Смекни!
smekni.com

Внутренняя политика Средней Азии и Казахстана в XVI веке (стр. 4 из 4)

В дальнейшем государство Шейбанидов несколько раз на протяжении шести лет сталкивалось с Ираном, что приводило к большим потерям и с той и с другой стороны, причем следующее двадцатилетие отмечено еще и непрерывной междоусобицей, результатом которой стал успех Абдуллы-султана в 1559 году, который сумел захватить Бухару, в чем Абдулле (и его отцу Искандеру) серьезно помогли джуйгарские шейхи, способствовавшие выдвижению Абдуллы деньгами и духовным авторитетом. Проявив скромность, Абдулла не стал объявлять себя ханом, а предоставил этот верховный титул своему отцу Искандеру (1561 — 1583), от имени которого совершалось управление государством узбеков. Сосредоточив в своих руках всю полноту военной власти, Абдулла последовательно возглавил несколько крупных рейдов в Хорасан (откуда вернулся с изрядной добычей), а также против кочевых казаков, однако в этом случае не добился серьезных результатов. Будучи главнокомандующим, Абдулла значительно расширил пределы Бухарского государства: он завоевал Ферганскую долину и занял Балх, а в 1576 году овладел Ташкентом и Самаркандом. После того как хан Искандер умер в 1583 году, Абдулла стал ханом и правил до 1588 года, проводя время за мероприятиями по укреплению собственной власти и военными походами. Имея поддержку джуйгарских шейхов, Абдулла жестоко расправлялся с врагами и смог хотя бы на время объединить весь Мавераннахр вокруг одного центра, которым стала Бухара. В 1584 году хан Абдулла организовал поход в Бадахшан и захватил его, тем самым ликвидировав последнее независимое государство, управлявшееся кем-либо из Тимуридов. Результатами других походов стало присоединение к Бухарскому государству Ташкента и Хорезма.

В 70—80-х годах XVI века хан Абдулла предпринял ряд политических мер (не забывая совмещать их демонстрацией своей военной силы), которые должны были быть направлены на то, чтобы привлечь на его сторону казахских султанов, которые держались весьма независимо. Определенное время Абдулла-хан действительно пользовался авторитетом среди казахских правителей, однако в 1588 году казахский хан Тевеккель разорвал свой вассальный Договор с Бухарским государством и выступил против хана Абдуллы, что привело к ряду затяжных войн между казахами и Бухарой на протяжении всей первой половины XVII века. Не лучшим образом сложились отношения у хана Абдуллы и с иранским шахом Аббасом II, что заставило бухарского правителя искать себе иных союзников, которыми стали Турция и Индия. В 1585 году Бухарское ханство и империя Великого Могола обменялись посольствами.

Однако все эти меры и наличие сильной и многочисленной армии не могли надежно обеспечить единство Бухарского ханства, раздираемого столкновениями между правящими группировками. Кроме того, на внешние границы непрерывно давили сильные и агрессивные соседи. К примеру, когда иранский шах Аббас I захватил большую часть Хорасана, один из правителей Ургенча, Ходжа-Мухаммед-хан, при иранской поддержке изгнал из Хорезма наместника центрального правительства и объявил о своей независимости. В этот же период казахи захватили Ташкент.

После того, как в 1588 году хан Абдулла умер, бухарский престол перешел к его сыну Абдулмумину, которому не удалось справиться с сепаратистскими настроениями своих подданных, и в 1598 году он был убит в результате заговора. С его гибелью закончилась династия Шейбанидов, поскольку еще раньше все потенциальные наследники в семье были убиты по приказу самого Абдулмумина. Бухарская аристократия возвела на престол старшего сына Джанибека Дин-Мухаммеда Аштарханида (1599г.), являвшегося потомком астраханских ханов, бежавших из Астрахани после захвата ее войсками Ивана Грозного. Период правления новой династии отличался новыми всплесками междоусобной борьбы, характерным примером которой может служить тот факт, что сам Дин-Мухаммед, бывший до того правителем в Абиверде, даже не добрался до Бухары, будучи убит по дороге, так что вместо него в ханское звание был возведен его брат Боки-Мухаммед (1599 — 1605).

Следующим после Боки-Мухаммеда ханом Бухарского государства в результате пятилетней борьбы стал другой представитель Аштарханидов: Цмам-Кули-хан. На какое-то время с помощью репрессий ему удалось установить твердую власть, однако длился этот период недолго. Имамкули-хан потерял зрение и вынужден был отказаться от трона в пользу своего брата Надир-Мухаммеда, который стал ханом в 1642 году, однако не смог обуздать желающих занять его место родственников. В итоге очередного витка столкновений власть в Бухаре захватил сын Надир-Мухаммеда — Абду-лазис (1645—1680), причем совсем отстранить отца от власти он не смог, и тот оставался правителем области Балх. Справедливо опасаясь, что отец захочет вернуться на ханский трон, Абдулазиз организовал против него военный поход, в результате которого Надир-Мухаммед-хан лишился власти в Балхе и вскоре умер по дороге в Мекку.

4. Образование Хорезмского ханства

Хорезм оставался под управлением тимуридского правителя Хорасана Султана-Хусейна до 1505 года, когда был отвоеван Мухаммедом Шейбани. После того как в 1530 году Шейбани погиб, Хорезм стал управляться наместником иранского шаха Исмаила I, однако находился под сефевидской властью недолго. Уже в 1511 году образовалось Хорезмское (Хивинское) ханство, причем власти в нем добились узбекские ханы, происходившие из тех племен, кото-РЬ1е ранее не примкнули к Мухаммеду Шейбани. Позднее, в XVII веке, из-за того, что рукав Амударьи, снабжавший водой Ургенч, в котором размещалась резиденция ханов, пересох, столицу пришлось перенести в Хиву, отчего Хорезмское ханство в исторических трудах стали называть также Хивинским. Чтобы избавиться от иранцев, управлявших страной, узбеки организовали заговор, в который входили и представители туркменских родов.

Для управления борьбой с иранцами заговорщики пригласили двух узбекских султанов — братьев Ильбарса и Байбарса. Оба султана, не участвовавшие в походах Шейбани, согласились возглавить военные действия, и вскоре жители города Вазира открыли им ворота и объявили Ильбарса ханом. Через некоторое время Ильбарс, опирающийся на поддержку влиятельных кругов местного населения, распространил свою власть на всю территорию Хорезма, располагавшегося на левобережье нижнего течения Амударьи. Но едва возникнув, Хорезмское ханство начало распадаться, а туркменские и узбекские правители выделившихся на время территорий вступили в борьбу между собой. Когда в 1538 году Ильбарс умер, на протяжении года в Хорезме сменилосьпять ханов, причем при последнем из них, Денеш-хане, Хорезмское ханство было завоевано более сильным бухарским правителем, наместником которого стал сын бухарского хана Абдулазиз. Однако долго его правление не продолжалось, и в конце 30-х годов Абдулазиз был изгнан из Хорезма родственником Авенеша Дин-Мухаммедом, провозгласившим себя ханом.

В 1575 году тогдашний правитель Бухары хан Абдулла II вступил в противоборство с хорезмским Хаджим-ханом с тем, чтобы подчинить себе его владения, однако первая его попытка успеха не принесла. Абдулла II смог завоевать Хорезм лишь в 1593 году, после чего Хаджим-хан бежал в Иран и вернулся домой только после смерти Абдуллы II. Хорезмские ханы, опирающиеся на военную силу кочевых племен, контролировали в этот период территорию Южного Туркменистана, Балхан и Мангышлак. Целые степные области с кочевым населением признавали над собой главенство хорезмских ханов, а во главе этих уделов стояли члены правящей в Хорезме династии, хотя туркменские племена в принципе подчинялись центральному правительству, но часто не платили ему никаких податей.

Южный Туркменистан, не особенно прочно удерживаемый в пределах Хорезма, в 1598 — 1601 годах был вновь завоеван Ираном, после чего местные кочевые княжества ликвидированы, а в Мерв и Нису прибыли шахские наместники. Политические изменения первой половины XVII века привели к выделению Аральского княжества, которое позднее смогло освободиться от Хивы. В Хорезме да середины XVII века не затихала борьба за ханский престол, а столица государства дважды переносилась сначала из Вазира в Ургенч, потом из Ургенча в Хиву, причем борьба за власть между различными влиятельными группировками усложнилась борьбой между узбеками и туркменами, что делало обстановку в Хорезмском оазисе еще более напряженной. В 1623 году туркменской партии удалось добиться перевеса в свою пользу и посадить на ханский трон своего ставленника Асфендиара, который правил двадцать лет. Его сменил представитель узбекской аристократии Абулгази (1643 — 1663), вошедший в историю своими мерами по укреплению центральной власти и походами против туркмен, из которых наиболее сильным ударам подверглось племя салоров.

Поскольку население Хорезма было этнически неоднородно, то это приводило к трениям. Условно подданных хорезмского хана можно разделить на отдельные группы. К первой группе следует отнести коренное население городов и селений, живших оседло и занимавшихся земледелием. Это потомки прежних обитателей оазиса, смешавшиеся с тюрками, в разное время приходившими в Хорезм из других мест. Другую группу составляли кочевники-туркмены, передвигавшиеся со своими стадами по западным и южным пределам государства. Кроме того, значительную группу составляли кочевые узбеки, в массовом порядке перебравшиеся в Хорезм вместе с Ильбарсом, причем многие из них, получив от хана землю, стали переходить к оседлой жизни, постепенно смешиваясь с коренными жителями Хорезма.

Если узбеки, имевшие недвижимость и проживавшие в городах и селениях, легко контролировались центральным правительством, то кочевники-туркмены то и дело стремились избавиться от ханской власти. Главной причиной свободолюбия, естественно, было нежелание платить налоги и участвовать, таким образом, в содержании государственных институтов. В одних случаях дело ограничивалось тем, что кочевники просто удалялись подальше в степь в надежде, что там их не найдут и не заставят платить подать в государственную казну. Но известны и серьезные инциденты, вызванные нежеланием расставаться с частью (небольшой: налог с кочевников скотом составлял одну сороковую часть поголовья в год) своего имущества. Описан случай, происшедший в середине XVI века, когда туркмены племени эрсари перебили 40 сборщиков налогов и отказались платить зякет (налог скотом). Хан отправил для наказания бунтовщиков карательную экспедицию, и тем пришлось, во-первых, откочевать в безводную степь, а во-вторых, уплатить хану 40 тыс. баранов — по тысяче баранов за каждого убитого сборщика налогов. А чтобы со временем наказание не забылось, хан велел собирать такой налог с племени эрсари ежегодно.