Смекни!
smekni.com

Внутренняя политика Османской империи (стр. 1 из 4)

Реферат

"Внутренняя политика Османской империи"

Аграрный строй

В XVIвеке в Османской империи господствовали феодальные отношения. В основном они выражались в существовании вассально-ленной системы, которая была унаследована еще от турок-сельджуков. Феодальная собственность на землю и категории феодалов остались неизменными. Эта устойчивость объясняется тем, что характер турецкого феодализма не изменился. До конца XVI столетия большая часть земель Османской империи являлась собственностью государства и право распоряжаться ими имел только султан. Однако в непосредственном управлении казны и чиновников находился незначительный земельный фонд, основу которого составлял домен самого султана. Как правило, это были лучшие земли в Болгарии, Фракии, Македонии, Боснии, Сербии, Хорватии. Поступающие доходы находились в личном распоряжении султана и поступали в его личную казну.

Расходы шли на содержание двора, султана и его семьи. Многие области Анатолии также являлись собственностью членов султанской фамилии - сыновей и племянников, других близких родственников. Султан имел право раздавать государственные земли феодалам в наследственное или пожизненное пользование на условиях военно-ленного держания (т.е. владельцы были обязаны нести военную службу за землю). Владельцы малых и больших ленов ("тимаров" с доходом до 3 тыс. акче, "зеаметов" - от 3 тыс. до 100 тыс. акче) обязаны были по первому зову султана явиться для участия в походе во главе определенного количества всадников, экипированных и находящихся у них на довольствии, в соответствии с получаемым доходом. Эти земельные пожалования служили основой экономической мощи феодалов и важнейшим источником военной силы государства.

Турецкие феодалы не участвовали в организации производства, вели паразитическое существование, обращая все доходы на удовлетворение своих потребностей. Все расходы по воспроизводству в сельском хозяйстве ложились на плечи только крестьян. Наряду с усилением класса феодалов в целом в нем происходили важные процессы, которые его ослабили. Именно усиление борьбы за землю между Различными категориями феодалов и узурпация владений мелких феодалов крупными разлагали изнутри военно-ленную систему. Началось дробление тимаров, феодалы стали стремиться к тому, чтобы превратить свои условные владения в безусловные. От завоевательных походов, предпринятых в первой половине XVI века, больше других выиграли крупные светские и духовные феодалы. Таким образом, к концу XVI века концентрация земли в руках крупных феодалов усилилась и получила в дальнейшем еще большее распространение.

Доля крупных феодалов в землевладении составила около 55-60%. В то же время мелкие феодалы - тимариоты - начали дробить свои лены, и их доходы падали.

Из фонда государственных земель султан раздавал придворным и провинциальным сановникам земельные угодья, доходы с которых (так называемых хассов, доход был от 100 тыс. акче и выше) целиком шли на содержание государственных сановников (бейлербеев и санджакбеев) взамен жалованья. Бейлербеи имели также право распределять мелкие лены (чем они сильно злоупотребляли, округляя свои владения или раздавая их своим слугам, которые не имели на то право). Каждый сановник пользовался доходами с предоставленных ему земель лишь до тех пор, пока за ним сохранялся его пост.

Ущемление прав и интересов мелких феодалов крупными стало распространенным явлением во второй половине XVI века, проявлением недовольства которых стало участие мелких феодалов в народных восстаниях.

Сипахи обязаны были нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Они составляли низшую массовую прослойку господствующего класса, располагавшую незначительной частью феодальной ренты и ограниченными правами в отношении приписанных крестьян.

В XVI веке владельцы тимаров, зеаметов и хассов жили в основном в городах и не вели собственного хозяйства. Они не занимались хозяйственной эксплуатацией земель и заботились не об улучшении техники земледелия или повышении урожайности, а лишь о своевременном получении ренты. Собирались феодальные повинности с сидящих на земле крестьян с помощью управителей и сборщиков податей, а нередко и откупщиков.

Другой формой феодальной собственности на землю являлисьтак называемые вакфные владения. К этой категории владений принадлежали огромные земельные площади, находившиеся в полной собственности мечетей и другого рода религиозных и благотворительных учреждений. Вакф был освобожден от контроля государства, и полученные с него доходы были целиком обращены на религиозные цели и нужды мусульманской общины. В качестве вакфа могли выступать и земли, собственность, завещанная в пользу своих потомков без права его передачи в другие руки при условии отчисления части дохода в пользу того или иного учреждения. Владельцы земель шли на это ради получения определенных гарантий хозяйственной самостоятельности и инициативы, а также для сокращения целостности накопленного состояния. В вакф можно было обратить лишь имущество, находящееся в частном владении. Эти земельные владения являлись экономической базой сильнейшего политического влияния мусульманского духовенства.

К категории частной феодальной собственности принадлежали земли феодалов, получаемые за какие-либо заслуги перед султаном. Феодалам вручались особые грамоты на неограниченное право распоряжаться предоставленными землями. Эта категория феодальной собственности на землю получила название "мюльк". Большая часть мюльков появилась в начальный период завоеваний в Юго-Восточной Европе и во время присоединения малоазиатских бейликов. Их собственниками были наследники влиятельных феодальных родов на Балканах, а также признавшие османское верховенство представители прежних династий. Высшие сановники владели мюлысами, помимо хассов. Поэтому, потеряв свой пост, они оставались крупными землевладельцами. Крупные мюльки (а они составляли основу феодального землевладения в Малой Азии) включали в себя десятки сел, огромные земельные площади, десятки мельниц, а нередко и имущество в городах (дома, караван-сараи, мастерские, бани, базары и пр). Исходя из определенных государственных потребностей, османские правители были вынуждены допускать и известное расширение частного землевладения. В европейской 'части империи это объяснялось необходимостью быстрейшего хозяйственного подъема завоеванных территорий и потребностями турецкой колонизации Балканского полуострова. Однако, несмотря на то, что количество мюльков постоянно возрастало, их удельный вес до конца XVI века был невелик.

Крестьянское землепользование и положение крестьянства

Подавляющее большинство (80 - 90%) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI века эти отличия стирались и различные категории райя (крестьянства) все более превращались в единую феодально-зависимую массу. Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. Закон обязывал феодала предоставлять крестьянам наделы (чифт, чиртлик) в пределах от 6 до 16 га на семью, в зависимости от качества земли. Крестьянин, впервые получивший надел, платил феодалу особый сбор - тапу. В дальнейшем этот надел, уже без уплаты сбора тапу, переходил по наследству сыну или жене покойного, если она выполняла все установленные повинности. Крестьянин терял свой надел лишь в том случае, если он его не обрабатывал.

В Турции не было таких тяжелых форм закрепощения крестьянства, какие существовали в крупных феодальных государствах Европы. Но это не значит, что в Турции не было внеэкономических мер принуждения. Чтобы заставить крестьян во всех случаях обрабатывать землю, уже в конце XV века закон прикреплял их к земле. Если крестьянин не обрабатывал свою землю в течение одного года (по более поздним законам - три года), феодал был вправе лишить его земли и дома. В конце XV века для отдельных районов были приняты законы, которые запрещали крестьянам оставлять свою землю и давали феодалам право в течение 15 - 20 лет разыскивать беглецов и возвращать их в свои лены. В течение XVI века шел процесс закрепощения крестьянства, и в первой половине XVI века оно было юридически закреплено. Юридическое закрепощение нашло свое выражение в предоставленном кодексом Сулеймана праве феодалов силой возвращать беглых крестьян в свои владения, причем это право получили феодалы по всей территории Османской империи. Он устанавливал, что сипахи имеют право возвращать своих крестьян, если последние прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе - менее 20 лет. Это установление не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул. Право феодала возвращать беглых распространялось не только на главу семьи, но и на его сыновей. Лишение крестьян права свободного перехода и ухода в город означало вместе с тем и лишение его личной свободы, хотя и не в такой сильной степени, как крепостных в Европе.

Обрабатывая отведенные им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу землевладельца многочисленные феодальные повинности. Это был поземельный налог, взимавшийся в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины (ушра, ашар), собиравшиеся с различных продуктов сельского хозяйства. Крестьяне платили также владельцам земли мельничный сбор, налог со скота, брачный налог, сбор за составление документа о наследственном пользовании землей (тапу) и всевозможные штрафы. Кроме этого, они должны были выполнять различные повинности: участвовать в феодальном ополчении, сооружать и ремонтировать дороги, крепости, мосты и т.п.

Феодальная рента в XVI веке выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило господство продуктовой ренты. Натуральная рента поступала главным образом в распоряжение феодалов на местах.