Смекни!
smekni.com

Юридическая трактовка проституции, как социального явления (стр. 1 из 2)

Юридическая трактовка проституции как социального явления


Не менее интересную трактовку такого понятия как проституция дает и юриспруденция, которая определяет ее как вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении. Характерным признаком проституции является систематичность сексуальных отношений с различными партнерами (клиентами) и предварительная договоренность об оплате (хотя цена может быть заранее и не названа). Проституция является, как правило, основным или даже единственным источником доходов лица, занимающегося ею. В криминологии проституция - один из видов отклоняющегося, социально вредного поведения, фоновая среда для криминала, а также один из главных видов преступного бизнеса.

Вообще надо заметить, что юридическое (точнее, юридически значимое) определение проституции – чрезвычайно сложная задача, не нашедшая удовлетворительного решения ни за рубежом, ни у нас. Это, кстати говоря, еще один довод (хотя и не самый главный) против криминализации (введения уголовной ответственности) занятия проституцией.

Несмотря на то, что во всём современном мире проституция рассматривается как негативное явление, правовая оценка её в различных странах неодинакова. В некоторых из них существует запрет проституции, подкреплённый административной или уголовной ответственностью. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.

Уголовные законодательства государств, в которых содержится ответственность за преступления, непосредственно связанные с проституцией, можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести уголовные кодексы (УК) тех государств, в которых преследуется занятие проституцией. Ко второй относятся УК тех государств, где установлена ответственность за коммерческую эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией (сутенёрство, сводничество). Третья группа включает кодексы тех государств, в которых установлена ответственность клиентов проституток.

Учитывая вышеизложенное, особый интерес сегодня представляет сравнительное исследование положений уголовного законодательства зарубежных стран, регламентирующих ответственность за вовлечение других лиц в занятие проституцией. Подавляющее большинство стран, уголовное законодательство которых мы исследовали, устанавливает ответственность за эти деяния, однако государства по-разному решают проблему институционализации норм, предусматривающих ответственность за подобные деяния. Так, включенная в раздел VIII «Разврат» главы второй «Преступления против личности» часть 1 статьи 155 УК Болгарии называет преступным склонение женщины к занятию проституцией, не указывая при этом способов совершения такого деяния. Таким образом, болгарский законодатель указывает на то, что потерпевшим от данного преступления может быть лишь лицо женского пола, что на современном этапе не отражает объективной действительности.

В соответствии со ст. 228 УК Дании, расположенного в главе 24 «Половые преступления», наказанию подлежит:

«(1) Любое лицо, которое:1) склоняет другое лицо к получению прибыли за счет вступления в аморальные половые сношения с другими лицами, или

2) с целью получения выгоды склоняет другое лицо предаться аморальным половым сношениям с другими лицами или не позволяет другому лицу, вступающему в аморальные половые сношения с другими лицами, оставить данное занятие….». Однако, как видно из текста приведенной нормы, уголовная ответственность наступает не только за склонение, но и за воспрепятствование прекращению аморальных половых сношений с целью получения прибыли.

Уголовный закон ФРГ в тринадцатом разделе «Преступные деяния против полового самоопределения» содержит §180а. «Содействие занятию проституцией» в соответствии с которым уголовному наказанию подлежит тот, кто «заставляет заниматься проституцией или эксплуатирует в этой связи другое лицо, которому он предоставляет квартиру для занятия проституцией».

Уголовное законодательство Нидерландов в статье 250 рассматривает аналогичное деяние как торговлю людьми, а именно действия лица, которое:

«(1) актом насилия или другим действием или угрозой другим действием или путем злоупотребления властью, возникшей из существующих отношений, или путем введения в заблуждение заставляет другое лицо заниматься проституцией или предпринимает действия в любых вышеупомянутых обстоятельствах, которые, как оно знает или должно обоснованно предполагать, заставит лицо заняться проституцией; (2) вербует, берет с собой или похищает другое лицо с целью заставить это лицо заняться проституцией в иностранном государстве; (3) заставляет несовершеннолетнего, ее или его, заниматься проституцией или предпринимает любое действие относительно этого лица, если оно знает или должно обоснованно предполагать, что это действие заставит это лицо заняться проституцией». Из приведенного текста следует, что УК Голландии признает лиц, заставляющих несовершеннолетних заниматься проституцией или предпринимающих любые действия относительно несовершеннолетнего, если они «знают или должны обоснованно предполагать», что эти действия заставят его заняться проституцией, виновными в торговле людьми. Таким образом, при совершении данного преступления допускаются такие формы вины, как умысел и неосторожность в отношении вовлечения несовершеннолетнего в занятие проституцией, чего не прослеживается в уголовном законодательстве других стран. В отличие от рассмотренных нами болгарского и немецкого уголовного законодательства, уголовное законодательство Нидерландов определяет способы вовлечения в занятие проституцией.

Уголовное законодательство Китайской Народной Республики (КНР) отличается от других нами изученных уголовных законов. Так, в главе 6 «Преступления против порядка общественного управления» УК КНР преступлениям, связанным с организацией, принуждением, вовлечением в занятие проституцией, предоставление помещения для этой цели и сводничеством отведен отдельный параграф 8. УК КНР дифференцирует ответственность за склонение к занятию проституцией, прежде всего в зависимости от характера отношений виновного с потерпевшими. Так, статья 358 устанавливает ответственность за организацию третьих лиц для занятия проституцией или принуждение третьих лиц к занятию проституцией в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, а также штрафом. В свою очередь статья 359 УК Китая за вовлечение третьих лиц в занятие проституцией, предоставление помещения для этого, сводничество предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом.

Одной из отличительных особенностей рассматриваемых уголовно-правовых норм является наличие таких квалифицирующих признаков, в которых имеет значение возраст потерпевших. Так, повышенная уголовная ответственность наступает за принуждение или вовлечение в занятие проституцией девушек, не достигших 14-ти лет, а в случае совершения такого принуждения при особо отягчающих обстоятельствах (они определены в Общей части УК Китая) – предусмотрено наказание в виде бессрочного лишения свободы или смертной казни, а также конфискацией имущества. Это самое суровое наказание, предусмотренное за подобные преступления в исследуемых кодексах.

Подобным уголовному законодательству КНР является ст.1059 УК Турции, в пятом разделе которого «Преступления против общественного порядка» отдельно выделена глава третья «Подстрекательство к проституции». В нее включены статьи 435 и 436. Первая часть ст. 435 УК Турции устанавливает ответственность лиц, соблазняющих и подстрекающих к проституции подростка, не достигшего 15 лет, и создающих условия для этого. В части четвертой этой же статьи предусмотрено наказание за подстрекательство девушки или женщины, достигшей 21 года, к проституции ее мужем, близким родственником по восходящей линии, братьями или сестрами.

Статья 436 УК Турции, в свою очередь, грозит наказанием лицам, которые в целях проституции соблазняют, вербуют, доставляют или перевозят для другого лица девственницу или женщину, не достигшую 21 года, даже с ее согласия, или девственницу или женщину, достигшую 21 года, с использованием силы, принуждения, угрозы, влияния или обманным путем. Согласно части второй этой же нормы, повышенная уголовная ответственность наступает за указанные деяния, совершенные в отношении девственницы или женщины, не достигшей 21 года, с использованием силы, принуждения, угрозы или влияния, либо братом, сестрой, близким родственником по восходящей линии, мужем, опекуном, попечителем, учителем, воспитателем, слугой или иными лицами, под надзор которых была передана потерпевшая. В этом случае виновное лицо наказывается заключением на срок от двух до пяти лет.

Таким образом, в турецком уголовном законодательстве для квалификации преступлений, связанных с вовлечением в занятие проституцией, особое значение имеет не только способ совершения деяния (насильственный или ненасильственный) и возраст потерпевшего (потерпевшей), но и родственное отношение последнего к виновному. Применительно к рассмотренным статьям УК Турции предусмотрел возможность ст.1085 назначения дополнительных мер воздействия. Так, статья 437 УК Турции, включенная в главу четвертую «Общие положения, применимые к предыдущим главам» пятого раздела «Преступления против общественного порядка» предписывает следующее: «Близкий родственник по восходящей линии, осужденный за преступления, указанные в предыдущих главах, теряет право опекунства над потомком, являющимся потерпевшим, и над его имуществом. Опекун, осужденный за указанные преступления, лишается права на опекунство». Такое положение законодательства позволяет, на наш взгляд, оградить в дальнейшем, зависимых потерпевших от негативного воздействия на них со стороны виновных лиц. Однако вряд ли можно согласиться с позицией турецкого законодателя, который в качестве потерпевшего признает только лиц женского пола.