Но вернёмся к портрету.
На нём изображён широкоплечий, среднего роста с мускулистыми крепкими руками уверенно сидящий на коне мужчина. Лицом больше походит на немца или шведа: волосы светлые, крупный острый нос, выдающийся вперёд подбородок небритый.
В общем, лицо сильного волевого человека, но явно не голубых кровей. Возраст около сорока лет.
Вооружён гладиаторским мечём-пладксон, ножны, кстати, тоже на правом бедре, как у центуриона, панцирь подогнанный "анатомический", шлем итало-корифского типа носили в то время только военачальники – достаточно редкий, круглый кавалерийский щит "Парма эквестрис". По поводу меча заметим, он гладиаторский при всём остальном вооружении выглядит не вполне гармонично. Но заметим, что оружие Спартак мог выбирать, как говориться "по руке", то есть наиболее для себя удобное. К гладиаторскому мечу видимо рука более привыкла, сказалась профессиональная привычка.
Вот, пожалуй, и всё что можно сказать о личности Великого гладиатора. Разве что добавим слова К.Маркса: "Спартак … является сильным великолепным парнем античной истории. Великий генерал (не Гарибальди), биографическая характеристика истинного представителя античного пролетариата".5 Письмо К.Маркса Ф.Энгельсу 27февраля 1861г, - К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные письма. М., 1947. Стр. 121-122".
Да и В.И.Ленин добавит "…Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад". "О Государстве". Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. с.77).
Был ли Спартак "великим генералом" и "выдающимся героем" постараемся выяснить далее в нашем исследовании.
И так: "Некий Лептул Батат содержал в Капуе школу гладиаторов … Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек заранее узнавшие об этом, всё же убежать, запаслись захваченными где-то ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились" - повествует нам Плутарх о начале восстания.
Аппиани добавляет: "Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью в театре. Напав на охрану, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий".
Тит Ливий (римский историк): "Семьдесят четыре гладиатора в Катуе бежали из школы Лентула и собрав около себя толпу рабов, присуждённых к каторжным работам, под начальством Крисса и Спартака подняли войну".
Валей Патеркул: "…шестьдесят четыре беглых раба бежали из Катуи из гладиаторской школы под начальством Спартака".
Флор сообщает: "Спартак, Крипа Эпонай, выломав двери гладиаторской школы Лептула, не более как с тридцатью людьми такого же положения вырвались в Капую".
Что можно сказать на основании данных показаний. Заговор гладиаторов состоялся, руководил заговором Спартак. На свободу удалось вырваться на всем заговорщикам, а только по разным данным от 30 до 78 человек из двухсот. В рядах заговорщиков, как часто, бывает, был стукач, иначе как бы заговор был раскрыт? Но, судя по всему, и у заговорщиков были свои люди в администрации или служащих школы.
Гладиаторская школа это та же тюрьма и порядки там должны быть соответствующие. Если бы у Спартака не было своей разведки, то служба безопасности Батиана задавила бы заговор в зародыше, гладиаторы и пикнуть бы не успели. Но побег состоялся, да ещё столько шума наделал.
Данных мало, но всё же можно попробовать реконструировать ход данной операции, успешно проведённой Спартаком. Как мы уже знаем Спартак на время восстания был уже не просто гладиатором, а тренером притом свободным, а значит имел выход в город. Из этого следует, что он мог создать условия для успешного восстания, вербуя сторонников не только из числа гладиаторов, но и городских рабов и других деклассированных элементов.
Плюс ко всему мы знаем от Плутарха следующее: "Когда Спартак был впервые приведён в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовала и одержимая диописическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведёт его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве". Исходя из этого отрывка можно предположить, что в деле подготовки заговора могла участвовать и супруга Спартака, она могла служить, как в качестве связной проникая в школу Батиата в качестве "волчицы", так, в добавок к этому быть, идеологическим агентом; так как она была пророчицей, то учитывая психологию людей того времени, можно сделать предположение, что она легко могла в недрить в мозги обездоленных идею о предуготовленной небом Спартаку "великой и грозной власти", упуская при этом "злополучный конец".
Таким образом Спартак имеет к моменту бунта, только среди гладиаторов школы Батиата около 200 бойцов, готовых биться за свободу. Мы не знаем были ли в городе и окрестностях сторонники восстания, но предположим такой факт, доказательство, правда косвенное будет приведено ниже.
Так же в любом заговоре бывает несколько человек организаторов. Скорее всего, они были и тут: Спартак, Эпомай, Крисс.
И вот им стало известно, что заговор раскрыт. Вчера было рано, завтра будет поздно. Руководители принимают решение "сейчас или не когда".
Стоит жаркий летний день, идёт обычная тренировка гладиаторов. Стражники стоят на воротах и на площадке для тренировок – скучают. Охрана днём не столь бдительна, как ночью, и гладиаторы не заперты в отдельных камерах, а свободно тренируются в залах и во дворе. Верхушка заговорщиков переглядывается, может парой слов перекидывается: "Пора". Несколько человек, самых отчаянных бросаются на охрану. При этом крик: "Бей охрану", "свобода или смерть", "если не уйдём все на крестах будем", "нас предали". Можно быть уверенными, что после того, как падает первый зарезанный охранник и слышится крик о предательстве и распятии, последний самый трусливый раб в бой кинется, потому, как здраво рассудит: "Если дамся живым – всё равно погибну, но уже мученически – на кресте, а так есть шанс спастись". Начинается свалка. Под шумок группа самых отчаянных и умных уходит в прорыв, остальные отвлекают. Этими отчаянными и были, скорее всего, те 70 человек, что на Везувии оказались.
А что остальные. Ну, прикрылись ими, сами вырвались. И слава богам. Все бунты и восстания подобным образом происходят. Другой вопрос куда прорываться. В ворота. Там основные силы охраны, да и ворота заперты ломать придётся. Время дорого. Через казарменные окна, выходящие наружу? Так на окнах решётки. Оружие со складов забирать, тоже время терять на взлом складов. Выход один – через пищеблок. Там, скорее всего двери открыты. Ведь днём обслуга в город выходит, да и продукты привозят, разгружают. Вперёд на кухню, по пути ещё и съестного прихватим, кто окорок, кто хлеба. Вот откуда "захваченные где-то кухонные ножи и вертелы" (Плутарх) появляются.
Утверждать не возьмёмся, скорее всего, всё так и было. Да и насчёт раскрытого заговора можно предположить, что это скорее дезинформация, подброшенная самими же руководителями заговора рядовым бойцам, что бы тем решимости придать. "Заговор всё равно раскрыт, так что нам терять нечего, деритесь или умрёте". И дрались, потому что сдача равносильна мученической смерти.
Всё с территории школы вырвались. Сейчас прочь из города, бегом пока городская стража не опомнилась, и ворота не закрыли. Рывок. Всё пригород. Сейчас задача оторваться от преследователей, на сколько это возможно. А там решим, как дальше быть. И тут "По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились" (Плутарх).
Удача? Неужели Юпитер презренным рабам помощь оказал? Что-то слабо верится в такое удачное стечение обстоятельств. Скорее всего, агентура Спартака сработала отлично. Предупреждены были заговорщики о том, что в соседнем городе гладиаторские игры намечаются, и оружие туда повезут. Вот и подходящее время для побега. Опять же утверждать не возьмёмся. Но Спартак ведь "великий генерал". А генерал просто обязан предусмотреть все нюансы предстоящей операции и обеспечить её удачное проведение, иначе он даже лейтенантских погон не достоин.
"Заняв укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак" - Плутарх.
"Гладиаторы удалились на гору Везувий".
2. Сидение на Везувии. Прорыв с Везувия, победа над Клоднем (Кловдием)
Восставшие захватили плацдарм в данном случае Гору Везувий, которая является господствующей высотой в данной местности. И потому же она представляет собой естественное укрепление, природную крепость. В то время Везувий "спал", был покрыт густым леском, а вершина "… в значительной части плоская, совершенно бесплодная" (Страбог) идеальная площадка для подготовки дальнейших действий. Сейчас можно дать передышку личному составу после полсотни километров (12 римских миль от Катуи до Везувия) марш броска. Подсчитать потери и наличные силы. Решить что делать дальше.
Спартак приступил к формированию и вооружению армии "Приняв" в состав шайки многих беглых рабов и кое-кого из сельских свободных рабочих, Спартак начал делать набеги на ближайшие окрестности. Помощники у него были Эпомай и Крипс: Аптсор.