Смекни!
smekni.com

Этапы развития христианства в Центральной и Юго-Восточной Европе (стр. 2 из 3)

После 1448 г., когда боснийские короли обращаются за покровительством к венгерским правителям и папской курии, начинаются жестокие гонения на еретиков. Это обстоятельство облегчило туркам завоевание страны, т.к население не сплачивалось под лозунгом защиты христианства и переходило в ислам.

Польша.

10-12 вв. - время христианизации польского населения. Толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические причины. В борьбе за Западное Поморье Мешко I столкнулся с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии. Он стремился найти поддержку чешских правителей и стать равным в политическом и дипломатическом отношении со Священной Римской империей, поэтому крестился (в Баварии). Перед польскими правителями встала задача внедрить христианство в практику и в сознание польского общества; обеспечить только что возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Первым польским монархам удалось обеспечить такую независимость. В 1000г. была создана подчиненная Риму Познанская архиепископия. Первоначально оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Но польская церковь долгое время была частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в 12в. церковь стала независимой. Христианство с трудом проникало в народные слои. Даже в дружинно-княжеской среде христианство утвердилось далеко не сразу. Церкви первоначально были очень маленькими и во время богослужения могли вместить только представителей элиты. Обряды исполнялись нерегулярно. Священники часто были неграмотными, мало чем отличались прихожан. Но процесс преобразования религиозных обычаев, норм поведения все же шел. В 13в. Польша вступила полосу феодальной раздробленности, чем воспользовались епископы для достижения полной автономии польской церкви. Произошли изменения и внутри духовенства: вводилась более жесткая дисциплина, соответствовавшая нормам канонического права, предписывался целибат, регулярно стали созываться синоды. В 1496-1538гг. за шляхтой было закреплено монопольное право занимать высшие церковные должности.

В 16в. в Польше развернулась реформация. Главной особенностью польской реформации было то, что она опиралась на шляхту. Именно это определило быстрый успех реформации в середине 16в. и ее неустойчивый характер. Другой особенностью было то, что здесь укоренились радикально-реформационные течения, т.к долгое время проводилась политика веротерпимости. Первым среди протестантских движений в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши и Поморья. В 40-е гг.16в. в Польше появились общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции. В середине 16в. прочное место в шляхетской среде завоевал кальвинизм. Наибольших успехов в борьбе за удовлетворение своих требований протестанты добились в 1562-63гг. Было решено прекратить выплату "аннат Римской курии", отменить сбор десятины со шляхетских имений, освободить шляхту от церковной юрисдикции, обложить церковные земли налогом на военные нужды государства. Обсуждался вопрос о созыве в Польше национального церковного собора и выходе из-под церковной власти Рима. Но успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, охладела к протестантскому учению, в самом реформационном лагере произошел раскол. С последней четверти 16в. начинается спад реформационного движения в Польше. С 1564г. иезуиты (ударный отряд контрреформации) начали свою деятельность в Польше. Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1573г. протестантам удалось добиться предоставления им и вообще иноверцам религиозной свободы. В течение первой половины 17в. католическая церковь постепенно отвоевывает позиции. Ведущие фигуры конртреформации в Польше - кардинал Станислав Гозия и иезуит Петр Скарг. Особенность контрреформации в Польше в том, что здесь нельзя было применять метода прямого насилия, т.к. свобода вероисповедания была гарантирована в 1573г. Поэтому опирались, прежде всего, на пропаганду, убеждение и полемику с протестантизмом. Использовались также приемы прямого административного давления: на государственные должности назначались прежде всего католики, судьи-католики принимали решения, дискриминирующие протестантов и т.п. Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму. Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви, затронувшими все уровни и структуры. Укрепились связи польской церкви с Римом. Вместе с тем, по мере того как ослабевало сопротивление протестантов, и господство католицизма в Польше становилось все более бесспорным, польский католицизм терял свою наступательность, энергию и силу. В конце 17 - начале 18в. католическая культура в Польше снова начинает клониться к упадку.

Чехия.

Растислав, чтобы получить поддержку в борьбе против Людовика Немецкого, начавшего войну против него в 853 г., установил контакт с византийским императором Михаилом III. Растислав попросил, чтобы тот выслал миссионеров для разъяснения населению сущности христианской веры. Он стремился к созданию в Моравии местного духовенства, подчиненного непосредственно князю. В 863-64 в Моравию прибыли Кирилл и Мефодий. Но они были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г. в Регенсбурге крестилось несколько моравских князей, а в 845-14 чешских князей вместе с их дружинами. Растислав стремился создать собственный клир. Константин и Мефодий подготовили нескольких священников и в 867г. они были рукоположены в Риме. Вацлав (921-935) также насаждал в стране христианство. Но еще были сильны элементы язычества, возникла оппозиция в лице его матери, младшего брата и дружины. В результате заговора Вацлав был убит. Болеслав I решил основать пражское епископство, но сделать это удалось только его сыну Болеславу II в 973г. В 30х гг.14 в. королевская власть начала ослабевать, тогда Карл решил опереться на церковных феодалов, которых раньше притесняли. Он раздавал земли монастырям, привилегии епископам и наиболее значимым городам Чехии и Моравии. С 1344 г. чешская церковь, ранее подчинявшаяся архиепископству Мангеймскому, стала самостоятельной.

В конце 14 в. королевская власть продолжала ослабевать. В условиях кризиса все слои общества выражали недовольство церковью. В 15 в. кризис в Чехии перерос в гуситское движение. Оно многопланово и одной из его сторон является борьба за реформацию церкви. Обострение социальных отношений в обществе вызвало критику существующего порядка. Он сравнивался с божественными установлениями, несоответствия вызывали недовольство. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. На рубеже 14 и 15 вв. антицерковная оппозиция резко усилилась. Ян Гус в своих проповедях решительно критиковал церковь, причем поизносил он их на чешском языке, Т.о. они были общедоступными. Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен в соответствии с теми нормами, которые завещал Христос в библии. Папа наложил на Гуса проклятие, но он продолжал свои проповеди, и идеи реформации уже овладели народом. Народ выступил против продажи индульгенций. В 1412 г. начались волнения. В 1414 г. Гус был арестован, а в 1415 сожжен на костре. Весть о смерти Гуса вызвала возмущения, революционный взрыв стал нарастать. Сложилось два лагеря: умеренный (утраквисты) и радикальный (табориты). На рубеже 1418 и 1419 гг. чешские католические паны, патрициат, римская церковь и германский император Сигизмунд объединили свои силы для наступления на гуситов. 30 июля 1419 г. гуситы подняли в ответ на это восстание. Началась революция. Против гуситов предпринималось пять крестовых походов, но католической церкви все же пришлось признать гуситов полномочными исповедовать свою веру (июнь 1436 г.), хотя признали гуситское течение и в умеренном его виде, поскольку радикальное крыло было разгромлено в результате битвы у деревни Липаны в мае 1434 г. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. Гуситы захватили церковное имущество, пало влияние церковной иерархии.

23 августа 1436 г. Сигизмунд приступил к рекатолизации и, изгнал из Праги главу гуситской церкви. После смерти Сигизмунда (9 декабря 1437) наступило безвластие, сто дало гуситам возможность восстановить свое положение. В 1448 Римская курия отказалась признать главой гуситской церкви Яна из Рокицан, воспользовавшись этим Иржи из Подебрад захватил столицу.7 мая 1458 г. он стал королем, он обещал панам-католикам не трогать захваченные ими земли. Но в марте 62г. папа Пий 2 объявил всех утраквистов еретиками, и над Чехией снова возникла угроза крестовых походов.22 марта 71 года Иржи умер. Престол занял Владислав II Ягелон, с его приходом закончился гуситский период чешской истории. В начале 80х гг. 15 в. вновь усилилась борьба между католиками и утраквистами. В 1485 г. был заключен Кутногорский мир, обеспечивавший равноправие католической и утраквистской церквей. Но с 30х гг.16в. Фердинанд начал преследовать в стране некатолические секты и реформационные течения. В 16в. в Чехии появилось лютеранство, между этим течением и утраквизмом возникали конфликты. С середины 15в. существовала Община Чешских братьев. Она выступала против католической церкви, но за мирное преобразование общества. В Чехии появилось много мелких радикальных сект. Фердинанд 1 выступил против них, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. В 64г. Фердинанд умер. Его наследник Максимилиан II согласился уважать религиозные свободы. После тридцатилетней войны ситуация значительно изменилась. В 1623г. в Чехии возникла провинция ордена иезуитов, по всей стране стали создаваться их учреждения. Т.к. некатоликов в стране было свыше 90%, правительство действовало постепенно. В 1621-22 священников некатоликов изгнали из страны, в 24г. католичество было объявлено единственной допустимой религией в стране. В 1627г. всех шляхтичей обязали перейти в католичество или в течение 6 месяцев покинуть страну. В течение нескольких десятилетий удалось удалось обратить в католическую веру значительную часть населения страны.