Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов, специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:
-машиностроение
-электроника
-текстильная промышленность
-черная металлургия
-цветная металлургия
-нефтехимия
-кораблестроение
Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами.
Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с1967-1986гг. составляют менее 2%от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.
Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов, экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. Хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была, тем не менее, достаточно высока.
3. История экономического сотрудничества России и США
История торгово-экономических отношений России и США насчитывает более 200 лет. К началу XIX в. между ними установились масштабные и устойчивые торговые связи, которые на протяжении целого века развивались по нарастающей. Революция 1917 г. и гражданская война прервали ход развития экономических отношений двух стран и на долгие годы перевели их в политико-идеологическую плоскость. В конце ноября 1917 г. правительство США приняло решение не отгружать в Россию продовольствие и другие товары «пока большевики остаются у власти», и лишь в 1922 г. после стабилизации политической обстановки, под давлением деловых кругов администрация дала разрешение частному бизнесу на торговлю с СССР. Уже к началу 30-х годов он стал самым крупным импортером американского оборудования, что помогло некоторым американским фирмам облегчить тяготы «великой депрессии».
16 ноября 1933 г. в Вашингтоне были установлены дипломатические отношения между СССР и США, а в июле 1935 г. было заключено официальное торговое соглашение на межгосударственном уровне. В августе 1937 г. СССР и США предоставили друг другу на взаимной основе «безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации по всем вопросам, касающимся таможенных пошлин, сборов, правил и формальностей, имеющих отношение к ввозу, продаже и использованию товаров». Прямым следствием этого стал выход США на первое место по объему экспорта в СССР. Накануне войны с Германией СССР осуществлял на американском рынке почти треть своих закупок по импорту. В апреле 1942 г. США и СССР заключили соглашение о лендлизе, общая сумма поставок по которому составила 9,8 млрд. дол.
Как известно, в советской американистике бытовала устойчивая точка зрения, что дипломатическое признание Белым домом Советского Союза было следствием заинтересованности деловых кругов США в расширении рынков сбыта американской продукции в условиях глубокого экономического кризиса. Действительно, экономический кризис, разразившийся в конце 20-х годов, оказался для Америки одним из наиболее разрушительных и гораздо более длительным, чем для большинства европейских стран. Однако если проанализировать объем, структуру и динамику торгово-экономических отношений нашей страны с США, то оказывается, что по большинству показателей товарооборот даже в середине 30-х годов не превышал уровня предкризисного периода. Причины тому различны, но главная состоит в том, что особенности подходов США к СССР всегда определялись преимущественно политическими соображениями, и главным побудительным мотивом к установлению дипотношений между нашими странами был новый баланс сил, который складывался в Европе и в конечном счете привел ко Второй мировой войне.
В послевоенный период двусторонние отношения вновь начали обостряться. В конце 1947 г. правительство США запретило поставки технологического оборудования в СССР. В 1949 г. была введена система лицензирования экспорта в Европу и создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). В 1951 г. появился закон «О контроле над помощью в целях взаимной обороны», известный как закон Бэтла. И, наконец, было денонсировано торговое соглашение 1937 г. Только в 70-х годах, в период разрядки, начался процесс нормализации, в результате которого в октябре 1972 г. было заключено торговое соглашение, предусматривавшее предоставление режима наибольшего благоприятствования и отказ от дискриминации в торговых отношениях. Была достигнута договоренность об урегулировании расчетов по лендлизу, подписано соглашение о взаимном предоставлении кредитов. В 1974 г. стороны заключили долгосрочное соглашение о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между двумя странами. Успешно начали свою деятельность совместная межправительственная советско-американская комиссия по вопросам торговли, созданная в 1972 г., и Американо-советский торгово-экономический совет (АСТЭС), учрежденный деловыми кругами двух стран год спустя. Суммарный товарооборот за период 1971-1975 гг. превысил 5,4 млрд. дол. (в 8 раз больше, чем в предыдущее пятилетие).
Однако во второй половине 70-х - начале 80-х годов проблема эмиграции советских евреев, события в Афганистане и Польше стали для США основанием для возобновления санкций в отношении СССР. В декабре 1974 г. конгресс одобрил законопроект о торговой реформе с поправками Джексона–Вэника и Стивенсона, которые увязывали предоставление режима наибольшего благоприятствования странам с нерыночной экономикой со свободной эмиграцией из этих стран. В 1980 г. администрация Дж. Картера ввела эмбарго на продажу зерна и установила более жесткий контроль над экспортом новейших технологий. В конце 1981 г. президент Р. Рейган наложил запрет на экспорт в СССР оборудования из США для разведки и добычи нефти и газа, а затем распространил его на филиалы американских компаний за рубежом и иностранные компании, производящие аналогичное оборудование по американским лицензиям.
Лишь в конце 80-х годов в период перестройки в СССР началась новая фаза «потепления» в советско-американских, а затем в российско-американских политических и экономических отношениях. В 90-е годы американская сторона устранила некоторые дискриминационные торгово-политические ограничения, которые были установлены для бывшего СССР и продолжали действовать в отношении новой России.
Важнейшим документом стало Соглашение о торговых отношениях, подписанное в 1990 г. между СССР и США и введенное в действие в отношении России 17 июня 1992 г. Впервые после 1951 г. нашей стране был предоставлен (хотя и на временной основе) режим наибольшего благоприятствования в торговле. В апреле 1992 г. конгресс США устранил одно из основных препятствий в российско-американских отношениях - поправки Берда и Стивенсона, устанавливавшие потолок в 300 млн. дол. для общего объема кредитов, предоставляемых России Экспортно-импортным банком США. Были отменены также законодательные запреты по линии Товарно-кредитной корпорации. Устранены ограничения на услуги специального правительственного страхового агентства Соединенных Штатов - Корпорации по частным инвестициям за рубежом (ОПИК). Россия получила возможность использовать льготные долгосрочные кредиты по программе «Продовольствие для прогресса». На повышении эффективности экспорта значительной части российских товаров в Соединенные Штаты отразилось распространение на Россию Генеральной системы таможенных преференций.
Существенным шагом стало подписание в июне 1992 г. американо-российского Договора об избежании двойного налогообложения (обмен ратификационными грамотами состоялся в декабре 1993 г.). Развитию экономических отношений между США и Россией должен был содействовать подписанный в июне 1992 г. и ратифицированный конгрессом в ноябре 1993 г. Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Однако его не ратифицировала Госдума России, поскольку редакция его положений не соответствует российскому законодательству по иностранным инвестициям. Во время российско-американского саммита в июне 2000 г. американской стороне был передан на согласование проект Протокола к указанному Договору.
В июне 1992 г. президенты двух стран подписали «Меморандум о взаимопонимании по вопросам открытой суши». В соответствии с ним стороны отказались от взаимной практики закрытия городов и целых регионов для иностранцев. Это дало возможность многим центрам ВПК привлекать зарубежные инвестиций.
В сентябре 1993 г. конгресс США принял законопроект об иностранной помощи в 1994 финансовом году, согласно которому на содействие реформам в бывших советских республиках, включая Россию, впервые предусматривалось выделение 2,5 млрд. дол. С тех пор страны СНГ заняли отдельную строку при подготовке ежегодного законопроекта об ассигнованиях на внешнюю помощь.
В 90-е годы произошли существенные изменения в политике США в области экспортного контроля. Были сняты ограничения на экспорт в Россию некоторых видов современного оборудования и технологий, телекоммуникационного и электронного оборудования, отменен запрет на предоставление Россией услуг по запуску американских коммерческих спутников.