Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Обсуждался в обществе и вопрос об отмене крепостного права.
За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Поэтому было решено сосредоточиться на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.
В 1818 г. вместо «Союза спасения» был создан «Союз благоденствия». Во главе его стояли те же лица, но новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью распространять среди соотечественников нравственность и просвещение и тем самым содействовать правительству «к возведению России на степень величия и благоденствия».
Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов. Члены «Союза» должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось начать издание собственного журнала.
Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь особо посвященным. В ней были записаны главные цели общества — введение конституции и уничтожение крепостного права.
За время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Между тем правительство оставило политику реформ. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо содействия несостоявшимся реформам надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели отсеять колеблющихся и случайных людей и организовать новое общество, способное к более решительным действиям.
В 1821 — 1822 гг. возникло два новых общества: Северное — в Петербурге и Южное — в армейских частях, расквартированных на Украине. Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями.
Северное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Н.М. Муравьев разработал проект конституции, который во многом перекликался с «уставной грамотой» Новосильцева — Вяземского. Вяземский поддерживал отношения со многими членами общества и, как видно, ознакомил их с неосуществленным проектом. Сходство «Уставной грамоты» и муравьевской «Конституции» заключалось в сохранении монархии, во введении федеративного устройства и в создании двухпалатного представительного органа, избираемого на основе имущественного ценза. Но Муравьев предполагал значительно расширить права парламента, а монарха — ограничить. Россия должна была стать конституционной монархией. Главное же различие состояло в том, что по проекту Муравьева введение конституции было связано с отменой крепостного права. Крестьянам, освобожденным от крепостной неволи, предоставлялся приусадебный участок и надел по две десятины на двор (крайне маленький надел).
Как видно. Н. М. Муравьев, занимавший среди декабристов очень умеренные позиции, попытался свести воедино и пересмотреть неосуществленные проекты Александра I. Положительная сторона проекта Муравьева — это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что нельзя навязывать стране такие преобразования, для которых она еще не созрела.
В последующие годы в Северном обществе к руководству пришли более молодые и радикально настроенные люди. В начале 1825 г. в Думу входили Е.П. Оболенский, А.Л. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Основное бремя организационной работы лежало на Рылееве. В начале 1825 г. он привлек в общество Петра Каховского, из обедневших дворян, по взглядам республиканца, требовавшего истребить всю царскую фамилию. Человек нетерпеливый и импульсивный, он рвался совершить цареубийство. С немалым трудом Рылееву удавалось его сдерживать.
Программным документом Южного общества стала написанная Пестелем «Русская правда». Россия в ней провозглашалась единой и неделимой республикой. Отменялось крепостное право. Помещичья земля выкупалась оброком или барщиной. Законодательная власть вручалась Народному вечу, избираемому всем населением. Исполнительную власть должна была осуществлять Державная дума, состоящая из пяти человек. Каждый год из нее выбывал один человек и один избирался. Место председателя занимал тот, кто находился в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.
Все проживающие в России племена и народы должны были слиться в один русский народ. Все сословия сливались в одно гражданское сословие. А чтобы от отмены сословий в стране не воцарился хаос (что было неизбежно, когда полностью еще не сложились классы капиталистического общества), все граждане прикреплялись по месту жительства к волостям. Связь между волостями и правительством должно было осуществлять чиновничество.
«Русская правда» — сложный документ, который не поддается однозначной оценке. В своих планах Пестель был беспощадным централизатором, считавшим, что можно быстро и просто «отменить» национальные и сословные различия. Очень большую роль в пестелевской республике должна была играть бюрократия. Но нельзя не учитывать и конституционные, антисамодержавные, антикрепостнические идеи, заложенные в «Русской правде».
Пестель был человеком замкнутым и малообщительным. Душой Южного общества стал Сергей Муравьев-Апостол. Его любили солдаты, к нему тянулись офицеры. Правой рукой Муравьева-Апостола был Михаил Бестужев-Рюмин, энергичный и талантливый организатор.
Чтобы выработать общую программу действий, Пестель в 1824 г. приезжал в Петербург. Ему не удалось убедить «северян» принять «Русскую правду», хотя многие из них. в том числе Рылеев, постепенно становились республиканцами. Договорились только о том, что выступать надо совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 г.
Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но странно бездействовал. Осенью 1825 г. императорская чета уехала в Таганрог. Там Александр неожиданно заболел и 19 ноября скончался. Когда стали разбирать его бумаги, обнаружили несколько доносов со списками членов тайных обществ. Начальник Главного штаба генерал И.И. Дибич отослал все бумаги в Петербург и распорядился об аресте руководителей Южного общества.
К моменту кончины у Александра I не было детей. Наследовать престол должен был Константин, второй сын Павла I. Но он в свое время отказался от прав на престол. Александр завещал престол следующему по старшинству брату - Николаю. Имея привычку окружать тайной важнейшие государственные дела, Александр засекретил и это свое распоряжение.
Получив известие о смерти Александра. Петербург и Москва присягнули Константину. Когда о завещании стало известно, кандидатура Николая встретила возражения некоторых высших сановников. Николай к тому же был непопулярен в гвардии.
Константин мог занять престол, но продолжал оставаться в Варшаве. В личных письмах к Николаю он подтверждал свой отказ, хотя официальных заявлений не делал. Междуцарствие затянулось. В конце концов на 14 декабря 1825 г. была назначена новая присяга - Николаю.
Между тем руководители Южного общества были арестованы. Ожидались аресты и в Северном обществе. В то же время обстановка междуцарствия, казалось, давала заговорщикам неповторимый шанс. Решено было склонить войска к отказу от присяги, вывести их к Сенату и потребовать созыва Великого собора, который должен был решить вопрос о форме правления. До созыва собора власть должна была находиться в руках Временного правительства. Заговорщики считали, что войска, присягнувшие Николаю, не будут стрелять по своим и компромисс будет достигнут. Обсуждались и планы убийства Николая. Накануне выступления Сергей Трубецкой был избран диктатором.
14 декабря около 11 часов дня офицеры Александр Бестужев (Марлинский) и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели на Сенатскую площадь Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк — всего около 3 тыс. человек. Остальная часть гарнизона присягнула Николаю. Верные ему войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство. Увидев это, Трубецкой не пошел на площадь.
Но собравшиеся на площади декабристы не считали, что их дело проиграно. Их сила была в том бесстрашном вызове, который они бросали самодержавию, требуя вольностей и прав. Расчет декабристов на то, что свои не будут стрелять в своих, едва не подтвердился. Сами декабристы отражали атаки правительственной конницы холостыми залпами. Правда, декабристам сильно повредило бессмысленное убийство Каховским генерал-губернатора Петербурга, героя Отечественной войны М. А. Милорадовича. После этого, уже под вечер, Николай пустил в дело артиллерию, и долгое противостояние закончилось кровавой бойней.
В конце декабря на юге восстал Черниговский полк. Сергей Муравьев-Апостол, освобожденный солдатами, взял на себя командование и выступил на соединение с другими частями, на помощь которых рассчитывал. Но 3 января 1826 г. полк был настигнут отрядом гусар с конной артиллерией, которая рассеяла восставших.
Литература
1. Громаков С.Г. История России. М., 2008.
2. Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
3. Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.
4. Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.