитых земель, отошедших к Пруссии. При этом Королевство оказалось одной из наиболее развитых областей Российской империи и могло использовать в интересах своей промышленности обширный российский рынок. Промышленность Галиции, которая входила в состав Австрийской империи, росла сравнительно медленными темпами, а венское правительство всячески задерживало ее рост, ограждая промышленность основных имперских территорий от конкуренции.

В целом экономическое развитие польских земель в XIX в.несмотря на воздействие факторов, связанных с их вхождением в состав трех различных империй, происходило довольно синхронно и направлялось по общему пути. Это единство основных процессов экономического развития (при некоторой региональной специфике его форм и темпов) позволяет рассматривать экономическую историю трех частей Польши в неразрывной связи.

С точки зрения общеевропейского исторического опыта второй половины XIX в. все эти процессы в польских землях были очень медленными. Но сопоставление их динамики с динамикой аналогичных процессов, происходивших в Польше в XVI и XVII в., дает картину быстрых изменений.

Список использованной литературы

1. История Польши. 1956. т.1.

2. Куля В. Формирование капитализма в Польше. 1959.

3. Польша на путях развития и утверждения капитализма. 1984.

4. Рутковский Я. Экономическая история Польши. 1953.