Смекни!
smekni.com

Внешняя политика СССР после Второй мировой войны (стр. 3 из 6)

По инициативе Хрущева было найдено «самое простое» решение: 5 августа 1961 года Совет Варшавского договора призвал правительство ГДР принять меры против «провокаций», т.е. против массовой эмиграции жителей ГДР в ФРГ. 13 августа было начато строительство знаменитой Берлинской стены, наглухо отделившей Восточный Берлин от Западного.

5. Шаги к мирному сосуществованию

ХХ съезд КПРС внес существенные изменения во внешнеполитическую стратегию СССР. Коммунисты осознали, к какой планетарной катастрофе может привести третья мировая война с применением ядерного оружия.

Вооруженные конфликты перестали рассматривать как наиболее эффективный способ утверждения коммунистического строя, как средство окончательного сокрушения капитализма во всем мире. Впервые было заявлено, что новую мировую войну можно и нужно предотвратить – государства с разными общественными системами должны мирно сосуществовать друг с другом.

Значительное сокращение надводного флота и сухопутных сил при одновременном укреплении ракетно-ядерного щита свидетельствовало о том, что эти заявления – не просто пропаганда. СССР действительно начал переходить к оборонительной военной стратегии. Однако Хрущев подчеркивал, что мирное сосуществование не означает отказа от конфронтации: идейная борьба между социализмом и капитализмом, между двумя образами жизни объявлялась по прежнему абсолютно необходимой. Образ врага сохранялся, но победить этого врага теперь предполагалось путем мирного соревнования – не путем оружия, а силой примера.

Судя по всему, Хрущев искренне верил, что это возможно. По крайней мере, в «железном занавесе», отделявшем нашу страну от Запада, в те годы была проделана существенная брешь. В 1957 году в Москве состоялось немыслимое по прежним меркам событие – Международный фестиваль молодежи и студентов. Советские люди впервые получили возможность пообщаться с иностранцами, не опасаясь обвинения в шпионаже. Менее однобокой стала пропаганда, переставшая изображать жизнь в «странах капитала» в сплошных черных тонах. Было признано, что на Западе есть и много такого, чему стоит поучиться. Хрущев то и дело проводит в пример американских фермеров, объясняя «нерадивым» колхозникам, как надо работать.

Советский лидер сменил сам стиль ведения внешней политики: в отличие от «кремлевского затворника» Сталина Хрущев много ездил не только по стране, но и по всему миру, лично общался с иностранными политиками, журналистами, деловыми людьми, фермерами, рабочими. За границей он вел себя так же непосредственно и эмоционально, как дама. Его откровения зачастую шокировали западную аудиторию. Весь мир облетела адресованная американцам крылатая фраза Хрущева: «Мы вас закопаем!». Так Никита Сергеевич выразил свою убежденность в победе коммунизма над капитализмом. Готовность вновь и вновь доказывать процветающим бизнесменам преимущества государственно-колхозной системы выглядела несколько нелепо, но искренность подкупала. Страх перед коммунистической сверхдержавой начинал отступать, отношение к СССР становилось более доброжелательным и заинтересованным.

6. Революция в Венгрии (23 октября 1956 г. – январь 1957 г.)

После разоблачения культа Сталина на ХХ съезде КПСС в Венгрии начались многотысячные демонстрации под антисталинскими лозунгами. Значительную роль в развитии народного движения сыграл «клуб Петефи», объединивший оппозиционно настроенных писателей и других представителей творческой интеллигенции. 18 июля 1956 года был вынужден уйти в отставку глава коммунистов Матьяш Ракоши, один из наиболее ревностных приверженцев советского диктатора. С его уходом кризис не завершился. 23 октября в Будапеште массовая демонстрация студентов и рабочих, начавшаяся с возложения венков к памятнику героям венгерской революции, переросла в вооруженное восстание. На их сторону перешла часть армии и полиции. Под давлением восставших главой правительства был назначен находившийся в опале коммунист-реформатор Имре Надь. Он не хотел отказа от социализма, выступая лишь за более либеральную его модель.

Сотрудники службы безопасности пытались подавить выступление, однако потерпели поражение. Многие из них были казнены на месте. В столкновениях с повстанцами участвовали и размещенные в Будапеште советские войска. Надь обратился с просьбой об их выводе из страны. Советское руководство сделало вид, что готово иметь дело с новым премьером, и вывело части из Будапешта. На самом же деле оно готовило вооруженное подавление восстания. К концу октября в Венгрии было сформировано коалиционное правительство с участием не коммунистических партий. В начале ноября значительные силы советских войск вошли в Венгрию. Советские представители уверяли, что это всего лишь передислокация. Тем временем в украинском Ужгороде спешно создалось новое, лояльное СССР правительство, которое согласился возглавить коммунист Янош Кадр, сидевший в тюрьме при Ракоши. 4 ноября советские танки под командованием маршала И. Конева вошли в Будапешт. Надь, перед тем кА скрыться в югославском посольстве, объявил о выходе Венгрии из Варшавского договора, но практических последствий это не имело.

Сопротивление в Будапеште было подавлено за неделю. Повстанцы в некоторых горных и лесных районах держались до января 1957 года. Потери советских войск, по официальным данным, составили 720 погибших и пропавших без вести и 1540 раненых. По некоторым сведениям, около 200 военнослужащих отказались участвовать в подавлении восстания и были казнены. Потери повстанцев и мирного населения составили не менее 20 тыс. человек

В СССР ввод советских войск в Венгрию вызвал осуждение лишь у части интеллигенции. Арестованных в 1957 году членов групп московского историка Льва Краснопевцева и ленинградского математика Револьта Пименова обвиняли среди прочего в поддержке венгерской революции. Большинство же тех, кто верил в возрождение ленинизма, считали, что восстание в Венгрии было контрреволюционным мятежом, и потому оправдывали советскую интервенцию.

«Социалистический лагерь» и «Третий мир» после Сталина

Кровавое подавление венгерского восстания 1956 года показало, что и новое советское руководство не остановилось ни перед чем, чтобы удержать страны Центральной и Юго-Восточной Европы под своим контролем. Но при этом диктат «старшего брата» был несколько смягчен. Коммунистические партии получили большую самостоятельность, в Польше были распущены только что созданные колхозы, почти во всех странах «народной демократии» сохранилась частная торговля. В точности копировать советские методы строительства социализма уже не требовалось.

«Десталинизация» в СССР и курс на мирное сосуществование сильно испортили отношения СССР с одним из его главных стратегических союзников – коммунистическим Китаем. Его вождь Мао Цзэдун открыто говорил о желательности ядерной войны между сверхдержавами (СССР и США) и был готов спровоцировать их столкновение. Советская экономическая помощь Китаю была постепенно свернута. Порвались практически все связи между двумя странами. Советско-китайская граница стала напоминать прифронтовую зону.

В эти годы развернулось национально-освободительное движение колониальных странах Азии и Африки. Появились десятки новых, молодых государств. Стремление распространить свое влияние на этот «третий мир» стало одним из главных направлений советской внешней политики.

Очень тесные и дружеские отношения установились у СССР с Индией и Индонезией. В разгоревшемся арабско-израильском конфликте на Ближнем Востоке Советский Союз активно и решительно встал на сторону арабского мира и приобрел там немало союзников (важнейшим из них был Египет). Разграничения зон интересов между СССР и державами Запада в Азии и Африке не было – там шло постоянное соперничество за влияние на правителей освободившихся стран. Стоило оно довольно дорого: Египте, например, за счет советской помощи построил половину своих новых предприятий, Индонезия – 15%. Недешево обходились советской экономике и крупные поставки союзникам военной техники.

Настоящим подарком судьбы для СССР стала партизанская революция на Кубе, принявшая антиамериканский характер. Ее романтический лидер Фидель Кастро решил, опираясь на советскую помощь, построить на своем острове социалистическое общество. Куба стала базой для национальных и коммунистических движений (в том числе партизанских) во всей Латинской Америке.

7. Карибский кризис (1962 г.)

Советское руководство не удержалось от соблазна использовать выгоднейшее стратегическое положение острова Свободы для достижения военного преимущества над своим военным соперником. В 1962 году на Кубе началось тайное размещение советских ядерных ракет средней дальности, способных за несколько минут после пуска поразить любой город восточной части США. Обнаружение их стартовых установок вызвало в США переполох. Американские боевые корабли блокировали остров и начали досматривать все суда, направлявшиеся в кубинские порты. К Кубе устремились и советские военные корабли.

Страшно было представить, к каким последствиям мог привести этот конфликт. Весь мир замер в ужасе, готовясь к атомной катастрофе. Разум возобладал буквально в последний момент: Хрущев согласился на вывод с Кубы советских ракет, а президент США Джон Кеннеди дал обязательство не нападать на Кубу и в дальнейшем вывести американские ракетные базы с территории Турции.

Надежду на дальнейшую разрядку международной напряженности давал и заключенный через год договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Мир, заглянувший в дни Карибского кризиса в пропасть, вздохнул с облегчение.