Значительное место среди календарных праздников занимают праздники сельскохозяйственного календаря со свойственной им древней и богатой обрядностью. И прежде все – это праздники, связанные с возделыванием риса…
Большое число праздников в Японии посвящено детям. Для каждого возраста и пола есть свои особые торжественные дни, что связано со специфически японским отношение взрослых к детям, как к продолжателям рода /там же, с. 29 - 32/.
Религия. Современная Япония – яркий пример современной развитой капиталистической страны, с высоким уровнем экономики и научно-технического прогресса, с сохранением религиозных традиций у подавляющего числа взрослого населения. Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это прежде всего с и н т о и з м (синто) – национальная религия японцев; традиционные школы б у д д и з м а, сформировавшиеся на японской почве в период раннего средневековья; христианство, впервые проникшее сюда в ХУ1 в.; новые религии.
Помимо перечисленных течений, вне рамок организованных религиозных групп, сохраняются многие народные верования, восходящие к глубокой древности. Именно эти верования и восходящие к ним суеверия и предрассудки наиболее широко распространены в массе японского народа. Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Все это создает особый японский религиозный синкретизм, когда различные религиозные традиции существуют не обособленно, а мирно уживаются в религиозной практике одной и той же семьи.
Широко распространены религиозные по своему происхождению местные праздники и индивидуальные культы, исповедуемые без посредничества священнослужителей. Большинство японцев, включая многих из тех, кто считает себя неверующими, связаны с внешней обрядовой стороной религии , периодически прибегают к посредничеству религиозных институтов, подчас не осознавая их религиозного характера. Типичными примерами этого служат массовые новогодние паломничества в синтоистские святилища и буддийские храмы, в которых принимает участие до 2/3 населения, обязательные синтоистские обряды при проведении строительных работ, открытии предприятий, магазинов и т.п. Значительная часть свадебных обрядов проходит с участием синтоистских священников. Обряды поминально-заупокойного культа в основном отправляются в буддийских храмах /там же, с. 34 – 36/.
Быт и нравы. Почти все японские города имеют очень схожий облик. В центре располагается деловая часть, застроенная современными многоэтажными домами. Окраинные части представлены в основном жилыми домами (одно- или чаще двухэтажными). В жилых массивах проезды очень узкие, без тротуаров. Дома, отделенные от улиц высоким забором, в основном относятся к традиционному типу деревянных жилищ с железной или черепичной крышей. У зажиточных людей при доме обычно имеется садик, в кварталах бедноты почти нет дворов и дома разделены лишь узкими проходами /Современная Япония, 1973, с. 56/.
Пол жилых помещений почти полностью покрыт толстыми соломенными матами (татами). Поверхность татами поддерживается в полной чистоте. Часть стен делается не сплошными, а раздвижными: по краю жилища в полу и потолке проходят пазы, по которым передвигаются с ё д з и – раздвижные стенные рамы, оклеенные полупрозрачной бумагой. Такие инженерные конструкции позволяют хозяину по желанию менять внутреннюю планировку дома, например на день превратив его в один большой зал без перегородок, а на ночь разгородить на несколько спален-клетушек. Центральной частью интерьера является токонома - ниша в торцовой стене, где располагаются немногочисленные украшения – свиток живописи, ваза с цветами или фотографии.
В последнее время в Японии стали расти кварталы многоэтажных жилых домов стандартной застройки. Живут в них в основном среднеоплачиваемые служащие и часть квалифицированных рабочих. Внутренняя планировка и обстановка квартир в таких домах в значительной мере европеизированная. Тем не менее и в таких квартирах в некоторых комнатах, особенно в спальнях, пол застелен татами.
При входе в дом обувь обычно снимают. Мебели в японских домах мало. Сидят японцы на полу, подложив под себя специальные подушки. Обедают за очень низким столиком. Зимой в японских домах очень холодно, их легкие стены почти не держат тепла. Зато душным и влажным летом в них свежо и прохладно /там же, с. 56-59/.
За исключением жилищ наиболее бедных слоев, в доме обязательно бывает ванна. Японская ванна короткая и глубокая, в ней не лежат, а сидят на корточках.
На работу японцы – как женщины, так и мужчины - одеваются преимущественно по-европейски, но дома, на отдыхе, в праздничной обстановке предпочитают национальный костюм. Он состоит из прямокройного правозапашного халата кимоно с мешкообразными рукавами содэ. Кимоно перевязывается широким верхним поясом, который завязывается на спине. Женские кимоно шьются из тканей светлых и ярких узорных расцветок, мужские из темных или одноцветных.
Кимоно в сочетании с оби очень комфортабельная одежда, которая хорошо хранит тепло и при желании обеспечивает хорошую вентиляцию тела в душную погоду. Кимоно вполне удобно для работы для работы с ручными орудиями, например в домашнем хозяйстве. Однако оно не приспособлено для современной канцелярской и машинной работы, мало удобно и при пользовании современным транспортом /Современная Япония, 1973, с.59-60/.
В быту японцев до настоящего времени сохранились многие явления самобытной национальной культуры. Ярким примером такого рода может служить хорошо известная чайная церемония. Возникновение чайной церемонии относится к ХУ в. и тесно связано с идеологией буддистской секты Дзэн, проповедовавшей в частности, идею религиозно-эстетического осмысления повседневной действительности. Чайная церемония представляла собой не что иное, как осмысленный в подобном плане прием гостей (обычно не более пяти человек) и угощение их чаем. Церемония была построена так, чтобы вызвать сложные ассоциации, помогающие сосредоточиться на самоуглубленном созерцании и размышлении.
Для заварки используется чайный лист, измельченный в порошок, причем сортов только зеленого японского чая. Прежде чем пить, чай взбивают бамбуковой кисточкой в пену /там же, с. 63-64/.
Икэбана - существующая с древних времен и широко распространенная во всех слоях населения традиционное искусство расстановки цветов и веток в вазах. В ХУ1 в. икэбана сформировалась как особый вид искусства, имеющий определенную эстетическую теорию и подразделяющийся на ряд школ. Наиболее распространенными формами в новых школах являются морибана – цветы в низких широких вазах – и нагэирэ – цветы в высоких узких вазах. В последнее время искусство икэбаны вышло далеко за пределы японских островов и имеет много почитателей и последователей во многих странах в том числе и европейского круга.
Этнические черты. Среди общеэтнических черт современные специалисты выделяют следующие - трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, склонность к заимствованиям и практицизм. Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Свое чувство прекрасного они выражают прежде всего в процессе труда. Если он возделывает землю, то это не просто рыхление земли, посадка и уход за растениями, а это – эстетика труда, любование трудом, наслаждение трудовым процессом. Даже на самом маленьком клочке земли японец стареется разбить садик, облагородить его внешний вид. создать у людей благоприятное впечатление обо всем, что его окружает.
Любовь к прекрасному свойственна всем народам, но у японцев повышенная тяга к прекрасному – это неотъемлемая часть национальной традиции. Традиционализм проник в поведение, помыслы и чаяния японского народа и стал важной чертой национального характера. Эта черта национального характера помогла японцам выстоять против культурного натиска Запада и "сохранить свое лицо". Хотя японцы жадно перенимают все приходящие к ним извне, они пропускают новшества через сито своих традиций, тем самым оставаясь самими собою.
В быту и в семье для японцев характерно также вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость и любознательность /Япония, 1992, с. 40/.
2. Япония в первой половине ХХ века
К началу 20 в. Япония подошла быстроразвивающимся государством со значительным капиталистическим сектором и сохраняющимися пережитками феодальных отношения в сельском хозяйстве.
По азиатским традициям японские монополии были тесно связаны с феодальными помещиками и монархией. Еще в начале ХХ в. Буржуазия использовала многочисленные докапиталистические формы эксплуатации – кабальный наем женщин6 и детей, система принудительных общежитий полутюремного типа и т.д. Уровень жизни рабочих был намного ниже, чем в других странах.
Мировой экономический кризис 1900 г. Затронул и японскую экономику. Результатом его явилось разорение мелких и средних капиталистических предприятий и поглощение их крупными, в результате чего в Японии стали появляться многочисленные монополии. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были тресты (д з а й б а ц у ). В это время в стране появились такие крупнейшие монополии как МИЦУИ, МИЦУБИСИ, СУМИТОМО, ЯСУДА, которые сконцентрировали львиную часть национальных богатств.
Быстрое развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв. стало сдерживать некоторыми объективными обстоятельствами и в частности практически полным отсутствием своей собственной сырьевой базы … Одновременно с этим Япония стала остро ощущать необходимость в рынках сбыта своих товаров и приложения капитала …