В 1580 году крымские татары вновь ворвались и разграбили Ширван, разбив кызылбашское войско под предводительством Салман-хана, беглярбека Ширвана. С помощью татар турки из Дербента взяли Баку, оставив там гарнизон. У известного местечка Маллахасан вновь произошла битва главных кызылбашских сил с татарами, после чего неприятель вернулся в Крым. Турки вновь заперлись в Дербенте. Взять Баку кызылбаши не сумели, так в город морем постоянно поставлялось продовольствие и снаряжение из Дербента. В том же году между Сефевидским государством и Турцией состоялись мирные переговоры в Стамбуле о судьбе Ширвана, но из-за воинственных реляций султану Мураду III от Османа-паши из Дербента переговоры сорвались, и военные действия продолжались.
Весной 1581 года на Ширван в четвертый раз напали татары во главе с Гази-Гиреем и Сефи-Гиреем, но были наголову разбиты. Гази-Гирей попал в плен. Турецкий гарнизон в Дербенте получил подкрепление через Северный Кавказ. Борьба за Ширван шла с переменным успехом. В 1583 году после ряда побед кызылбаши во главе с Имамкули-ханом потерпели поражение под Дербентом от Османа-паши.
Внутри страны продолжались смуты. В 1582 году шах возглавил поход против хорасанских мятежников, многие взятые в плен эмиры устаджлу и шамлу были казнены по настоянию визиря Мирзы Салмана. Но огромная власть этого единственного оставшегося при дворе перса вызвала ненависть кызылбашских эмиров. Против него созрел заговор, и в Герате в 1583 году они потребовали у шаха и Хамзы убить Мирзу Салмана, угрожая в случае отказа присоединиться к Аббасу. Бессильный шах не смел возражать, и Мирза Салман был убит.
3. Поход турок на Тебриз в 1583 году
В 1582 году на переговорах в Стамбуле турки настаивали, что условием мира должно быть оставление за ними Ширвана. Посол Ибрагим-хан Тархан Туркман предлагал шаху принять эти условия, опасаясь, что может быть хуже. Однако самонадеянные эмиры резко отвергли эти предложения.
Летом 1583 года новый турецкий командующий Фархад-паша выступил из Эрзурума с 70 — 80-тысячным войском, взял Ереван и занял Чухурсаадскую область. Летом 1584 года шах с войском двинулся навстречу неприятелю из Казвина в Тебриз. В это время придворные интриги вновь изменили расстановку сил среди племен. Принц Хамза приблизил к себе некоторых молодых представителей племен шамлу и устаджлу. Они сумели настроить принца против племен текели и туркман. Беглярбек Тебризской области Амир-хан Туркман был отстранен от должности и убит в мае 1585 года. Это известие вызвало мятеж племен туркман и текели, чем не замедлили воспользоваться турки.
Летом 1585 года, когда принц Хамза проводил время в кутежах на яйлачах (летовках) Карабаха, Осман-паша, поставленный за успехи в Ширване главнокомандующим, начал новый большой поход на Тебриз. Хамза срочно стал собирать ополчение племен, но ввиду указанных выше мятежей в шахское войско удалось собрать только 20 тыс. человек, что в несколько раз было меньше, чем у неприятеля. На военном совете в ставке опытные военачальники предлагали, как и во времена Тахмасиба, вывести из Тебриза население, забрать все продовольствие и ценности и сдать город врагу без боя. Огромная вражеская армия не смогла бы долго оставаться без припасов, и вынуждена была бы вскоре отступить. Это было самое разумное предложение в данных условиях. Но верх взяли наиболее горячие головы. Жителей призвали остаться и встретить турок баррикадами. В уличных боях турки применили артиллерию и после трех дней боев в сентябре 1585 года взяли Тебриз. В резне погибло не менее 15 — 20 тыс. горожан. Тебриз подвергся страшному разрушению и грабежам. Турки уничтожали шиитские религиозные книги — памятники каллиграфии, разрушали мечети.
Пробыв в Тебризе месяц, Осман-паша с основными силами ушел из города. Был оставлен 7-тысячный гарнизон в городской крепости под командованием Джигал-оглы (Синан-паша) с годичным припасом снаряжения и пищи. Во время пребывания турок в Тебризе кызылбаши постоянно и успешно нападали на врага в окрестностях города, наносили чувствительные удары и при отступлении. После ухода Осман-паши двор переехал в Тебриз, где возвышалась турецкая крепость. Неоднократные попытки взять ее штурмом зимой 1585—1586 годов были отбиты турками с большими для кызылбашей потерями. Весной 1586 года к Тебризу подошли мятежники туркман и текели. Хамза был вынужден отказаться от осады турецкой крепости. Ряд придворных предлагали пойти на уступки мятежникам, но Хамза был непримирим и подавил новые попытки начать беспорядки. Мятежники похитили младшего брата Хамзы, принца Тахмасиба, и провозгласили его шахом.
В стране, таким образом, стало уже три «шаха» — законный Мухаммед Худабенде, незаконные Аббас в Хорасане и Тахмасиб в Казвине, — и фактический правитель, законный наследник Хамза. Анархия достигла пика. Хамзе все же удалось найти сторонников и летом 1586 года под Казвином у местечка Саинкали он разбил мятежников туркман и текели, и их главари были взяты в плен. После этого Хамза вновь штурмовал турецкую крепость в Тебризе, но безуспешно. Фархад-паша вновь пришел сюда, сменил гарнизон и двинулся назад.
В сентябре—октябре 1586 года Хамза стал склоняться к заключению мира с турками на условиях оставления Хамза был зарезан своим брадобреем. Убийство было тайно организовано мятежниками. Центральная власть со смертью Хамзы фактически ала существовать. Усобицы продолжались, некоторые племена переходили на сторону турок.
В 1586—1589 годах почти весь Азербайджан был занят армиями Мурада III. Новый признанный шах Аббас I (1587 —1629) поспешил возобновить переговоры с Турцией, начатые Хамзой. С тех пор положение ухудшилось. Сефевиды были вынуждены принять весьма жесткие условия. К Османской империи отходили почти весь Азербайджан с Тебризом, Армения, Грузия, а также западные области Ирана (Нехавенд, Луристан, Шахризур). Граница прошла с севера на юг от Каспийского моря по линии Зенджан — Хама-дан до Персидского залива. Родину своей династии — Ардебиль — Сефевидам удалось сохранить.
Почти двадцатилетнее хозяйничанье турок в Азербайджане подорвало его экономическое положение. Азербайджанская знать при дворе утратила свое значение. Аббас перенес столицу из Казвина в чисто персидский город Исфахан и стал опираться на персидскую знать. С конца XVI века изменился национальный характер государства Сефевидов. Несмотря на сохранение азербайджанской династии и определенных позиций кызылбашских эмиров, государство стало носить преимущественно персидский характер, и с тех пор (конец XVI в.) правильно называть Сефевидское государство Ираном.
4. Восшествие на престол Аббаса I
Вступила на престол в 16-летнем возрасте, Аббас I (1587 - 1629)довольно рано начал проводить свою собственную политику. Своему воцарению (на тот момент было несколько претендентов на трон) Аббас был во многом обязан персидской гражданской бюрократии, среди которой он вырос. В 1587 году, в разгар войны с узбеками, Аббас, воспользовавшись отсутствием отца, занял столицу Казвин, где был поддержан кызылбашской и персидской знатью. Он был не прочь ликвидировать различия между гражданской персидской бюрократией и потомственным военно-феодальным сословием кызылбашей. Аббас сурово отомстил эмирам племен, которые были виновны в смерти его матери Махди Улья брата Хамзы: сразу после восшествия на престол строил казни заговорщиков в Казвине. Затем были казнены эмиры, выступившие против регента Муршидкули-хана Устаджлу. Был издан указ о поголовном истреблении противников хана в Казвине. Основную роль в ограничении традиционных прав кызылбашских военачальников на участие в управлении страной сыграла ликвидация дивана (военного совета), восстановления которого требовали выступившие против регента представители высших военных кругов. Ответ шаха, за которым последовала казнь дерзких эмиров, был короток и ясен: «В настоящее время следует позабыть тот порядок, право решать важнейшие государственные дела принадлежит падишаху».
Чтобы окончательно смирить кызылбашей, необходимо было расправиться с самим Муршидкули-ханом. В 1589 году он был убит, на следующий день был казнен другой претендент на регентский пост — Мухаммед-хан Туркман. Несмотря на внешнюю схожесть этих казней с политическими убийствами, имевшими место ранее, значение террора шаха Аббаса носило принципиально иной характер. Раньше речь шла только о перераспределении власти между кызылбашскими племенами, об их влиянии на монарха. Все эмиры при внешней почтительности к шахской власти, стремились править сами, ограничивая монарха. Шахи, в свою очередь, вынуждены были это учитывать и лавировать между племенами. Монархия была ограничена влиятельнейшим военно-феодальным кызылбашским сословием, неоднократно происходили заговоры и перевороты. Аббас же сделал свою власть по-настоящему неограниченной. В своей политике он опирался, прежде всего, на персидскую бюрократию, персидский торгово-промышленный элемент городов и лишь частично на лояльные слои кызылбашей.
При Аббасе происходило быстрое экономическое развитие внутренних, персидских районов страны, в то время как окраины, в том числе и Азербайджан, истощались и разорялись непрерывными военными действиями. Шахом был проведен порядок укомплектования войск ополчения по принципу племенной разнородности. Это разрушило основы племенных соединений, на которые, как на незыблемые столпы, опиралось ранее азербайджанское кызылбашское государство Сефевидов.