Быстрое развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв. стало сдерживать некоторыми объективными обстоятельствами и в частности практически полным отсутствием своей собственной сырьевой базы … Одновременно с этим Япония стала остро ощущать необходимость в рынках сбыта своих товаров и приложения капитала …
Пытаясь выйти за рамки своей территории Япония на рубеже веков начинает вести активную подготовку к будущим военным действиям. В качествен таких объектов Япония стала рассматривать относительно близко расположенные страны и территории – Корею, Китай и затем Россию. На подготовку к этим захватам ушло несколько лет. Шла активная милитаризация страны, подкрепленная значительными финансовыми вливаниями государства и частных компаний.
Глава 1 Япония ХУШ – Х1Х вв
Конец ХУ11 – начало ХУШ вв. были отмечены ухудшением общей экономической ситуации стране. Разрыв между уровнем жизни самурайства и простого народа чрезвычайно возрос. Сёгунский двор устраивал пышные торжества и многочисленные праздники, покровительствовал различным искусствам. Даймё подражали жизни при дворе, тратили огромные средства и постепенно все чаще оказывались в зависимости от ростовщиков и купцов.
Несмотря на значительное развитие товарного хозяйства, в деревне ухудшается положение крестьянства вследствие значительного увеличения феодалами рентных платежей. Разорение крестьянского хозяйства приводило к сокращению населения. В 1726 г. население Японии составляло 26,5 млн. человек. Широкое распространение в неурожайные годы получило детоубийство. Участилась практика феодалов собирания поборов на несколько лет вперед.
Прямым следствием усиления эксплуатации было бегство крестьян из деревни. В конце ХУШ столетия число бежавших достигло почти 1.5 млн. человек. Усилению контроля содействовали общие переписи городского и сельского населения, проводившиеся с 1726 г. и возвращение беглых крестьян на прежнее место жительства.
Доведенные до крайности крестьяне систематически выступали против усиления эксплуатации. Новой чертой крестьянских выступлений для второй половины ХУШ в. была их массовость и необычайный размах. Для их подавления чаще стали применять вооруженные отряды правительства или князей. Так, в княжестве Айдзу в 1754 г. произошло выступление, в котором участвовало более 200 тыс.
Конец ХУШ в. был отмечен значительным повышением и восстаний городского населения. Представители токугавского сёгуната путем всевозможных административных реформ и мероприятий пытались приостановить разложение феодальных порядков. Но финансовый кризис бакуфу, расстройство основы экономики - натурального хозяйства, происходившее в результате развития товарно-денежных отношений, ослабление позиций самурайства и активное развитее торгово-ростовщического капитала – все эти явления наблюдались еще при пятом сёгуне /Кузнецов, 1988, с. 140- 143/.
Длительная изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной. Регулярные, хотя и строго регламентированные сёгунатом связи поддерживались с голландскими и китайскими купцами. Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу. В то же время сёгунский дом и императорское окружение регулярно отправляли снабженные особыми разрешениями на плавание за пределы страны корабли для торговли в странах Юго-Восточной Азии. Сёгунат через самураев, изучавших язык иностранцев, постоянно получал сведения о западном мире.
С начала ХУШ в. в Японию доходят сведения о выходе соседней России на берега Тихого океана и ее активная деятельность по освоению этого региона.
Первые десятилетия ХУП в., когда Япония вступила в полосу длительной изоляции, и ее жителям было запрещено совершать далекие плавания, стали как раз временем, когда русские в процессе присоединения Восточной Сибири к российским владениям вышли к Охотскому морю. Походы Ермака, Пояркова, Москвитина, Дежнева, Атласова, Хабарова, привели к многочисленным географическим открытиям. На русских картах ХУП в. были нанесены Татарский пролив и отмечено островное положение (а не полуостровное, как считалось ранее) положение Сахалина. В первой четверти ХУШ в. русскими началось обследование Курильских островов. В ходе обследования северо-западной части Тихого океана русские мореплаватели в 1732 г. высадились на американском континенте, а в 1739 г. экспедиция М. Шпанберга впервые подошла к японским островам.
Приоритет открытия и изучения Сахалина и Курильских островов принадлежит русским исследователям, которые с первой четверти ХУП в. начали их обследование и заселение. Попытки исследования островов Южно-Курильской гряды со стороны Японии относится к значительно более позднему времени – 80-е гг. ХУШ в.
Русское правительство стремилось наладить контакты с тихоокеанским соседом. В 1792 – 1793 гг. с целью установления с Японией официальных торговых отношений была отправлена экспедиция А. Лаксмана. Он был принят как официальный представитель и получил письменное разрешение на прибытие Нагасаки одного русского корабля в год. Это было значительным успехом, однако русское правительство не воспользовалось этим разрешением на торговлю.
Следующее посольство побывало в Японии только в 1804 г. во главе с Н.П. Рязановым (вместе с первой русской кругосветной экспедицией Крузенштерна). Однако им было отказано даже в переговорах. Причина этого заключалась в сложной ситуации, которая сложилась на самих Курильских островах. Местное население айнов облагалось очень высокими налогами, которые собирались с большой жестокостью. Было отмечено несколько выступлений айнов, в результате которых погибло несколько японцев. Поэтому токугавское правительство продолжало упорно сохранять режим изоляции. И любое новшество рассматривалось ими как угроза существующему режиму /там же, с. 143 – 146/.
Социально-экономические процессы, происходившие в стране в период правления последних сёгунов из дома Токугава, свидетельствовали о глубоких противоречиях в обществе. Сельское хозяйство в середине Х1Х в. стало обнаруживать черты серьезного кризиса. Обрабатываемая площадь с начала ХУШ в. почти не расширялась. Прирост населения был предельно низок. Усилилось расслоение в деревне, быстрыми темпами шло обезземеливание крестьянства.
Вследствие того, что натуральное хозяйство уже не было единственной формой национального хозяйства и шло быстрое развитие товарно-денежных отношений, крестьянин, нуждающийся в деньгах, все больше попадал в зависимость от торгово-ростовщического капитала.
В японской деревне между тем шел неуклонный процесс разложения феодального способа производства. Характерной его чертой был подрыв монополии дворянства на землю, потеря земельных владений крестьянами и концентрация их в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества, общинной верхушки (гоно) и рядовых самураев (госи).
Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства было увеличение количества мануфактур. В первой половине Х1Х в. в стране возникло более 180 новых мануфактур. Они создавались представителями торгово-ростовщического капитала, феодальными князьями и правительственными ведомствами (казненные мануфактуры). Мануфактуры, создаваемые купцами, были в красильном гончарном, текстильном производстве; в производств сакэ и пищевых продуктов.
Среди феодальных мануфактур подавляющую часть составляли мануфактуры производящие вооружение. особенно это было характерно для княжеств юга и юго-запада страны, отличавшихся на протяжении всей истории сепаратистскими тенденциями и заинтересованными в производстве своего оружия.
Казенные мануфактуры фактически были мануфактурами самого богатого в Японии феодального дома Токугава. Однако, несмотря на мощную финансовую базу, они возникали гораздо позднее купеческих и княжеских мануфактур и имели более низкую техническую оснащенность.
Как правило, на мануфактурах всех трех типов использовался наемный труд. Отделение производителя от средств производства – основа первоначального капитала – активно шло уже во второй половине ХУП в., но в целом процесс задерживался тем, что нередко разоренный крестьянин не покидал деревню, а здесь же становился арендатором. Однако беглые крестьяне, разоренные ремесленники, ронины составляли значительный резерв рабочей силы.
Работницы шелкоткацких и сахарных мануфактур получали за свой многочасовой (до 16 часов) труд мизерную заработную плату. Об активном и широком развитии капиталистического уклада говорит распространение по разным районам Японии предприятий с начальными формами капиталистической промышленности, хотя в целом уровень капиталистического развития страны был значительно ниже по сравнению с европейскими странами. Несмотря на довольно значительное развитие мануфактур – Япония в целом не вышла на стадию мануфактурного капитализма /там же с. 146-148/.
Острое недовольство различных слоев и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, «рисовых бунтах» городского населения, в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале Х1Х в. к его глубокому политическому кризису.
Одним из крупнейших антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро в Осака в 1837 г. Он принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи.