Однако отношения между помещиком и арендатором существенно отличались от дореформенных. Господство феодала над своим крестьянином основывалось на феодальной частной собственности, определявшей поземельную и в некоторой степени личную зависимость крестьянина от феодала, то есть оно основывалось главным образом на внеэкономическом принуждении. Господство же помещика н ад арендатором в новых, послереформенных условиях основывалось на буржуазной частной собственности на землю, следовательно, на экономическом принуждении.
Аграрная реформа 1872-1873 годов сохранила, таким образом, кабальную эксплуатацию крестьянства отчасти на новой, капиталистической основе, отчасти на основе сочетания феодальных и капиталистических методов эксплуатации.
Феодальные пережитки, сохранившиеся в японской деревне и после реформы, определили незавершённость не только аграрной реформы, носившей в основном буржуазный характер, но всей буржуазной революции в целом.
Буржуазные реформы и преобразования, несмотря на их ограниченность, значительно ускорили развитие капитализма в Японии. Господствующие классы стремились догнать высокоразвитые капиталистические страны, заимствуя у них всё наиболее передовое в области экономики, техники и культуры [29, с. 84].
Правительство строит железные дороги, проводит телефонные линии, вводит почтовую систему по европейскому образцу. Оно обращает внимание на развитие промышленности, строит ряд предприятий, в первую очередь лёгкой промышленности. Будучи островным государством, Япония развивает судостроение. Наряду с государственными предприятиями правительство поощряет создание частных предприятий, предоставляя капиталистам щедрые субсидии, займы, освобождая их от налогов [29, с. 84].
Перестраивается на европейский лад и народное образование. Был издан закон о всеобщем начальном обучении, правительство открывало по всей стране начальные школы. Были основаны также средние и высшие учебные заведения. В 1871 году появилась первая ежедневная газета. На японский язык был переведён ряд европейских и американских авторов.
Наряду с проведением внутренних реформ правительство урегулировало свои внешнеполитические связи с другими странами, установив с ними дипломатические отношения.
В 1871 году была послана большая дипломатическая миссия в Европу и Америку во главе с видным государственным деятелем, бывшим кугэ Томоти Ивакура. Миссия посетила США, Англию, Россию, Германию и ряд других стран [29, с. 84]. Официальной задачей делегации было договориться с правительствами этих стран о пересмотре неравноправных договоров. Одновременно она должна была ознакомиться с жизнью в этих странах и позаимствовать у них всё полезное для нового строя. Однако попытка добиться согласия держав на пересмотр договоров не увенчалась успехом.
Правящие круги Японии, стремясь догнать в экономическом отношении западные страны и занять в капиталистическом мире равноправное с ними положение, поспешили включаться в борьбу капиталистических хищников за захват чужих территорий. С этой целью правительство с первых же шагов своей деятельности стало на путь милитаризации страны:
1) строятся военные заводы;
2) создаётся большая армия и военно-морской флот;
3) приглашаются иностранные военные конструкторы (французы для армии, англичане для флота);
4) за границу отправляются молодые люди для изучения военного дела;
5) Япония обменивается военными миссиями с другими странами [29, с. 85].
Японские милитаристы начали активно готовиться к внешней агрессии. К этому их толкало ещё одно обстоятельство. Сотни бывших самураев, лишившихся своих прежних феодальных привилегий, не смогли или не хотели приспособиться к новым условиям. Государственный аппарат не мог вобрать всех желающих служить. Пенсий, которые им назначило новое правительство, было недостаточно для жизни. Занятие промышленностью или торговлей было для большинства из них непривычным делом. Недовольство бывших самураев новым строем грозило вылиться в бунт. Правительство рассчитывало успокоить недовольных и отвлечь их внимание от внутренних дел перспективой получения выгод от внешних захватов [29, с. 85].
Буржуазные реформы, проводившиеся в 70-х годах XIX века японским правительством, носили ограниченный, половинчатый характер. Тем не менее, они ускоряли развитие страны по капиталистическому пути. Вся полнота власти в Японии после ликвидации сёгуната Токугава формально перешла императору, но в действительности – победившему блоку буржуазии и той части феодальных кругов, которые в известной мере учитывали её интересы.
В результате реформ нового правительства в последней четверти XIX века значительно возросла товарность сельского хозяйства, увеличился вывоз из страны экспортных культур – шёлка и чая, что давало правящим кругам значительные средства.
В результате в Японии в 70-80-х годах XIX века уже наблюдался определенный рост промышленных предприятий. В 1868-1877 годах их было создано 489, а в 1878-1885 годах – 800 [18, с. 73]. В основном они были не большими и по-прежнему имели характер мануфактур.
Но, несмотря на проведённые реформы, в Японии в конце XIX века наблюдались ещё сильные пережитки феодализма, сдерживавшие промышленное развитие. В деревне крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях. Шел бурный процесс обезземеливания крестьянства.
Однако, в Японии происходит развитие капиталистических отношений. Особенностью развития капитализма в Японии было то, что в стране наблюдалось раннее возникновение монополий. Промышленный капитализм в Японии развивался в то время, когда передовые капиталистические страны уже вступили в период переростания домонополистического капитализма в имперализм. В Японии в силу стремления промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали возникать монополии.
Таким образом, на рубеже XIX-XX века Япония становиться импералистической страной, сходной в своём развитии с империалистическими державами Европы и Америки.
Заключение
История Японии, как, впрочем, и любой другой страны, содержит много поучительного и для современности. За последние сто лет Япония оказывалась в той или иной степени зависимости от других стран – в середине XIX века, когда США и западноевропейские государства навязали её не равноправные договоры. По этим договорам Япония оказалась в невыгодном положении. Однако национальное унижение каждый раз порождало мощное стремление вырваться вперёд, давало старт радикальным экономическим, социальным и политическим преобразованиям, которые приводили к скачку в развитии страны, выводя её на уровень наиболее передовых в экономическом отношении государств.
На протяжении своей истории Японии неоднократно приходилось в крупных масштабах воспринимать культуру других народов. Однако восприятие зарубежных культурных ценностей не привело к упадку национальной японской культуры. Напротив, вобрав в себя всё ценное из доступных ей зарубежных достижений, японская культура вместе с тем сохранила свою самобытность, своё национальное лицо.
Культурное наследие играло и играет большую роль в развитии Японии. Это относится не только к материальной культуре, но и к культурным традициям, к богатому жизненному опыту народа.
В течение многих веков Япония не оказывала сколько-нибудь существенного влияния на остальной мир, а два с половиной столетия (с начала XVII и до середины XIX веков) была практически изолирована от него. В последующем, её воздействие на окружающий мир стало ощутимым, хотя далеко не всегда оно было благотворным. Во второй половине XIX века, едва успев освободиться от угрозы колониального порабощения, Япония сама стала на путь закабаления и грабежа других народов, на путь агрессивных войн.
Японская военная политика, пытавшаяся силой оружия подчинить себе всю Азию, принесла много горя и страданий народам азиатских стран. Но первой жертвой агрессивной политики японского милитаризма стал японский народ, на себе испытавший террор военно-полицейского режима. Эта политика агрессии закономерно завершилась полным крахом.
Милитаризм привел Японию к рациональной трагедии – иностранной военной оккупации. Японскому народу пришлось пережить ещё одну трагедию – американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Однако пламя атомных взрывов не означало искупления грехов японского милитаризма, его очищения. Не случайно попытки реакционных сил обелить японский милитаризм вызывают резкое осуждение как демократический сил в самой Японии, так и в других странах, особенно в азиатских, которые в прошлом были жертвами японской агрессии. Растущую настороженность в мире вызывают милитаристские амбиции правящих кругов Японии, стремящихся превратить её в "великую военную державу", а также усиливающаяся экономическая экспансия японских монополий на мировых рынках.
Пройденный Японией исторический путь уже давно породил шовинистические концепции "исключительности" японской нации, её превосходства над другими народами. В прошлом подобные взгляды опирались на антинаучную теорию "божественного" происхождения японцев.
Япония – одно из наиболее мощных в экономическом отношении государство современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономики, но и в мировой политике. "Увеличение вклада Японии в мировое сообщество" – один из главных внешнеполитических лозунгов правительства Японии [14, с. 6].
Не меньший интерес для современников представляет история Японии нового времени. 1603-1868 годы – это время упадка, разложения феодальных отношений и зарождение новых, более прогрессивных капиталистических отношений.