Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования.
Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров.
Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.
И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение.
Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа /Кутаков, 1965, с. 190/.
В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась /там же, с. 190/.
Демократические тенденции содержались также в разделе "Права и обязанности народа", где торжественно заявлялось, "что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь , свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел" /История Японии, 11978, с. 47/.
Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того – "неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности"; "свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати"; "свободу научной деятельности"; "право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры" /там же, с. 48/.
Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.
28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии /Кутаков, 1965, с. 181/.
Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран – СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма.
Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.
Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе "Политика Японии по отношению к СССР", в частности говорило: "Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке" /там же, с. 48-49/.
В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.
3.2 Второй период оккупации
Влияние корейской войны. 26 июня 1950 г. на другой день после внезапного нападения Южной Кореи на КНДР , подготовленного и спровоцированного американским империализмом, Совет Безопасности ООН, созванный по требованию США, при отсутствии советского представителя принял незаконную резолюцию об оказании вооруженной помощи Южной Корее. Позже, 7 июля 1050 г. Совет Безопасности принял другое решение – о создании армии ООН в Корее во главе с генералом Макартуром. Так прикрываясь флагом ООН, США и их южнокорейские союзники начали агрессивную войну против корейского народа.
Япония стала основной военной базой, с которой осуществлялась переброска американских войск в Корею. Здесь же был расположен штаб Макартура.
Большой спрос на вооружение, военные материалы, продовольствие и другие товары, на военные перевозки и услуги, который был вызван войной, создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Япония не только производила ремонт танков, самолетов и другой военной техники, подбитой в Корее, но и поставляла американским войскам боеприпасы, бронемашины, грузовики и другое военное оборудование. Японский флот участвовал в переброске американских войск и военного снаряжения на корейский фронт /История Японии, 1978. с. 76/.
Большие долларовые поступления по спецзаказам позволили Японии покрыть свой дефицит во внешней торговле и добиться увеличения валютного фонда и увеличить импорт промышленного сырья. Возобновление военного производства потребовало отмены установленных ранее ограничений на внешнюю торговлю Японии.
После развязывания Соединенными Штатами войны в Корее роль Японии в стратегических планах американского командования особенно возросла. Япония стала служить очень важной тыловой базой и перевалочным пунктом американских войск, действовавших в Корее под флагом ООН. Через две недели после начала воны Макартур в письме премьер-министру Ёсида потребовал создания Резервного полицейского корпуса в количестве 75 ты. Человек и увеличения штата морской полиции до 8 тыс. человек. Резервный полицейский корпус формально создавался с целью усиления полицейских сил внутри страны в связи с переброской значительной части американских оккупационных войск из Японии на корейский фронт. Однако по своему построению, технической оснащенности он представлял собой настоящее воинское формирование, зародыш будущей японской армии. Большинство командных постов в нем заняли бывшие офицеры императорской армии. Представители СССР в Союзном совете для Японии и Дальневосточной комиссии решительно протестовали против возрождения японских вооруженных сил /там же, с. 78/.